Город Уфа, как сказано выше, расположен на довольно высокой горе и прорезан восемью довольно глубокими оврагами, с текущими по ним ручьями. Один из этих оврагов, находящийся вне города, за Семинарией называется Черкалихиным оврагом. Народная молва утверждает, что там совершилось убийство одной женщины, по имени которой и получил этот овраг своё название. По одному из подобных оврагов, имеющему направление от севера к югу, течёт речка Сутолка, получившая название от быстрого своего течения в весеннее время; слово Сутолка составилось из двух ногайско-татарских слов: — су — вода и тилак — бешеный. Есть поверье, что в 12 день после того, как, по местному выражению, начнёт играть Сутолка, трогается Белая; но, кажется, что явления этого ещё никто не поверял. В обыкновенное же время она не заслуживает названия речки, — это не более, как ничтожный ручей. Замечательно также, что в мае месяце 1824 года в берегах её, у того места, где была прежде мельница казака Горбунова, найдены были огромные мамонтовы клыки; но куда они девались, не известно.
Сутолкою город делится на две неровные части: старую — меньшую и новую — большую часть. Старая Уфа, лежащая по левую сторону Сутолки, сохранила и до сих пор ещё всю физиономию древней Уфы: имеет узкие, неправильные улицы, маленькие деревянные домики, с обитателями по большой части из бедного сословия мещан и крестьян. Новая же часть, находящаяся по правую руку Сутолки, отличается от первой более правильным расположением и значительною шириною улиц, обилием каменных и лучших деревянных домов и сосредоточением всех почти общественных и казённых зданий и большей части храмов. Обе части соединяются идущим через Сутолку каменным, простой постройки, мостом.
Весь город имеет длины от востока к западу версты три, ширины от севера к югу версты полторы. Всей земли в городской черте 7 вёрст 50,100 кв. сажен(1). В полицейском отношении город разделяется на три части, из которых одна (3-я) приходится на Старую Уфу. Площадей считается, немощёных 3; кварталов 13; больших улиц 12, переулков 40; мостов каменных 2, деревянных 6; земляных дамб через овраги 4; церквей (считая и монастырские) каменных 12, деревянных 3, домовых 4; монастырей 2; мечеть 1; деревянный римско-католический кресток 1; домов казённых каменных 16, деревянных 3; общественных каменных 4; церковных и монастырских, каменных 5, деревянных 2; домов частных каменных 59, деревянных 1961; магазинов для склада товаров, казённых каменных 1, деревянных 3, частных деревянных 3; гостинных дворов 2; лавок общественных деревянных 136, частных каменных 48, деревянных 73; театров общественных 1; полицейских будок 9. Всего домов каменных 132, деревянных 2191. Учебных заведений: гимназия 1; женское училище 1 разряда 1; уездное училище 1; приходских 2; семинария 1; училище для девиц духовного звания 1; благотворительных заведений: больниц, губернская 1, при тюремном замке 1, при семинарии 1, при арестантских ротах 1, военный лазарет 1; богадельня 1; дом умалишённых 1; детский приют 1; тюремных замков 2; рабочий дом 1; воинских казарм 3; гауптвахта 1; пороховых погребов 1; магазинов: казённых винный 1, соляной 1, провиантский 1; гостиниц 5; кафе-ресторанов 1; постоялых дворов 7; кондитерских 2; рейнских погребов 3; портерных лавок 1; питейных заведений 110; водочных магазинов 2(2).
(Оренбургские губернские ведомости. Часть неофициальная. 1864. 21 марта).
Чтобы сделать обозрение главных достопримечательностей города, т. е. храмов и других зданий и предметов, сколько-нибудь заслуживающих внимания, удобнее начать со Старой Уфы. Старая Уфа расположена на возвышенности, называющейся Усольскою горой, спускающейся покато к речке Сутолке и круто к тому мысу, который образуется течением рек Уфы и Белой. Этот мыс покрыт частию мелким лесом, частию лугами и небольшими озёрами, и почти постоянно в весеннее время заливается водою. В прежнее время он был покрыт дремучим лесом, в котором много водилось диких зверей и в том числе медведей и, кроме того, славился отличными поёмными лугами(3).
Самое возвышенное место Усольских гор над этим мысом называется Усольскою сопкой(4). На ней в прежнее время устроена была каменоломня, где казаки Уфимские добывали очень крупный плитняк; но теперь никаких углублений и неровностей вовсе здесь не заметно и она сделалась, как утверждают, значительно ниже против прежнего. Один из губернаторов, именно Квашнин-Самарин (в 1782) имел обыкновение целое лето, начиная с мая месяца, проживать на этом месте, в нарочно для того устроенных, обитых холстом палатках. К нему, на эту гору, по воскресеньям и праздникам съезжалась вся Уфимская знать, где обедала и веселилась(5).
В старой Уфе, как выше упомянуто, улицы по большой части чрезвычайно узкие, особенно переулки, между которыми часто встречаются — не шире двух сажен; дома в ней тоже маленькие, деревянные или вернее — простые крестьянские избы; каменных частных домов, кажется, нет ни одного. Здесь сохранились ещё названия самых старинных улиц города, между которыми всех длиннее Усольская, идущая от моста на Сутолке вверх по горе до конца города. Одной стороной на эту улицу выходит нынешний Уфимский женский монастырь во имя Благовещения, на месте которого находился первый мужской Успенский монастырь, с двумя принадлежащими ему деревянными церквами: одной холодной, большой с хорами, во имя успения Божией Матери (эта церковь впоследствии за ветхостию сломана) и другой маленькой, тёплой, во имя Богоявления, перенесённой в недавнее время на кладбище Старой Уфы; древняя же деревянная колокольна, принадлежавшая к монастырю, тоже сломана. Первый мужской монастырь имел в своём ведении несколько сот душ крестьян, населявших сёла Чесноковку и Дуванеи, и существовал с 1682 по 1762 год, в последнем же году был упразднён. Наружным памятником его существования остался вделанный прежде в главу упомянутой выше древней колокольни крест с изображением ангела, вырезанного из железа и раскрашенного, который был устроен в виде флюгера и мог действием ветра обращаться во все стороны. Об этом ангеле есть предание, которое рассказывает, что во время осады Уфы Чикою лицо этого ангела, несмотря ни на какой ветер, постоянно обращено было к стороне Чесноковки, где тогда находились мятежники.
Настоящий женский монастырь образовался из бывшей Бетькинской общины(6) Мензелинского уезда, переведённой потом в Уфу. Община эта старанием и ходатайством первой игуменьи Филареты в 1828 году обращена была в Благовещенский 3 классный монастырь; монастырь обнесён каменною, с небольшими башнями по углам, стеною, спускающеюся к реке Белой уступами. Над главными воротами монастырской ограды построена маленькая, каменная церковь Св. Александра Невского. Над церковью возвышается башенка с упомянутым выше изображением ангела, перенесённом сюда с древней деревянной колокольни; кругом церкви идёт открытая галерея. В этой церкви сохраняются два довольно замечательные креста: один большой серебряный с многими частицами мощей, сооружённый в 1732 году Архимандритом и настоятелем первого мужеского монастыря Германом, а по смерти его и по уничтожению этого монастыря, хранившийся в церкви Богоявления и наконец доставшийся этой обители; другой, меньший, в форме орденского креста, тоже с мощами, пожертвован, при самом основании женского монастыря, Митрополитом Московским Филаретом(7). Внутри монастырских стен заключаются все прочие здания (большою частию деревянные), принадлежащие монастырю и главный храм во имя Благовещения, соединённый крытым ходом с Усольскою улицей, но ещё до сих пор вполне не оконченный. Он довольно обширен и светел; имеет высокие и красивые окна и украшен пятью главами.
В конце Усольской улицы существовала прежде древняя деревянная Воздвиженская церковь с отдельною тёплою во имя Архангела Михаила; но в 1805 году обе эти церкви со многими обывательскими домами сгорели.
Другая улица, идущая от моста влево, называется Сергиевскою; на ней находится маленькая деревянная церковь Св. Сергия Радонежского, после Троицкой, самая древняя в городе и беднейшая из приходских. Исключая упомянутых улиц здесь есть ещё две старинные — Московская и Будановская.
Кроме того в старой Уфе существует ещё одна местность (прежде предместие города), замечательная исторически. Это — Золотуха(8). Она находится у подошвы Усольских гор, круто спускающихся к вышеупомянутому мысу между Уфой и Белой; она получила название своё по следующему обстоятельству. В 1735 году, во время третьего башкирского бунта, город обложен был со всех сторон бунтовщиками, так что жителям Уфимским нельзя было выезжать из города за необходимыми для продовольствия припасами и выгонять скот на пастбище. Но обитатели Золотухи помогли Уфимцам, доставляя им хлеб, дрова и сено, которые добывали они с мыса, и тем отвратили большое бедствие — голод. Вследствие этой заслуги дано было ей вышеозначенное название, имеющее тоже значение, что и золотое дно.
На самой крути горы лепится несколько домишек, мимо которых идут только тропинки. Место это имеет характеристичное название — стрижовых нор.
(Оренбургские губернские ведомости. Часть неофициальная. 1864. 28 марта).
___________________
Продолжение следует…