Итоги конкурса "10 стихотворений месяца" за октябрь 2024 года
Все новости
ХРОНОМЕТР
23 Августа , 13:00

Село Мишкино: история в людях

В суете будничных забот отступает на задний план или ослабевает интерес к общению на тему исторических воспоминаний. Но нет, люди охотно делятся своими воспоминаниями о прошлой жизни, о родителях, о детстве. В очередной раз мы убедились в этом, когда с целью сбора исторической информации прибыли в село Мишкино. В составе группы был историк ГБУК НПЦ МК РБ и храмов Уфимской епархии Павел Егоров и автор статьи.

Как прежде, мы ставили для себя задачу пополнить имеющиеся данные о православной карте республики. Однако в ходе разговора с жителями села выяснилось много новых и любопытных исторических сведений.

Так, Николай Иванович Садовников 1945 года рождения буквально ошеломил меня своей семейной историей. Он поведал:

– Моя мама, Мария Семёновна Пойлова, родом из Александровки. Деревня была большая, но церкви не было. Жители посещали Сахаровский храм. Церковь была посещаема. Церковный двор был большим. Проходили крестные ходы. Перед посевной служился молебен. Если долго не было дождя, то тоже служился молебен с выходом на поле. При храме находилась церковно-приходская школа, в которой было 4 класса. В школе преподавал священник. Изучали русский язык, арифметику, Закон Божий.

По ходу повествования я буду использовать выдержки из книги «Мишкинские рассказы» коллеги, журналиста из села Мишкино Геннадия Легостаева. Он пользуется большим уважением в селе, так как ведёт активную исследовательскую работу, соединяя воедино судьбы односельчан, картины прошлой жизни в одну общую историю Россию.

«В селе Сахарово в 1895 году была выстроена церковь во имя Святой Троицы. Была она построена из кирпича, что было для здешних жителей предметом особой гордости. Церковь своя в Сахарово нужна была, очень нужна – русских сёл, деревень, выселков, хуторов и починков в округе было уже много – Михайловка, Князевка, Никольское, Покровка, Кострома, Петропавловка, Александровка, Холодный Ключ, Ягодная Поляна, Андреевка, Каменный Ключ, Новомокрушино, Васильевка, Старомокрушино (Троицкий), Родыгино, Брюховка (Вязовская). Священники отец Алексей (Алексей Спиридонович Спиридонов) и отец Дмитрий (Дмитрий Алексеевич Андреев) жили здесь же в Сахарово. Николай Вараксин, псаломщик, исполнял обязанности пономаря, главную из которых наиболее любил – звонить в колокола. Тут уж все признавали – мастер! Как начнётся в Пасху или Троицу праздничный перезвон колоколов, льющийся малиновыми переливами далеко окрест – до Каменного Ключа, до Брюховки, до Петропавловки, не говоря уж про Родыгино или обои Мокрушино – вот как далеко было слышно. Село Сахарово, хоть и называлось селом из-за стоящей здесь церкви, по сути, являлось лишь хутором с одной улицей-односторонкой. По сельскохозяйственной переписи 1920 в селе насчитывалось всего 15 домов и 83 человека жителей. В 2010 году группой энтузиастов во главе с историком Уфимской епархии Павлом Егоровым был установлен Поклонный крест на месте Свято-Троицкой церкви, который и напоминает о месте, где находилось это село – центр духовной, культурной и социально-общественной жизни всех русских малых и больших поселений этой округи».

Мария Семёновна окончила школу с отличием. Её старший брат 1900 года рождения и сестра 1896 года рождения окончили с похвальной грамотой. Не надо считать, что в дореволюционное время получение знаний не было обязательным. Конечно, были разные обстоятельства жизни, семейный достаток, да и отношение к жизни было различным у людей. Но вот пример, как в далёкой глухой деревне учились дети, постигали азы знаний о духовной и материальной жизни.

Я слушала рассказ Николая Ивановича и представляла девчушку в простом полотняном платье тёмного цвета, с платочком на голове, старательно читающую по слогам, водя пальчиком по строчкам книжки.

«На базе церковно-приходской школы здесь был организован в 1918 году детский дом, называли его ещё и школой-коммуной».

– Деревня Александровка принадлежала помещику. В деревне были дом, усадьба. Все русские деревни принадлежали ему. Деревня была зажиточной. Дома были двухэтажные, деревянные под железной крышей, – заметил мой рассказчик.

После небольшой паузы, когда Николай Иванович сходил за зонтом, так как начинался дождик, он продолжил рассказ:

– В те годы многие занимались извозом грузов. Бирские купцы нанимали и по Екатерининскому тракту отправляли обозы с зерном из Дуванского района. У моего дяди Василия был большой приимный дом. Отдельные домики стояли под одной крышей. Дядя Василий выходил на окраину деревни и зазывал обозы к себе на ночёвку. Обещал самовар, кормёжку, корм для лошадей. Все члены нашей семьи работали. Дети помогали лепить пельмени. Это был семейный бизнес. Утром обозы отправлялись в Бирск.

Уверена, дети хотели играть, бегать по улице, а вынуждены были работать на кухне. С детских лет они приучались к труду. Причём, труд для их возраста был нелёгкий, ведь нужно было слепить не один десяток пельменей. Помимо этого, помогали взрослым в уходе за скотиной, в огороде, в поле, в уборке комнат и так далее, и тому подобное. Тут уж не до телефонов!

«В конце восемнадцатого века началось строительство Бирского тракта, который ещё называют «Екатерининским». Он соединил города Уфу и Пермь. Это была большая столбовая дорога, мощёная камнем, с каменными же мостами через речки и овраги».

Так бы и жили дальше. Но случилась Октябрьская революция, и всё изменилось коренным образом. Из работящих середняков родные моего собеседника превратились в кулаков, врагов Советской власти. Участь их была предрешена. Дядья были раскулачены, их отправили в Магнитогорск. Раскулачивание проходило в дождь, на погоду не обращали внимание. На баржах вывозили по реке Белая. Крик и плач разносились по всей деревне. После этих событий страх преследовал оставшихся жителей по жизни. Родители всегда предупреждали Николая и других детей: «Смотрите, на улице ничего не говорите!»

Дядя Никита был инвалидом, что спасло его от высылки. Дядя Василий работал писарем в Мишкинской волости, был призван в армию и в 1919 году погиб на гражданской войне в рядах Красной армии.

А начиналось всё с большой надежды на новую жизнь, которая должна была стать спокойной и сытой. Многие жители мишкинской земли были переселенцами второй половины девятнадцатого века. Земли в Уфимской губернии хорошо продавались.

«Крупным земельным спекулянтом в то время был уфимский купец первой гильдии Сахаров. В начале семидесятых годов девятнадцатого века он скупил несколько тысяч десятин не только мишкинских земель, но и земли в других местах Уфимской губернии, перепродавая их потом до самого конца девяностых годов с большой для себя выгодой крестьянам-переселенцам из центральных районов страны. Предприимчивый купец занимался и другими делами. Он стал одним из основателей системы почтово-ямской связи в губернии, построил здания уфимского почтамта и телеграфа, имел несколько доходных домов в Уфе. В 1891–93 годах Сергей Львович избирался Городским головой Уфы. За большие заслуги перед городом ему даже было присвоено звание Потомственного почётного гражданина Уфы».

Родные Николая Ивановича прибыли из Вятской губернии. Сначала купили землю в Старомокрушино. Это был участок естественного леса. Пришлось корчевать, освобождать участок от леса, потом строили дом. Четыре дядья дедушки, которому тогда было 6-8 лет. Их звали Никита, Гаврила, Василий, Демид. Прибыла и бабушка Курилова. Стали жить вместе, ибо так было легче выдержать, вынести все испытания.

«Вятская губерния с Бирским уездом немного граничила с западной стороны. Переселенцы из Вятской губернии в 1873 году были первыми, кто основал в этих местах русские деревни. Вятичи выбрали место для себя по своей душе, с лесами по холмам и взгорьям. Сергей Львович был простым, богатством не кичился, люди его уважали. Так, в благодарность за большие рассрочки по платежам, данные при покупке земли, крестьяне одну из деревень назвали по имени купца».

Николай Иванович торопился рассказать, что помнил. Сегодня молодым не до разговоров со стариками, ведь нужно поиграть в телефоне, посмотреть боевичок. Память же не терпит забвения, воспоминания просятся наружу:

– А потом они переехали в Александровку, куда перевезли дом. У них было три или четыре лошади, на подводах и перевезли. Никита служил в царской армии, был рекрутом. Три брата остались. Никита вернулся инвалидом. Он хромал, повредил ногу.

В разговоре Николай Иванович частенько произносил слово «аккурат», что характерно для вятского говора. Почему я обратила внимание на это словечко? Всё просто. Мои родные по отцовской линии тоже были переселенцами с вятской земли. Отец, Иван Михайлович Харин любил повторять: «Мы – вятские». А уж «аккурат» проскальзывало чуть ли не через каждое слово. Только мои родные прибыли в Благзавод (Благовещенск), где своим трудом обосновались и даже открыли пекарню, где выпекали полюбившиеся жителям калачи. Но это уже другая история!

Пусть воспоминания Николая Ивановича Садовникова носили обрывочный характер. Я видела, как он переживал, волновался, стоя под дождём, не желая от него спрятаться. Для него важным было донести, что жизнь его родных не прошла бесследно, не затерялась среди тысяч жизней, не растерялась на дорогах истории, не канула в вечность вне благодарной памяти потомков.

В унисон мыслям мишкинца обернулась жизнь автора книги «Мишкинские рассказы». Он начал собирать материалы по истории села давно, ещё во время работы в редакции районной газеты «Дружба» в 1985–92 годах. В работе над книгой ему помогало много людей. Земляки делились воспоминаниями, материалами, документами, фотографиями. Внимательное и бережное отношение к истории своей семьи стало залогом любви Геннадия Легостаева к родине и помогло издать книгу. Память будет жить, а история получит продолжение!

Фотографий уничтоженного кирпичного Сахаровского храма найти не удалось, к великому сожалению, по словам Павла Егорова. Пользуясь случаем, историк храмов Уфимской епархии обращается к мишкинским и бирским старожилам и просит перерыть семейные альбомы, а вдруг где-нибудь да запокажется долгожданная фотография Сахаровской церкви, и на фоне ея стоит и улыбается во всю широкую окладистую бороду и сам Городской голова Сергей Львович, уфимский купец и меценат.

Фотография нужна не только Павлу Владимировичу, она нужна всей Уфимской истории, всему сообществу.

Фото автора 

Автор:Ирина БАККЕ
Читайте нас: