По моей классификации, религию можно и нужно отнести к надгосударственным ритмам жизни. Собственно, так и есть – мало какое государство может похвастаться такой же продолжительностью жизни, как религия. Она занимает промежуточное место между собственно государством и этносом, как формами существования человеческих сообществ.
Почему религия – это ритм жизни и почему она более долговечна, чем государство? Понять это легко, если мы обратим внимание на то, как они организованы. Что государство, что религия регламентируют жизнь человека, дают ему четкие рамки существования, дают энергию конфликта, запускают жизненный ритм. Однако государство делает это менее успешно, потому что хуже справляется с метафизическими вопросами. Собственно, поэтому религия более долговечна – потому что ее конфликты более долговечны.
Какие же конфликты двигают религии? В чем оппозиция?
Рассмотрим первым делом Буддизм. В нем центральным понятием является Нирвана – состояние блаженного ничегонеделания и нежелания. Противостоит ему наш суетный мир. Собственно, это и определяет жизнь стран с этой религией – с одной стороны, мудрые старцы, постигшие все на свете, с другой – суета всех этих Гонконгов, где люди неразличимы друг от друга, так что позволяют себе что угодно, например, зарабатывать на жизнь, воспитывая сыновей как девочек, а затем меняя им пол и устраивая в публичный дом.
Как представляется, в этом конфликте не так много энергии, вот почему все эти страны так легко стали жертвами западного колониализма и не являются самостоятельными.
Единственная страна в том регионе, которая делает вид, что ведет более-менее самостоятельную политику – это Малайзия. И не случайно ее государственная религия – Ислам.
В чем же центральный конфликт Ислама? Человек вверяет себя Аллаху, во всем полагаясь на Его волю. Соответственно, в противоположность этому он действует без оглядки на Него. Конфликт между тем, что надо, и тем, что хочется самому – это, конечно, подростковый конфликт и дает много энергии прежде всего юным народам – таким, как, например, нынешние арабы или татары Поволжья. У старых и соответственно более опытных народов этот конфликт сглаживается и перестает быть таким эффективным, как, например, в средние века, когда тогдашние арабские племена чуть не захватили весь мир.
Почему же фаранги, то есть франки, то есть Запад, смогли остановить арабов? Потому что они были христианами. Как же организовано Христианство, почему оно дает силу?
Дело в том, что в нем очень сильная дихотомия – с одной стороны Бог, с другой стороны – дьявол. Обратите внимание, как силен второй товарищ в католицизме, их борьба с Богом вечна и непримирима. Собственно, Христианство эксплуатирует чувство вины, потому что любой христианин является дважды предателем – он предает Бога и обращается к дьяволу, а потом предает дьявола и обращается к Богу. Теперь понятно, какие бури бушуют в груди каждого католика, и почему порой совершаются такие чудовищные акты, как геноцид евреев и индейцев и прочее. Вообще, не случайно первым христианином является Иуда – он как раз сперва предал Бога, а потом предал дьявола.
В православии, кстати, этот конфликт более сглажен, потому что в православии Богу противостоит не дьявол, а черт, и потому вина не так сильна и не так мистична.
Грешить бесстыдно, непробудно,
Счет потерять ночам и дням,
И, с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в божий храм.
Так писал Александр Блок. Не сравнить с «Фаустом» Гете, где милые грешки оборачиваются для человека потерей личности и полным крахом.
Сегодня центральные конфликты мировых религий постепенно угасают, не случайно Наполеон, увидев золотые купола церквей Москвы, удивился набожности русских и заметил, что французы не верят в Бога как один.
Но Бог жив, и думаю, что Он вдохнет новую жизнь в мировые религии, даст им новые конфликты, которые и определят новые ритмы жизни.
57. Фильм, в котором на нас наехали
Как заработать деньги и при этом наехать на все человечество, заработав моральные дивиденды? Надо снять фильм. Американцы это умеют. Вот пример – «День, когда Земля остановилась».
59. Чувствуете ли вы свой ритм жизни?
Мой друг, ныне покойный, прекрасный поэт Станислав Шалухин жил в очень интересном ритме жизни. Мы с ним работали около двух лет в литературном журнале, и вот все эти два года он месяц выпивал каждый день, то есть назюзюкивался почти в хлам, потом месяц молчал, а потом месяц ходил счастливый, довольный, радостный! Как-то я его спросил, почему он месяц молчит. Он ответил: «Я силы коплю!»
Одна моя знакомая жаловалась, что все неприятности случаются с ней под Новый год и никогда более.
Я сам знаю, что сентябрь и октябрь для меня очень хорошие, «писучие месяца» и подстраиваю свою жизнь так, чтобы было больше свободного времени для стихов и прочего.
А вот вы, дорогие мои друзья, чувствуете свой, индивидуальный ритм жизни? Подстраиваете свою жизнь под него?
60. Потягушечки. Мое первое воспоминание
Есть замечательная пословица – «чужую беду руками разведу, а к своей – ума не приложу». Собственно, это понятно – изнутри системы трудно эту систему не то что реформировать, но даже понять. Тем не менее настало такое время, когда я дозрел до анализа собственного первого воспоминания. Вот оно, кстати. Кстати, я его уже описал в моем романе «Башкирский девственник».
Я помню, как я лежал в яслях на полке для младенцев, весь спеленутый, как полагается. Стена была оклеена газетой, а справа была занавеска, которая колыхалась от голосов нянечек, которые там разговаривали. И вот я к ним тянулся, хотел быть вместе, хотел понять, что там происходит. Мне тогда было от 6 месяцев до 9, потому что в девять я уже ходил, а на работу тогда после родов моя мама вышла, когда мне исполнилось полгода (так было по закону).
Собственно, оппозиция здесь такая – стремление к людям, стремление понять, что говорят, что происходит, присоединиться к общему разговору и – одиночество, наслаждение покоем, когда тебе никто не мешает, тихое созерцание жизни. Поэтому я с одной стороны очень активный общественник, если можно так выразиться, а с другой стороны – люблю помедитировать.
Кстати, кому интересно – вот такое вот стремление к чему-то по-башкирски называется «ынтылыу», а по-гречески звучит как «энтелехия». Салават Галлямов считает, что это вообще одно и то же слово-понятие, потому что башкиры и древние греки – родственники.
61. Ритмы, в которых живет человек
Прошел Новый год, и я задумался о классификации ритмов жизни, которыми живет человек. Я об этом писал ранее и где-то выше, но сейчас буду рассматривать их на примере жизни отдельного человека. Итак, с какими ритмами сталкивается индивид?
Понятное дело, в районе от нуля до четырех, максимум семи лет, как я уже выяснил, в человеке просыпается его личный индивидуальный ритм, который проявляется в его первом воспоминании.
А вот что происходит дальше? Включаются ли еще какие-то ритмы?
В семь лет человек идет в школу.
В тринадцать лет начинает работать сексуальная энергетика.
В семнадцать поступает в институт и выбирает профессию.
В двадцать четыре женится и заводит семью.
Собственно, после этого ничего особенного с ним и не происходит, все остальное – только вариации.
Выскажу кое-какие догадки. Думается мне, что в период с семи до десяти лет включается социальное чувство. Именно в этот период определяется национальность и гражданское самосознание человека. Он подключается к ноосфере своего народа и страны.
А вот когда в тринадцать лет человек начинает ощущать свою сексуальность, он подключается к заданному в стране современному ритму сексуальности.
Когда человек начинает осваивать профессию, он не сразу начинают чувствовать себя инженером или там физиком или лириком. Должен пройти инкубационный период лет восемь. Так что все-таки годам к двадцати пяти из человека может получиться профессионал низшей ступени.
Семья. В семье нет индивидуального, надчеловеческого ритма. О ней я напишу подробнее ниже.
62. Семья как рукотворное чудо
В семье нет самостоятельного, надчеловеческого ритма. Когда двое встречаются и начинают жить вместе, они делают это все-таки с большим участием головного мозга. Доказать это несложно – человек не может отказаться от ритма жизни, в котором он живет без потери индивидуальности. Есть такая пословица – «от себя не уйдешь». Это что касается индивидуального, личного ритма жизни. Но невозможно избавиться и от своей национальности – даже разведчики, которые весьма удачно мимикрировали под иностранцев, в душе знали, что когда-то они вернутся в свою страну, что это только игра.
А вот человек за годы жизни может поменять не одну семью и ничего с ним такого особого не случится.
Почему же, в конце концов, возникла семья и какие у нее особенности с точки зрения теории первого воспоминания?
Скажу банальность – в основе семьи все-таки лежит любовь. Или, если быть точнее, совпадение жизненных ритмов двух человек, когда они входят в определенный резонанс. Поскольку совпасть может только какой-то отрезок, то максимальная длительность любви составляет четыре года. Это, как известно, четверть цикла. Все просто – посмотрите на качели. Вот качели идут вниз от высшей точки до низшей. Это и есть четверть цикла. Половина – это когда от высшей точки до другой высшей точки. А полный цикл 16 лет – это когда туда и обратно.
А теперь давайте посмотрим сбоку, как качаются на качелях одновременно два человека. Первый цикл совпадает практически идеально, второй – уже есть шероховатости, третий – отличия уже видны явно, четвертый – ничего общего. Вот почему после четырех лет в каждой семье начинаются проблемы.
Кстати, фраза Льва Толстого о том, что «все счастливые семьи счастливы одинаково, а несчастные – несчастны по разному» – очень даже верна. Так же верна фраза «строить отношения». Семьи действительно что строятся, партнеры должны подлаживаться друг под друга. Тогда семья будет крепкой.
Вот кстати, почему важна свадьба. Она задает энергетику семьи, ее ритм, супруги оглядываются на это событие в поисках истоков счастья. Поэтому нужны семейные праздники, надо отмечать годовщины свадьбы обязательно, дни рождения детей и проч. Поддерживая искусственно этот ритм, можно жить спокойно. Самое интересное, что у супругов, которые живут вместе долго и что называется притерлись друг к другу, жизненные ритмы коррелируют.
И надо, как я уже сказал, быть особенно внимательным на 4, 8, 12 и 16 годы совместной жизни.
Что же касается браков по расчету. Это все-таки имитация семьи, в которой может, конечно, с годами вспыхнуть огонек, но это вряд ли. Особенно не позавидуешь детям, рожденным в таких браках.