Десять стихотворений месяца. Октябрь 2024 г.
Все новости
ПРОЗА
7 Ноября 2022, 16:00

«ТРУД»ное детство

Рассказы про Уфу для кино

Для тех, кто не умеет читать кавычки, сразу поясню – у меня было счастливое советское детство.

До 20 лет я жил на Ленина, 104, рядом со стадионом «Труд». Всё детство связано с этим стадионом. Летом мы, мальчишки, обязательно ходили на мотогонки. Все билетёрши были с нашего двора – пропускали нас. Да мы и без них знали все лазейки. Мотогонки тогда, в 70-е годы, были очень популярны, все призёры были наши, из Башкирии, и посмотреть соревнования хотели очень многие. Кому не доставалось билетов, залезали на деревья и крыши близлежащих домов. А мы на стадионе бывали чуть не каждый день. Когда гонок не было, наши прославленные мотогонщики вместе со своими механиками чинили свои мотоциклы, а мы вились возле них, и каждый из нас норовил первым подать Габдрахману Кадырову нужный гаечный ключ. Это сейчас кругом «Шкоды», а тогда «Шкода» была только у Кадырова, ему чехи подарили. Нас никогда не гнали, нормальные весёлые мужики, никакой звёздной болезни у них не было.

А ещё ходили на городошников смотреть. Была такая игра – городки, и площадка для этой игры была. А вокруг было полно торна, мы им объедались, рты вечно чёрные. А когда городошники уходили домой, мы здесь баловались с карбидом, который где-то тырили. Запускали в небо бутылки. Они, конечно, падали и разбивались. А однажды запустили чугунок. Так он улетел в окно четвёртого этажа нашего дома! Хорошо хоть не в квартиру – в подъезд. Окно, понятно, вдребезги. А мы – врассыпную! Да, далеко не всегда наши детские шалости были безобидны. Порох делали, мастерили самострелы, арбалеты, пугачи. Испытывать шли на стадион, во дворе-то родители могут застукать, соседи. Обжигались, ранились, но все, слава Богу, остались живы-здоровы.

Ещё на стадионе было много спортивных секций. Как-то мы зашли посмотреть на штангистов. Тренер пристально посмотрел на меня и сказал: «А ну-ка подойди». Я подошёл. Не знаю, что он во мне увидел – я был далеко не самым широкоплечим из нашей компании – но что-то увидел. «Подними вот эту штангу», – предложил он мне. Штанга была детской, но штангой! Я поднял. «Сколько тебе лет?» – спросил. Я ответил. «Года не хватает. Приходи через год, я из тебя чемпиона сделаю». Но я не пришёл. Как вспомню, сколько тяжестей за жизнь перетаскал, и ещё перетаскаю, так лучше бы в чемпионы пошёл…

А ещё был тут долгострой. Начали новые трибуны делать, да забросили. Котлованы водой наполнились. Лягушки завелись. Здесь-то мы и купались! Помню, как первый раз в жизни нырнул, точнее, попытался – упал на воду плашмя! Вот это была боль, как о камень ударился.

Зимой, конечно же, мы сюда на каток ходили. Причём, в любое время, даже если каток не работал, потому что помогали чистить каток от снега. Да и вообще – были свои, местные. На коньках люблю и сейчас покататься.

Была здесь малая арена, на ней проходили хоккейные матчи. Сюда мы приходили не только хоккей посмотреть, а ещё и за клюшками. Потому что в «Спорттоварах» клюшки тогда были только прямые, тяжёлые, из толстой слоёной фанеры. А у хоккеистов – загнутые, лёгкие. И они их бросали прямо на лёд при малейшей трещине. Арбитры не успевали их убирать, потому что мы, пацаны, тут же перелезали через борт и бежали наперегонки – кто первый к клюшке подоспеет, тому она и достанется. Клюшки эти нам, конечно, были великоваты, но мы их укорачивали – при помощи ножовки, а трещину перематывали изолентой. А потом во дворе играли в хоккей. Тогда в каждом дворе играли в хоккей. Летом, понятно, в футбол. Нынешние дети тоже играют – но не во дворах, а дома за компьютером. А мы играли в настоящий футбол и настоящий хоккей. И это было здорово! Бывали и травмы – то шайба в голень угодит, то клюшкой кто под глаз заедет. Но все, слава Богу, остались живы-здоровы.

А после старого Нового года наступала пора игры в хоккей с мячом. В это время все выносили из домов новогодние ёлки, которым мы давали вторую жизнь – из них мы делали клюшки. При помощи топора и ножовки (а инструментом мы умели пользоваться) освобождали ствол от веток и коры. К вершине привязывалась верёвка, она натягивалась так, чтобы вершина согнулась. Затем привязываем эту верёвку к стволу и получившийся полукруг перематываем, пока не получится сетка. Всё, клюшка для игры в хоккей с мячом готова! Затрат – никаких, удовольствия – море!.. Давным-давно не вижу я в наших дворах таких клюшек – не умеют их делать современные дети. Да и незачем им. Понадобится – родители готовую купят. Сейчас всё готовое есть, и детям нет нужды мастерить, придумывать, сочинять, напрягать мозги, мозолить руки – стимула нет. Потому они и не развиваются, а явно деградируют. При таком ходе вещей наша знаменитая на весь мир смекалка сойдёт на нет. Та смекалка, которая была у нас, советских детей, советских людей. И никуда не делась, осталась на всю жизнь. И до сих пор выручает.

Давно исчез с карты города стадион «Труд». Теперь на его месте – великолепный ледовый дворец. Иногда я прихожу сюда полюбоваться настоящей игрой, поболеть за наших, за «Салават»:

 

Зачем мы ходим на хоккей?

Чтоб поддержать своих парней,

Чтобы почувствовать единство

И спеть гимн Родины своей!

 

И всё же прежний старый стадион милее моему сердцу – с его гаревой дорожкой, запах которой помню и сейчас, с его огромным катком и малой ареной, с городками и городошниками, секциями и торном, и многим-многим другим. И, главное, с его моим детством – таким же, как у миллионов тогдашних советских детей. Счастливым детством…

Автор:Сергей ФРОЛОВНИН
Читайте нас: