Итоги конкурса "10 стихотворений месяца" за октябрь 2024 года
Все новости
ПРОЗА
10 Ноября 2022, 15:27

Записки охранника. Часть первая

Рассказы про Уфу для кино

Работы не было, её поиски затягивались, деньги кончились. И нужно было срочно хоть куда-нибудь устроиться, хотя бы временно. И тут моя дама сказала, что в магазин, что в соседнем доме, срочно требуется охранник. Почему нет? Я тут же собрался и пошёл. И уже через пять минут разговаривал с хозяином магазина – молодым человеком лет двадцати пяти по имени Альберт. Позже я узнал, что хозяин магазина не он, а его отец, отзывы о котором были самыми нелестными – хам, самодур, грубиян. Может и руку поднять – хоть на мужчину, хоть на женщину. Я с ним ни разу не сталкивался, Бог миловал.

Альберт же по поручению отца этот магазин курировал, и, возможно, не только этот, т. к. появлялся он здесь далеко не каждый день. Так что мне повезло, что застал его. В отличие от своего отца и несмотря на свою мажорность, Альберт был вежлив, тактичен, обращался на «Вы», и был даже несколько застенчив. Моему появлению он сильно обрадовался. «А прям сегодня начать можете?» – с надеждой спросил он. Оказалось, ситуация аховая: охранника Ильдара накануне сильно помяли, и выйти на работу он не мог, а сменщика у него уже месяц не было. «Конечно!» – ответил я. «А паспорт у вас есть?». «Конечно, как же без паспорта!». «И прописка?». «И прописка». Я полез в карман за документами, но он отмахнулся: «Ладно-ладно, потом бухгалтеру покажете». Но и потом я никому ничего не показывал – не спрашивали. Так я стал охранником в магазине, и через три часа вышел на своё первое дежурство... А за ним последовало второе, третье…

И таких дежурств, непрерывно, ночь за ночью, пока не появился сменщик, было восемнадцать. Я и не подозревал, что ночью жизнь в городе не только не затихает, а наоборот – бурлит! Особенно с пятницы на субботу, с субботы на воскресенье и в праздники. В остальные дни спокойнее. Это как придёшь в будний день в поликлинику, и ощущение, что никто не работает – все болеют. Так и здесь – никто не спит, все пьют, ржут, матерятся, дерутся. Удивлением – неприятным – было также обилие пьяных девушек и женщин, я просто не ожидал такого. Но пьяные девки – это только полбеды, а беда – когда они начинали барагозить. Психологически я себя готовил к напрягам, но с мужиками, а вот с бабами… я к этому был не готов. Угомонить их было не просто гораздо труднее, чем пьяных парней, а почти невозможно, и если бы не помощь самих парней, которые, как могли, сдерживали своих отвязных подруг, получая и терпя от них иногда совсем недетские удары, я просто не знал бы, что делать. Меня ведь даже никто не инструктировал, как действовать в той или иной ситуации. И про тревожную кнопку никто ничего не говорил, я думал, её нет. А она была! Но о ней позже.

Обычно к четырём утра наступало затишье. Часа на полтора-два. И продавщица за прилавком, и я на стуле в углу в это время отключались. Затем начинал тянуться ручеёк страждущих с похмелья. «Раньше хоть колбаски брали на завтрак, теперь с утра пораньше – пиво, чекушка, пиво, чекушка», – говорила Лариса. Свою первую смену я отработал с ней. Лариса не замужем, ей лет сорок, растит сына-школьника. Симпатичная, приятной полноты. Дежурство с ней прошло спокойно – день был будний. Был даже забавный эпизод.

Зашли муж с женой. Оба пьяные. Муж прошёл к прилавку, жена за ним не последовала. Тут же набежало народу, образовалась очередь, и жена оказалась как раз в хвосте этой очереди. Вошёл мужик, пристроился за ней, достал червонцы, пересчитывает. Жена, обращаясь к мужу, думая, что он рядом, а он далеко и её не слышит, произносит:

– Мутит меня, я тебя на улице подожду.

Мужик, стоящий за ней, принимает на свой счёт, и, прикрывая рукой свои мятые десятки, как-то испуганно заявляет:

– А мы с тобой не договаривались!

Я от души посмеялся.

Был и не весёлый эпизод. Среди ночи зашли женщина и девушка. Девушка совсем юная, вдрызг пьяная, замёрзшая, на ходу засыпающая. Женщина лет сорока, в очках, трезвая, не обаятельная, да и вовсе не женственная. На зоне таких коблами зовут. Купила чекушку и полтарушник пива. Уходить из магазина они не спешили – встали неподалёку от двери. Говорили тихо, но что-то до моих ушей долетало, в магазине-то больше не было никого. Женщина пыталась всучить девчонке свои варежки: «Возьми, тёплые, у тебя руки как лёд». Но та ни в какую: «Мне мама не разрешает брать чужие вещи»… Где ж ты так наклюкалась, маменькина дочка?! Почему ты не дома до сих пор и как оказалась чёрт знает где и чёрт знает с кем?! Женщина взялась растирать ручонки девушки своими ручищами, та проявила слабую попытку сопротивления, но тут же сдалась. У неё просто не было на это сил, казалось, она вот-вот упадёт, глаза закрывались. Кобла спросила, как зовут девушку, но ответа не получила. И всё нашёптывала ей: «Сейчас согреешься немного, и ко мне пойдём, я тут недалеко живу, я тебя чаем напою, спать уложу. А завтра к маме отвезу…» Ага, чаем ты её напоишь, чего ж ты алкоголь купила, хотя сама – как стёклышко. Уговоришь её водочки хлебнуть – чтоб согреться, чтоб не заболеть, ещё и пивком запить заставишь. И… что ты потом с ней делать будешь, собака страшная?! Через полчаса увела-таки она девчонку. А у меня осадок нехороший на душе остался…

Моего сменщика Ильдара регулярно бьют. Морда постоянно в синяках, кровоподтёках, не успевают сойти одни, как тут же появляются новые. Поэтому харя у него жёлто-фиолетовая. Плюс к этому то левый, то правый глаз наполовину залит кровью. Достаётся ему. Иногда так, что не выходит на работу, а отлёживается дома. Бывает, по две недели. В это время за него работаю я. Я не против – больше дежурств, больше зарплата.

Ильдар мог бы воспользоваться тревожной кнопкой, но он этого ни разу не делал, и продавщицам запретил нажимать, когда его избивают. Причина банальна – на рабочем месте он всегда пьян, и ещё не ясно, кого заберёт вызванный наряд, его или тех, с кем он сцепился. Конечно, в своих бедах виноват сам Ильдар – агрессия из него так и прёт. А он никак не хочет понять, что этой агрессией он сам посетителей и провоцирует. Чего стоит один только его главный предмет устрашения – укороченный черенок от лопаты, который он, заступая на дежурство, демонстративно ставит в угол возле себя. А в карманах у него ещё кастет и нож. Упаси Бог оказаться с таким набором в ментовке. Оттого и тревожная кнопка под запретом. Но Ильдар абсолютно убеждён, что именно с этим «джентльменским» набором он может выходить на дежурство, что с ним он во всеоружии, в безопасности и только с ним он в состоянии выполнять свои обязанности в полном объёме. Пару раз начальство посылало меня к нему (телефона у него нет) узнать, сколько он будет отлёживаться, и когда сможет выйти на работу, и я пытался его переубедить, донести до него простую, даже банальную, мысль – что в мир излучаешь, то от него и получаешь, причём в многократно увеличенном виде. Излучаешь агрессию – получаешь по мордасам, и по другим частям тела тоже; излучаешь добро… Но он и слышать не хочет. Ты же, говорю, тому яркое доказательство, классический пример. Но он не понимает, о чём я. И уверен, что мне просто везёт. Ладно, хочешь люлей огребать – огребай. А у меня – другой набор, и он меня пока не подводил: книга, записная книжка и авторучка. Понятно, что пользуюсь я всем этим, только если нет посетителей. У меня тоже бывают пьяные покупатели, которым хочется покуражиться, и тогда я вынужден вмешиваться. Ситуации разные, люди разные, но делаю я всегда одно и то же – гашу конфликт, а не раздуваю его, причём быстро, перехватывая инициативу, без грубости, с шутками-прибаутками, с улыбкой, демонстрируя своё миролюбие, показывая свои пустые ладони. И – получается, парни сбавляют обороты, перестают хамить, а под конец и вовсе знакомятся, жмут мне руку и предлагают выпить. Иногда соглашаюсь – если понимаю, что мой отказ будет неверно истолкован. Если более-менее адекватны, и понимают, что я на работе, оставляют бутылку-другую пива, после смены, мол, выпьешь. Но я бы слукавил, если бы не сказал об одном нюансе, который, впрочем, не всегда имел значение. Ильдар, упорно заявлявший, что мне «просто везёт», отчасти был прав. Везение моё было вот в чём.

Я давно и часто навещал одну даму, что жила в соседнем доме. Последнее время и вовсе жил у неё. Дворовой шпане я примелькался. Костяк этой шпаны составляли братья Загидуллины. Семья Загидуллиных проживала в том же подъезде, что и моя дама, двумя этажами ниже. Состояла семья из десяти человек: отец, имевший две ходки по молодости, пьянь и дебошир, мать, тоже рюмку мимо рта не пронесёт, две дочери и шестеро сыновей. Из сыновей один был старшеклассником, один сидел. Остальные четверо – молодые крепкие парни – нигде не учились и нигде подолгу не работали. Каждый имел по куче приводов, и участковый к ним ходил чуть не ежедневно. Когда и наряд приезжал, забирал кого-нибудь из братьев, а то и всех четверых, но довольно скоро их отпускали. В округе, понятно, они были в авторитете, и ничего в близлежащих дворах без них не делалось. Нередко они ошивались у подъезда, пили пиво. Они не раз видели меня с дамой, здоровались с ней, потому как с соседями из своего подъезда были вежливы, а потом стали здороваться и со мной. И когда увидели меня в магазине на месте охранника, удивлённо обрадовались, двинулись ко мне, и каждый пожал мне руку. Это было очень кстати, т. к. перед этим меня донимал полупьяный юнец, которого сильно раздражала книга в моих руках. Я видел, что он выжидает удобного момента, чтобы вырвать её у меня. Как раз в этот момент и появились братья. То, что сами Загидуллины «поручкались» со мной (с ним тоже, но после меня) произвело на него такое впечатление, что он тут же протрезвел. После чего подошёл ко мне и промямлил какие-то извинения. Таким образом рейтинг мой в первое же моё дежурство взлетел до небес, и с местными у меня вообще проблем не было. Но по ночам в магазин заходили не только местные – в их районах не было круглосуточных торговых точек. И тут мне приходилось рассчитывать только на себя…

 

Как-то Лариса, которая в этот день не работала, вбежала в магазин с криком: «Скорее! Там дядя Паша лежит, двое парней избили, я отогнала их! Помоги ему до дома добраться, он тут недалеко живёт». «А кто он тебе, этот дядя Паша?». «Да никто, просто человек хороший, покупатель наш постоянный, выручку нам делает… Роза, пусть сходит?!». «Конечно!».

Я быстро оделся и вышел на улицу. Тут же увидел дядю Пашу – он сидел метрах в десяти от входа в магазин. Дядя Паша силился подняться на ноги, но у него это не получалось. Я подошёл к нему и протянул руку: «Давай, дядя Паш, подымайся!». Поднять его – грузного, пьяного – удалось не с первого раза. Я отряхнул, как мог, его от снега. «Пошли, дядя Паш, домой провожу. Куда идти?» Он указал рукой, что-то бормоча. До его дома оказалось метров сто пятьдесят, невелико расстояние. Но когда ты тащишь пьяного, ноги которого норовят в узел завязаться, и масса которого вдвое больше твоей, это расстояние многократно увеличивается. Дядя Паша трижды падал, причём в третий раз увлёк и меня. Но ближе к дому, к моему облегчению, немного протрезвел, и хоть и сумбурно, но рассказал, что обмывали на работе рождение внука у завгара. А потом стал у меня допытывать, кто я такой и чего пристал к нему. «Охранник я из твоего любимого магазина». «Не, там другой, я знаю, пил с ним»… С кем только не пил мой сменщик! «Приболел твой другой. Завтра с утра пораньше за пивом прибежишь – увидимся». «И чего ты меня провожаешь?», – забеспокоился дядя Паша. «Так не дошёл бы сам. Или обчистят, или замёрзнешь. А скорей всего и то, и другое». «Услуга, что ли, такая от магазина?». «Типа того».

Дошли, наконец. Поднялись на лифте на шестой этаж. «Дома-то ждёт кто?» «Жена, дочь, внучка…» «Бабье царство! Будет тебе, дядя Паш, головомойка! Помятый, грязный, пьяный, харя в синяках. Не завидую я тебе… Деньги-то не отобрали?» «Не-ет», – головой замотал. «И то хорошо. Звони, чего тянешь? Меня на работе ждут!» «А это, услуга-то того, платная? Сколько?» «А я думаю, чего ты мнёшься! Да нисколько, дядя Паш, постоянным клиентам бесплатно! Звони давай!» «Спасибо», – буркнул он и позвонил в дверь. Я не стал дожидаться «тёплой» встречи и отправился обратно в магазин. И по дороге думал о том, что и я попадал в подобные ситуации, и мне, бывало, помогали, и помогали бескорыстно…

Продолжение следует…

Автор:Сергей ФРОЛОВНИН
Читайте нас: