«Мой путь, моя судьба...» Часть четвертая
Все новости
ПРОЗА
29 Сентября 2022, 11:00

В поисках клада, или Новые приключения уфимцев в Белоруссии

Когда я с мужем ездила отмечать 60-летие Победы над Германией в город Борисов в 2005 году мне и в голову не могло прийти, что наше путешествие по местам боевых сражений получит столь неожиданное продолжение...

"Без сомнения, много вещей погибло в Березине, воды которой унесли их вместе с песком, но и эти вещи по временам находят еще в реке. Не менее дорогих вещей и особенно денег осталось внутри земли".

П. М. Шпилевский.

СОМНЕНИЯ И СТРАСТИ

Борисов – город с более чем 900-летней историей; войны, междоусобицы, тайны старинных замков, легенды, пожары – это лишь наиболее яркие фрагменты его летописи. А какие личности проходили походами через Борисовский уезд и Борисов – Витовт, Свидригайло, великий князь литовский Александр, Сигизмунд I, Стефан Баторий, Ян Казимир, Карл XII, Наполеон...

Покидая Белоруссию в середине мая 2005 года, мы с мужем, стоя на перроне в ожидании поезда, рассуждали о бегстве Бонапарта и о тех пропавших трофеях, которые так и остались не найденными. Наш разговор услышал пожилой мужчина, который прогуливался с небольшим саквояжем в руке, посматривая на часы. При слове «клад» он, как задиристый петух, боком подскочил к нам и насмешливо поинтересовался:

– А сами-то вы что думаете по этому поводу?

Дабы не выглядеть наивными романтиками, мы синхронно махнули рукой и не очень уверенно протянули:

– Брехня-я... разговоров больше, а так... черт его знает!

Наш неожиданный собеседник нервно рассмеялся и, прижав руку к сердцу (или к карману куртки?), пояснил:

– Вот здесь – копия карты одного из тех, кто отвечал за сохранность целого обоза.

Прочитав на наших лицах недоверие, сердитый незнакомец топнул ногой:

– Клад Наполеона будет найден в ближайшие 2-3 года! Я занимаюсь этим серьезно и... давно.

Моя ироническая улыбка вконец разозлила кладоискателя:

– Долгое время поиски носили скорее интуитивный характер, но теперь путь движения обоза известен. Прояснились и другие обстоятельства...

Мы с мужем переглянулись, опять синхронно пожали плечами и пожелали темпераментному авантюристу удачи.

Поезд шел до Москвы. Кладоискатель сел в соседний вагон. Мы настроились выспаться и сразу же легли. Проворочавшись минут 30-40, я достала из сумки яблоко и, глядя в темное окно, задумчиво смотрела на звезды.

– По-моему, у этого типа с головой не в порядке, – муж спрыгнул с верхней полки и уселся рядом со мной.

– А ты что не спишь? – поинтересовалась я.

– Сам не знаю.

Мы помолчали.

– Может, попьем чаю?..

Когда я проснулась, поезд уже подъезжал к Москве. Муж объяснил: у наших проводников не оказалось кипятка, и ему пришлось пойти в другой вагон. Встреча и беседа с кладоискателем в поезде закончилась тем, что я получила от мужа узкую полоску бумаги, оторванную от газеты, с номером сотового телефона Славика. Несколько дней эта бумажка служила мне закладкой в книге, а потом перекочевала в блокнот с адресами и номерами телефонов наших знакомых. Я была абсолютно уверена – Славик, мягко говоря, не совсем здоров, а у нас с мужем нет ни времени на поиски и ковыряние в земле, ни веры в благоприятный исход дела. Но какие-то вопросы, связанные с переправой французской армии через Березину, нет-нет да и заставляли меня листать научную литературу.

Когда начал сходить снег, мне в голову пришла простая мысль: можно поехать в Борисов на экскурсию по историческим местам; и это вовсе не обязывает нас где-то что-то искать. У мужа возникли свои соображения – прихватить с собой примитивный металлоискатель. Когда выяснилось, что позаимствовать его у знакомых нам не удастся, сразу возникла идея позвонить Славику. Нашей затее обрадовались и по-деловому предложили условия: всем необходимым нас обеспечат; мы же должны к определенному часу из Борисова прибыть на конечную остановку автобуса, а от нее к месту поисков нас доставят на спецтранспорте. Категорически запрещены видео- и фотосъемка, какие-либо зарисовки, но высказанные вслух предположения, пусть даже фантастические, будут поощряться и обсуждаться коллегиально. Мы, в свою очередь, обговорили часы и дни работы.

Билеты на поезд купили заранее. Сорок пять суток до отъезда уже ввели меня в то легковолнительное состояние ожидания, которое присуще всем путешественникам. Я чуточку свысока взирала на мельтешащий люд, снисходительно избегала ссор, прекрасно понимая, что шагающие по земле явно обделены тем возвышенным чувством почти волшебного перемещения, которое обеспечивает плацкартный билет. Я жила уже в другом измерении, мое сердце билось чаще, и, случайно взглянув в зеркало, я удивлялась своей какой-то загадочной улыбке.

СТАРО-БОРИСОВ И БОРИСОВ

В Борисове мы поселились на квартире своей знакомой, которая временно перебралась к родственникам. В нашем распоряжении были телефон и богатая библиотека.

Я сомневаюсь, что в городе есть хоть один человек, не слышавший о кладе Наполеона. Несмотря на фашистскую оккупацию и тяжелые бои в 1944 году, в Борисове и его пригороде многое напоминает о событиях, связанных с отступлением французской армии. В местном краеведческом музее в экспозиции представлены оружие, мундиры, документы той эпохи. В нескольких метрах от музея, на правом берегу Березины, сохранились Батареи, которые были построены в преддверии войны с Наполеоном саперами полковника Н. Г. Сазонова с помощью борисовчан и жителей окрестных деревень. Площадь сооружения составляла 1700 метров в длину и столько же в ширину. План был утвержден генералом от инфантерии М. Б. Барклаем де Толли. Укрепления предназначались для размещения артиллерийских батарей и прикрытия 20-тысячного войска русской армии. Этот оборонный объект сохранился по сей день и успешно служит любителям истории для реконструкции боя.

Что касается других памятников, посвященных 1812 году, они установлены под Борисовым возле деревень Студенка и Брили. Именно между этими двумя населенными пунктами французами была налажена переправа.

Когда переоценивший силы противника адмирал Чичагов отступил на правый берег Березины, у Наполеона открылась возможность вырваться из окружения и переправиться через реку. Маршал Удино получил приказ удерживать Борисов и начать постройку переправ севернее города, у деревни Студенка. Сюда же срочно были направлены войска, саперы и инженеры для подготовки переправы. Для наблюдения за работами выехали Мюрат и Мортье. 24 ноября в Борисов вошел маршал Ней со своей дивизией. 25 ноября сюда прибыла гвардия Наполеона, а за ней и сам император.

В Старо-Борисове на территории школы-интерната сравнительно недавно существовал так называемый «Домик Наполеона», в котором, по преданию, полководец провел ночь. Бывшая учительница, краевед, талантливая рассказчица Анна Николаевна Борисова, которой частенько приходилось проводить экскурсии по наполеоновским местам, любезно согласилась стать нашим гидом. Мы поднялись на возвышенность, откуда открывается красивый вид на пруды, поля, на рощицы в чистой майской зелени. Именно здесь, на небольших холмах, девять веков назад «...Борис Всеславич... поставил град Борисов во свое имя и людьми населил» – читаем у В. Татищева в «Истории Российской с самых древнейших времен».

Интересную информацию сообщила нам Анна Николаевна о жителях Старо-Борисова. Среди светлоглазых шатенов и блондинов неожиданно встречаются люди с каре-черными глазами, смуглой кожей и явно нездешними чертами лица. Это далекие потомки тех детей, которых отступавшие в тяжелых условиях французы (многие офицеры за долгие годы походов обзавелись семьями) везли с собой, а потом вынуждены были отдать за кусок хлеба. Кто-то из малышей просто терялся в панике и суматохе тех холодных и трагических дней ноября 1812 года и находил приют в семьях белорусских крестьян или помещиков. Через год-другой французы возвращались в эти места, искали своих детей, но судьбы многих ребятишек так и остались связанными с их новой родиной – Россией.

Поговаривали, что, пользуясь случаем, в Студенку и Борисов наведывались и те, кто припрятал ценности в этих краях, но афишировать истинную цель своего приезда они, естественно, не собирались. Как отмечал в своих записках исследователь истории и этнографии белорусского народа Павел Шпилевский: «Несколько лет спустя после 12-го года можно было видеть в разных домах куски сукна от мундиров, разных цветов шерсть с солдатских эполет и кордонов, множество красных султанов и кирас, шпаг и сабель, крестов, книг, бомб, пуль и прочее. Дорогие часы, столовая посуда – стеклянная и фаянсовая, серебряные приборы, золотые кольца и перстни, пистолеты в богатой оправе за бесценок продавали крестьяне».

Наш милый экскурсовод Анна Николаевна познакомила нас не только с прошлым Старо-Борисова, но и с его настоящим. Мы посетили школу с современными уютными классами и большим спортзалом; по старинной липовой аллее прошли к Дому культуры. Каковы же были наши изумление и радость от встречи с художественным руководителем СДК, нашей землячкой Инной Ирековной Махмудовой! Ее бабушка с дедушкой родом из Стерлибашево, а отец немало попутешествовал по свету, так как родился в семье военного. В данное время Ирек Махмудов – начмед станции скорой помощи города Борисова, человек известный, уважаемый и очень занятой. Я побеседовала с ним по телефону и узнала, что его родители не забывают свою родину, родной язык, с удовольствием слушают записи башкирских певцов и музыкантов. Сам Ирек Хайевич тоже может поддержать разговор на башкирском языке, но родным все-таки считает русский. Его дочь и сын – белорусы с башкирскими корнями – люди творческие, они продолжают учебу в вузе и, как выражается их папа, «двигают вперед белорусскую культуру».

СТУДЕНКА И БРИЛИ

Прежде чем описать наше путешествие на место, где французы строили переправу, необходимо уточнить: слово «Студенка» для представителей «Великой армии» Наполеона стало тем же, чем слово «Сталинград» для фашистов. Даже современные молодые французы, которые могут не знать Малоярославец или Смоленск, делают кислую мину при упоминании деревни Студенка. Кстати, само название деревенька получила от многочисленных ключей со студеной водой, которые вливаются и в без того холодную Березину.

В начале XIX века река имела большую глубину, ширину и, следовательно, представляла собой весьма серьезное препятствие для измученной голодом, верстами и надвигающимися холодами французской армии.

Окончание следует...

Автор:Галина ФАДЕЕВА
Читайте нас: