Все новости
ПРОЗА
8 Августа 2019, 19:18

Жизнь, жизнь. Не только о себе. Часть тринадцатая

Зайтуна ГАЙСИНА Отрывки из книги Часть тринадцатая Беленький барашек Иначе как чудом это не назовешь. Без прописки, уже потерявшая всякую надежду на трудоустройство в Уфе, 26 сентября я вышла на работу в качестве учителя английского языка в школу № 79 в Черниковке. Рабочая окраина, типовая средняя школа. Место держали для моей подруги Ляли Ишмаевой, которая также надеялась через знакомых и всякие связи освободиться от обязательного распределения.

Но ей это не удалось, и меня приняли в срочном порядке, потому что почти месяц уроки английского не велись надлежащим образом: с делением на группы по полкласса.
Моей напарницей была Елена Мавлияровна, немного старше меня. У нее уже была своя двухкомнатная кооперативная квартира на улице Первомайской в Черниковке. Отец ее, родом из Башкирии, женившись на украинке, остался после войны в Украине, работал в торговле, на приличной должности, и позаботился о крыше над головой для дочери. Мы подружились, она приглашала меня в гости в свою уютную квартиру, болтали, чаевничали, мечтали вслух. Я мечтала о своей собственной крыше над головой. В Черниковке мы с мужем сняли у одной бабушки однокомнатную квартиру на первом этаже, почти рядом со школой. И мужу моему добираться до работы было гораздо ближе, чем раньше. Сама хозяйка квартиры жила у дочери и занималась внуками.
Помимо нагрузки в 22 часа в неделю, мне поручили на полставки быть комсоргом школы и быстро провели положенные при этом выборы. Отказаться было невозможно. Хочешь работать, принимай на себя эту дополнительную функцию. У меня же не было даже прописки, а без нее по закону на работу принимать было нельзя! Директриса спешила: «У мужа есть прописка, так? Ну, что-нибудь придумаете». Выход нашелся: даже чтобы записаться в библиотеку или попасть к зубному врачу, я ходила с паспортом мужа и нашим свидетельством о браке.
Когда члены комсомольского комитета вошли в пионерскую комнату на первое заседание, один из них, высокий красивый парень, похожий на молодого Василия Ланового, громко спросил: «А это что за беленький барашек?». Я не сразу поняла, что речь идет обо мне – с осветленными кудряшками. Эту прическу я ликвидировала при первой же возможности.
Побег на Черное море
В качестве учителя, и особенно классного руководителя, меня хватило на год и восемь месяцев. В апреле 1975 года я пришла в кабинет нового директора школы, Янина Бориса Алексеевича, и разрыдалась так, что на его столе осталась лужа с суповую тарелку, и умолила его отпустить меня. Добрый оказался человек, как-то понял мое состояние и нелепые доводы. Получила зарплату, отпускные и… за 140 рублей купила путевку на Черное море.
Давать уроки я умела, и научить детей чему-то от английского языка могла, но морально не была готова к следующему. В том классе, где я была классным руководителем, у половины детей не было отцов! Когда на родительском собрании в конце первого года я попросила родителей помочь с ремонтом класса, один отец внятно произнес: «Опять четыре ямки…». Я спросила, о чем речь. Он рассказал, что, когда его сын ходил в садик, ему надо было копать при благоустройстве территории детского сада четыре ямки для посадки деревьев вместо одной. Три остальные – за «тех парней». То есть отцов не было более чем у половины воспитанников садика. Помочь с ремонтом (собрать деньги, принести материалы, белить и красить) соглашались не более 5-7 родителей. В классе было 36 учеников.
Безотцовщина оставляет такие следы, что маленьким человечкам остается только сострадать. Ругать и наказывать я была неспособна. Научилась долго разговаривать с «хулиганами и отстающими» по душам и наедине, но от этого не становилось легче жить ни им, ни мне. Если у ребенка «папка разбил мамке голову бутылкой», и он вызывал скорую, а потом возился с маленькой сестренкой и несколько дней не ходил в школу, чем я могла ему помочь? Если у пятнадцатилетнего второгодника в шестом классе матери нет (утонула в ванне при сердечном приступе), а отец горький пьяница? У парня нет ни книг, ни тетрадей – ничего. То же самое у младшей сестренки, о которой он все же пытается заботиться. Прихожу к ним домой как классная руководительница, а там шаром покати – нет даже хлеба. Иду к директору, выписываю 25 рублей из директорского фонда, веду парня в магазин покупать брюки – совсем обносился. Носить детские брюки за 12 рублей он решительно отказывается (ему почти шестнадцать) – добавляю три рубля и покупаю за 28 рублей «взрослые» брюки. Я-то полагала, что на оставшиеся деньги куплю им каких-нибудь продуктов!
Прошло лет десять, и я встретила этого парня во дворе дома своего брата Марата в Черниковке. Мой бывший ученик распивал бутылочку со своим отцом на дворовой скамейке. Рассказал, что стал сапожником. Он еще и прихрамывал, так что автослесарем, как он когда-то хотел, стать не удалось: «Там тяжелое надо было таскать». Сестренка как будто наладила нормальную семью.
Человечки страдали, и я вместе с ними. У одной девочки-отличницы отец жил с молодой женой, а за первой его женой, которую он изуродовал побоями и превратил в «овощ», ухаживали его дочери от этого первого брака, девочки 12 и 14 лет. Он выдавал им «содержание» – и все! Когда я посетила эту семью, долго не могла перебороть в себе какое-то болезненно тяжелое чувство.
Почти каждый день я доходила до очередной тихой истерики: от чернильных пятен, появившихся на белых партах кабинета в мою смену, за которые меня нещадно ругала пожилая математичка из другой смены; от черных пятен на потолке класса, которые размахнувшись грязной половой тряпкой, посадил дежурный шестиклассник. Добавим к этому списку побег ученика из моего класса с урока географии: «А что она (географичка) меня бьет, как будто я ей сын!», побег учительницы музыки из моего класса, которую второгодник пригрозил «выкинуть в окно», и мой поход к психиатру с этим юным террористом! Оказалось, что географичка стукнула Славу Щепотьева линейкой по затылку, а Сергею Филиппову учительница музыки сказала: «Не крутись, как обезьяна!». Факт тот, что Сергей был совсем нехорош собой, и дети дали ему именно эту кличку: «Мартышка». Дети бывают и безжалостны. С ним, по распоряжению завуча, мне пришлось как классному руководителю идти к психиатру. По дороге к врачу он изрек примерно следующее: «Вы думаете, я дурак и псих. Английский мне не дается! Я шофером буду, а им английский не нужен!». Психиатр признал его нормальным.
Весной я вывозила свой класс на электричке за город «на природу». Там мои подопечные резвились, как телята на воле по весне, взбрыкивая всеми конечностями, лазили по деревьям, рвали цветочки. И там мне с ними было хорошо. Им со мной тоже. Мальчик-«хулиган» откровенно сказал: «Вот сейчас с вами здорово! А на уроках…». Его вольнолюбивая натура не выносила необходимости соблюдать на уроках рабочую дисциплину, чего я все-таки добивалась. Тем не менее, я уже была готова бежать из школы куда угодно. Не хватало душевных сил и терпения, чтобы справляться с повседневными своими обязанностями. Трудности учительства меня не закаляли, а как будто добивали. Да и личная жизнь только осложнялась.
Продолжение следует…
Часть двенадцатая Часть шестая
Часть одиннадцатая Часть пятая
Часть десятая Часть четвёртая
Часть девятая Часть третья
Часть восьмая Часть вторая
Часть седьмая Часть первая
Читайте нас: