Во второй половине ХХ века Иглино имело статус поселка городского типа, а в начале века нынешнего было «разжаловано» в село, разделив участь 38 населенных пунктов РБ. Население Иглино составляет около 17 тысяч человек, протяженность с юго-запада на северо-восток – не менее шести километров. Главная улица (ул. Ленина) проходит параллельно железнодорожной линии к северу от нее. Данный населенный пункт имеет весьма интересную историю.
Дело в том, что в конце 19-го – начале 20-го веков на территории, занимаемой в наши дни Иглино, находилось несколько самостоятельных населенных пунктов. Главным из них было село Иглино, оно же Архангельское, оно же Белегес. Начиная с 1860-х гг. это село являлось административным центром Архангельской волости Уфимского уезда, а в 1909 году эту волость переименовали в Иглинскую, что было весьма разумно, так как совсем недалеко находилась одноименная (Архангельская) волость Стерлитамакского уезда. В 1889 году рядом с селом была проложена Самаро-Златоустовская железная дорога, а через несколько лет при железнодорожной станции Иглино возник небольшой поселок с одноименным названием. Фактически пристанционный поселок стал частью крупного села, но de jure числился как отдельный населенный пункт. С юго-западной стороны от станции располагалась деревня Старая Березовка, принадлежавшая до 1861 года помещику Егору Березовскому. Маленькое сельцо Егоровка примыкало к селу Иглино с запада, а башкирская деревенька Мряево (Мрясево) – с северо-востока. За речкой Белекес находился Хлебниковский починок, другой починок – Веригинский – примыкал к железной дороге. Итак, семь отдельных населенных пунктов, которые слились воедино только в советскую эпоху, да и то не сразу. Думаю, немного в Башкирии найдется подобных примеров слияний и поглощений (не считая городов). Наибольший интерес представляет опять-таки село Иглино – центр одноименной волости. Оно состояло из двух сельских обществ – Архангельского и Иглинского. Обычно в Российской империи сельское общество состояло из одного или нескольких населенных пунктов, но лишь немногие села включали в себя два или более сельских общества.
Историю села Иглино отсчитывают с 1786 года, когда секунд-майор Сергей Васильевич Иглин приобрел землю у местных башкир. Первыми жителями были его крепостные крестьяне из Казанской губернии. Одновременно туда заселились крепостные его супруги Елены (это было ее приданное). В 1822 году на средства Елены Иглиной был построен Михайло-Архангельский храм. Перед смертью Елена Иглина освободила своих крепостных. Образовался «барский конец» и «вольный конец». Барский конец вскоре перешел к помещику Степанову, а в 1853 г. бывшее имение Иглиных приобрел с торгов коллежский асессор Егор Викторович Веригин. Известный историк-краевед А.З. Асфандияров в своем капитальном труде «История сел и деревень Башкортостана» пишет, что еще раньше, чем Иглино, возникло Архангельское, которое в 1860-е гг. слилось с Иглино в одно село. Проживали в Архангельском, согласно Асфандиярову, государственные крестьяне. Вот тут то и начинаются серьезные вопросы. Согласно документам начала 1860-х село Архангельское принадлежало вышеупомянутому Веригину. Бывшие крепостные крестьяне в 1862 году завели дело о выкупе усадебной земли (к этому моменту они уже успели образовать Архангельское сельское общество). Согласно документам, в селе Архангельском государственные крестьяне проживали, но их было немного. Подавляющее большинство крестьян Архангельского, как крепостных, так и государственных, в документах тех лет фигурируют бесфамильными, но одного государственного крестьянина звали Василий Бурцов (именно так записана фамилия). В начале ХХ века в Архангельском сельском обществе села Иглино проживали десятки Бурцовых, это была самая распространенная фамилия среди крестьян данного общества. По переписи крестьянских хозяйств 1912-1913 гг. как Архангельское, так и Иглинское сельские общества значатся как общества бывших помещичьих крестьян. Возможно, никакого слияния двух сел не было – село было изначально одно, а наличие двух сельских обществ объясняется тем, что часть крестьян данного села была освобождена в первой половине XIX века, а другая часть только в 1861 году. Другой вопрос – а могли ли государственные крестьяне Архангельского после 1866 года войти в состав уже существующего сельского общества бывших помещичьих крестьян? Конфессиональный состав населения села того времени (середина XIX века) вроде бы вопросов не вызывает – все крестьяне русские, следовательно, православные. Однако и тут не все так просто. На карте Уфимской губернии 1866 года желтыми квадратиками обозначены селения, в которых проживали раскольники разных толков. Один из квадратиков захватывает сразу три населенных пункта – Иглино, Алаторку и Караганку. По данным конца XIX века церковный приход села Иглино включал в себя десять деревень (помимо самого села), а из 3470 человек обоего пола 499 были раскольниками. Дело в том, что православные церковники рассматривали староверов не как людей другого вероисповедания, а как заблудших «своих». Скорее всего, в данном случае речь идет об одной старообрядческой общине поповского направления. Следует также сказать, что среди крепостных крестьян раскольников было немного. Заведующая музеем Иглинского района утверждает, что о старообрядцах села Иглино ничего не знает.
В историко-краеведческой литературе можно прочитать, что численность населения Иглино с конца XIX века росла в основном за счет переселенцев. При этом не вполне понятно, идет ли речь о селе Иглино в границах того времени, или о территории, занимаемой современным поселком с семнадцатитысячным населением. Ведь на этой территории в последней трети 19 века возникло три чисто переселенческих населенных пункта. Что касается села того времени, то более или менее ясно динамика его населения прослеживается с конца 1880-х. Именно тогда население Иглино достигло тысячи человек. В 1895 было 1158 человек, в 1905 – 192 двора и 1353 жителя, в 1912 – 229 хозяйств и 1474 жителя, в 1917 – 426 домохозяйств и 2252 человека. Наиболее подробную картину дает подворная перепись крестьянских хозяйств 1912-1913 гг. Архангельское сельское общество включало 114 хозяйств и 715 человек, но из них только 16 хозяйств не имело надельной земли, причем 12 хозяйств были вообще безземельными. Получается, что либо переселенцев в Архангельском обществе было немного, либо большинство переселенцев получало надельную землю. В Иглинском обществе было 115 хозяйств, из них только 7 не имело надельной земли. Многие крестьяне кроме общинной надельной земли, имели также купчую землю в составе земельного товарищества. В 1907 году на участке земли, принадлежавшей Крестьянскому поземельному банку, было создано Архангельское товарищество из 70 членов (т.е. в него вошло большинство домохозяйств Архангельского общества). В списке членов товарищества много Бурцевых, Филипповых, Егоровых, также фигурируют фамилии Корнилов и Ломтев.
В начале ХХ века в селе Иглино проживало не так уж мало людей, которые не были причислены к упомянутым сельским обществам или вообще не принадлежали к сельскому сословию и не вели крестьянского образа жизни. Перепись крестьянских хозяйств 1912-1913 гг. таковых не затронула, а вот сельскохозяйственная и поземельная перепись 1917 года зафиксировала всех или почти всех. По данным этой переписи, в селе Иглино кроме русских проживали 204 немца, 18 австрийцев, 103 поляка, 85 белорусов, 30 украинцев, 23 литовца, 4 латыша, 10 евреев, 11 татар, 6 тептяр, 3 чуваша. Шла первая мировая война. Было немало беженцев, также присутствовали гражданские пленные (интернированные подданные Германии и Австро-Венгрии). Много интересных лиц зафиксировала перепись1917 года. Например, 52-летнего Осипа Баранского, австрийского подданного, этнического поляка. А вот евреи появились в Иглино до 1914 года, хоть и в совсем ничтожном количестве. Кстати, во время первой мировой войны в Иглино проживал знаменитый художник Давид Бурлюк.
Итак, с конца XIX века Иглино становится довольно крупным селом. В 1877 г. там появляется земская больница, затем школа (кирпичное здание школы сохранилось, имеет статус памятника архитектуры) и библиотека. В начале ХХ века в Иглино было 4 кузницы, 11 бакалейных лавок, 2 пивные, 4 чайные. Аптеку держали Абрам Залманович Халвин и Гирш Израилевич Эйдинов. Из крестьянской среды вышло несколько относительно крупных предпринимателей. Самые известные среди них – Банниковы и А.Ф. Минин. О последнем можно прочитать, что он был купцом, но заведующая музеем сказала, что в действительности вряд ли имел место факт перехода в купеческое сословие. В Иглино функционировала почтово-телеграфная контора, была создана своя пожарная дружина, а в 1914 г. открыто отделение Общества повсеместной помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям (председатель – Марк Бенедиктович Бурцев, секретарь – Сергей Васильевич Бурцев, казначей – Дмитрий Мелентьевич Алексеев). Поместье Веригиных сохранялось в Иглино вплоть до 1917 года, но в начале ХХ века оно фактически стало чем-то вроде дачи.
Теперь о других населенных пунктах. Деревня (по другим данным сельцо) Егоровка образовывала одноименное сельское общество бывших помещичьих крестьян. В 1912 г. там насчитывалось 23 хозяйства и 163 человека (в 1917 г. – 28 и 205). Деревня Старо-Березовка также образовывала одноименное общество бывших помещичьих крестьян, среди них было много Тепловых (до сих пор очень распространенная фамилия). В 1912 г. в этой деревне был 71 двор и 515 жителей (в 1917 г. – 86 и 567). В деревне Мряево проживали башкиры-припущенники (по данным 1917 г. – тептяри), образовывавшие Мряевское сельское общество. В 1912 г. там было 22 двора и 111 человек. Хлебниковский починок был образован в 1869 году переселенцами из Вятской губернии, купившими землю у Веригина. Назван по фамилии одного из первых поселенцев. В 1890 г. 18 домохозяйств создали Хлебниковское товарищество (семьи Малышевых, Алябышевых, Дудоровых, Пойметьевых). В 1912 г. Хлебниковский починок, образовывавший одноименное сельское общество, насчитывал 71 двор и 420 человек (в 1917 г. – 119 домохозяйств и 654 человека, много беженцев). Веригинский починок был образован в 1891 году переселенцами из разных губерний, почти все были мастеровые. В систему сельских обществ не входил. В 1912 г. включал 40 семей из 224 человек (в 1917 г. – 79 и 412, много беженцев). Наконец, станция Иглино (пристанционный поселок) также не входила в систему сельских обществ. 11 семей и 80 человек в 1912 г., 61 и 322 в 1917-м (опять-таки, последствия войны, вызвавшей наплыв беженцев и интернированных). Итак, на территории современного Иглино в 1912 году проживало три тысячи человек, а в 1917-м – более четырех с половиной.
Если говорить о советском периоде истории Иглино, то стоит упомянуть о банде латыша Петра Вайдера, действовавшей во время Великой отечественной войны на территории Иглинского района. В литературе о ней пока ничего не написано, а ведь банда была серьезной, вырезала иглинский райотдел милиции. Можно даже сказать, что в Иглинском районе во время войны шла своя «партизанская герилья».
Не будет слишком большим преувеличением сказать, что современные иглинцы помнят свою историю. В самом конце ХХ века в Иглино был восстановлен Михайло-Архангельский храм (закрыт в 1934-м, в разные годы там был кинотеатр и магазин), а в 2002 году местная администрация установила памятник Елене Иглиной в парке, названном ее именем.