Странная, порой и вовсе темная, страсть, приводящая к падениям, разорениям и даже трагедиям, овладевает миллионами людей, но мало кто задумывался о сущности этого непростого культурного явления.
Некоторые психологи (и даже психиатры!) настороженно считают крайние формы интереса к конкретным предметам – своего рода отклонением от нормы, и даже разновидностью фетишизма. Не берусь судить об этом всерьез (хотя бы потому, что я не врач, а в существование психологии и вовсе не верю), но соглашусь с тем, что человек, одержимый коллекционированием, например, пивных крышечек настолько, что готов ради них ползать под лавками мюнхенской пивной в самый разгар «Октоберфеста» – вызывает много вопросов по части вменяемости.
Для меня коллекционирование – это или в чистом виде бессмысленная страсть, тяга, зависимость, или попытка разгадать какую-то загадку привлекательности того или иного объекта, предмета, реже – явления (да-да, бывает и такое! Некоторые, например, коллекционируют торнадо или воздушные поцелуи!).
К счастью, люди коллекционируют чаще всего понятные и привычные вещи – марки, полотна Тициана, бейсбольные карточки или колпаки от автомобильных колёс. Я коллекционирую ключи. А так как это случается с людьми нечасто, попробую объяснить, в чем тут смысл, если он вообще может быть в коллекционировании.
Ключи без замков были бы бесполезными кусочками ржавого железа, если бы за каждым из них не стояла история, и каждый из них не значил бы так много для тех, кто тысячи раз отпирал ими что-то: дверь, дом, ворота или хотя бы ящик стола.
И каждый ключ в моей коллекции – ключ от какой-то истории, иногда выдуманной, иногда подлинной. Истории эти печальны, смешны, трагичны и даже иногда загадочны. Но чаще всего – печальны, ведь сам по себе ключ без замка, ключ, который уже никогда ничего не откроет – это уже печально, и именно одиночество этих ключей – объединяет их, разные, непохожие друг на друга кусочки металла, хранящие на себе все царапины и трещины тех времен, когда они служили, делали свою работу и были так нужны кому-то из нас...
Для меня эта коллекция началась в Стамбуле, в городе, наполненном историей людей и вещей настолько, что порой не обращаешь внимания на то, что простой забор сложен из осколков римских надгробий, а фамилии некоторых жителей звучат как лекция по истории Османской Империи. И, конечно же, все началось в антикварной лавке – куда же коллекционеру без нее?!
Стамбульские антикварные магазины и лавчонки не похожи ни на одно подобное заведение во всем мире, хотя бы тем, что они строго специализированны. В одной продают только фарфор и фаянс, в другой – только мебель, в третьей – одежда: пропитанные пылью сюртуки, османские фески и вычурные платья давно умерших от старости красавиц из свиты последнего султана.
Лавка в районе Джихангир торговала только металлическими предметами старины. Лампы, чугунные столики с витыми ножками, причудливые, непонятного назначения механизмы то ли часов, то ли глубинных бомб, гири всех калибров и фасонов, ржавые ножи и даже отломанное от рукоятки лезвие широкой сабли. Колокольчики и вполне себе состоявшиеся колокола свисали с потолка, грозя разразиться не присущим месту славянским перезвоном, а в стеклянных шкафах грудами лежало столовое серебро, сильно похожее однако на мельхиор. На витрине многозначительно, поверх чистой ткани, лежали огромные четырехгранные гвозди, наводившие на мысли о том, что совсем недавно их вытащили из римского распятия.
И ключи. Сотни, тысячи ключей всех размеров, фасонов и оттенков металла. Они были ссыпаны в ящики, висели на связках, попадались среди прочих мелких предметов на полках. Они были везде.
В пыльном деревянном ящике, похожем на ящик для патронов, было их навалено почти до верху. Сотни разных ключей – темные и блестящие, заржавевшие целиком или только сбоку, плоские и пузатые как бочонки, самых разных размеров. Их было так неожиданно много в одном месте, что не мог не возникнуть закономерный вопрос: почему их не выбросили? Не отправили в утиль, почему собрали вместе? Неужели кто-то купит их, и зачем?!
И тут я вспомнил одну особенность, которую подмечал и раньше, но как-то не придавал ей значения. Люди научились выбрасывать почти всё – надоевшие ботинки, старые телевизоры, вышедшие из моды смартфоны и даже отлетавшие своё авиалайнеры – все это безжалостно отправляется в утиль на переплавку. Мы без всяких раздумий избавляемся почти от всего, но при этом очень неохотно выбрасываем ключ. Даже если он уже и не нужен, и замок сменили в квартире, или больше некому его дать... Так и лежат старые ключи по ящикам и карманам. Не поднимается почему-то рука выбросить его – совсем ненужный, но такой привычный.
В этой лавке они собрались со всего Стамбула, огромной кучей в оружейном ящике – их не выбросили, их просто собрали вместе. Я наклонился, выбрал самый красивый и протянул продавцу. Турок невозмутимо пожал плечами и взял с меня сорок лир. Это был самый первый ключ в моей коллекции, он навсегда останется и самым красивым. Не стану рассказывать его историю, но расскажу о нескольких других, попавших в мою коллекцию при разных обстоятельствах – странных, страшных, забавных и, надеюсь, интересных.
Вот этого, пузатого, покрытого едва различимыми узорами гравировки я нашел в маленьком магазинчике, недалеко от базилики Рождества Христова в Вифлиеме. Продавец-араб долго крутил ключ в руках, не отрывая от меня пристального взгляда.
– Еврей? – по-английски строго спросил он меня.
– Ноу-Ноу! Ну что вы?! – Почему-то с жаром запротестовал я, представив, как расстаюсь с жизнью примерно в ста метрах от того места, где ее обрел Христос.
– Вээр ар ю фром, – старательно и строго выговорил торговец.
– Фром Раша, – выпалил я и тут же понял, что совершенно не знаю, как на данный момент жители Сектора Газа относятся к россиянам, и знают ли они о существовании Раши вообще.
– О! Раша – гуд! Вэри гуд, – к моему величайшему облегчению сообщил мне вкратце суть российско-палестинских отношений араб, и, явно утроив цену, продал мне ключ.
Прощаясь, торговец сообщил мне, что ключ этот – верный выбор, что он приносит удачу и счастье своему владельцу. На обратном пути из Сектора Газа наш минивэн попал под ракетный обстрел, но, к счастью, никто не пострадал, вылетевшие из апельсиновой рощи самодельные ракеты с воем пролетели над нами в сторону еврейского поселения. Наверное, об этой удаче говорил хитрый продавец ключей из Вифлиема? Не знаю...
Он самый большой в моей коллекции – почти 28 сантиметров! И когда он полетел со мной на самолете, его долго, с недоверием рассматривал таможенный офицер, видимо, прикидывая, готов ли я кинуться на пилотов, вооружившись этим увесистым куском ржавого металла.
– Откуда? – Наконец лаконично поинтересовался страж границы.
– От почтового ящика, – намеренно по-русски ответил я и улыбнулся.
Пограничник многозначительно кивнул, не поняв ни слова, и махнул рукой – «проходите». Наверное, ему надо было проявить бдительность.
Этот ключ пересек со мной весь Синайский полуостров, а приобрел я его на базаре города Дахаб, что недалеко от закрытой тогда еще египетско-израильской границы. Город этот знаменит разве что «дайверской меккой» – провалом дна у самого берега – «Оком дьявола», почти идеально-круглой дырой, уходящей на сотни метров отвесно вниз. Скалы на берегу около этого «ока» увешаны памятными табличками с именами безумцев, не вернувшихся со дна морского, пытаясь покорить этот анти-Эверест. В остальном – это захолустье, перманентно страдающее от набегов бедуинов, коварно появляющихся из пустыни и внезапно нападающих на блок-посты местной полиции.
Рынок Дахаба – пыльная площадь с разбегающимися в разные стороны улочками, с лавками, магазинчиками и закусочными, у которых традиционно воздвигнуты башни из упаковок с бутилированной водой. Та лавка, в которую я забрёл, торговала чем попало – ковры для молитв, шоколадные батончики, пластмассовые тазы и длиннющие рубахи с воротом – всё это было намешано и навалено безо всякого принципа или порядка. Продавец, увидев меня, необычайно оживился и стал предлагать купить «одежду Пророка», нахваливая без устали качество египетского хлопка, нисколько не стесняясь бирки «Made in China» слева внизу у этого странного одеяния. Я уже было согласился заплатить за этот подозрительный балахон 15 долларов, когда мое внимание привлекла груда вещей в углу лавки. Швейная машинка «Зингер», несколько кувшинов-кумганов и связка ключей на огромном ржавом кольце. Всё это было пыльным и как-то странно закопчённым, будто бы извлеченным с пепелища...
Я поднял ключи и обернулся к продавцу. Тот хитро, понимающе, закивал и рассказал историю этих предметов, для чего нам пришлось знакомиться и представляться. Джасим поведал мне, что эта жалкая кучка вещей – все, что осталось от его родового гнезда. Три или четыре сотни лет дом торговцев семейства Сахим простоял в Дахабе. Отважные купцы водили караваны по всему арабскому миру, добираясь до самих Мекки и Медины (упомянув святые места, Джасим на мгновения почтенно прикрыл глаза). Но бедствия XX века постепенно пожрали былую славу клана. Сначала арабо-израильская война, потом бесчинства Мубарака (да будет ему жарко в аду), а потом и набеги бедуинов сделали свою неумолимую работу. Дом ветшал, бизнеса не стало, родня разъехалась по большим городам и сгинула там, а в конце прошлого года бедуины и вовсе сожгли дом Джасима, то ли по неосторожности, то ли со злым умыслом. Теперь он живет тут, над лавкой, а от некогда славного дома купцов семейства Сахим осталась только сломанная швейная машинка и эти ключи. А вот этот, самый большой, – он от ворот – ему точно больше 300 лет...
Я купил ключ, не торгуясь, – мне очень хотелось верить Джасиму. Я ехал в дребезжащем джипе по синайской пустыне, смотрел на мелькающие за окном обугленные остовы советских танков, словно памятники былому безумию, разбросанные тут и там, и думал... Думал о странной способности человека самоуничтожаться, впадать в какое-то безумие, из которого порой десятками лет не находится выхода. А тяжелый ключ от сгоревших ворот лежал в сумке и ждал своего первого путешествия на Север.
Несмотря на то, что он был маленьким, невзрачно-тусклым и невыразительной формы, он сразу привлек мое внимание на обширном антикварном развале боснийского города Требинье. В таких городах частенько торговцы старьём и древностями выходят на туристические улицы в выходные – в надежде подзаработать лишние евро на беспечности расслабленных туристов, очарованных окружающим архаизмом и атмосферой неотреставрированного Средиземноморья.
Я покрутил ключик в руках, силясь понять, чем же он меня мог привлечь.
– Интересуетесь лагерем Кератерм? – Почти безупречно по-русски спросил продавец, не скрывая тревоги в голосе.
– А что это? – удивился я.
– Этот ключ. Он от «наручников смерти» из Каратерма.
– «Наручников смерти»? – Я присмотрелся к ключу и понял, что меня в нем заинтересовало: он был предельно прост, обычный «Г-образный», таким ничего толком и не запрёшь...
– Эти наручники одевали смертнику в лагере, – продолжил продавец, – С вечера одевали, и это было как приговор, чтобы за ночь ничего с собой не сделал. А на утро – к стенке ставили или душили проводом – как повезёт... Брать будете?
– Буду, – с ужасом пролепетал я и чуть не выронил ключик из вспотевшей руки.
Продавец даже не заломил цены, или я тогда не обратил на это внимания, я и теперь не помню, за сколько купил этот страшный артефакт югославской войны. Думаю, недорого. А продавец, похоже, и сам был не прочь избавиться от этого ключа.
Этот ключ не висит у меня на стене, как прочие из моей коллекции. Не знаю почему, наверное, он напоминает мне как внезапно вспотели мои руки, когда я услышал о «наручниках смерти» из лагеря Каратерм...
В моей коллекции несколько десятков ключей со всего мира – от Перу до Сингапура, и от Хельсинки до Сомали. Каждый из них – какая-то история или байка, трагедия или фарс. Обо всех не расскажешь, но все они – память. Память моя, память чья-то, наша память.
По сути ключи всегда отделяли «наше» от «общего» пространства. Запирали дом, шкаф, автомобиль или сейф – они были и остаются неким инструментом обособления, индивидуализации, собственничества. И, только теряя свой замок, ключ становится просто ключом, кусочком железа, обретающим тайный смысл ровно настолько, насколько мы этого захотим.
Не выбрасывайте старые ключи.