Пока полковник А.И. Тевкелев топил в крови север Башкирии, полковник И.С. Арсеньев разорял Зауралье, а статский советник И.К. Кирилов жёг Ногайскую дорогу, Тюлькучура Алдагулов принимает решение совершить внезапный рейд под Уфу.
Вероятно, он решил воспользоваться отсутствием значительных сил противника в самом центре Уфимской провинции. С тысячью воинов он прибывает в Кубовскую волость, находившуюся под Уфой, и начинает разорять, по словам уфимского воеводы полковника Н.Д. Мерзлюкина, русские и «иноверческие деревни». Для защиты их от «бунтовщиков башкирцов» он выслал 300 солдат Уфимского полка и около 150 уфимских дворян и казаков под командованием секунд-майора Ртищева. 14 февраля 1736 г. между отрядом Тюлькучуры, к которому также присоединились местные башкиры-кубовцы, и уфимцами состоялось сражение. Н.Д. Мерзлюкин писал об этом деле следующее: «С которыми ворами и бунтовщиками февраля 14 дня у вышеупомянутого маэора Ртищева под деревней Средний Кубов, которая от Уфы в 30-ти верстах, был немалый бой». В своем донесении он указал, что правительственный отряд потерял убитыми 51 человека: 1 капитана, 1 поручика, 2 драгун, 47 дворян и казаков.
Однако, историк П. И. Рычков писал о 100 убитых и рисовал несколько иную картину. Как следует из его описания, авангард во главе с капитаном Корюгиным, посланный вперед майором Ртищевым, наткнулся на превосходящие силы повстанцев и был уничтожен, а остальные ретировались обратно в Уфу: «…означенный капитан Корюгин и с ним поручик Аничков, уфимский атаман Кадомцев и лучшие из уфимских дворян и казаков, людей, всего регулярных и нерегулярных человек более ста, при означенной деревне Кубов побиты, которым авантажем воры башкирцы к наибольшим там злодействам ободрились и премногие пакости около города Уфы делали».
В середине февраля 1736 г. полковник А. И. Тевкелев стоял лагерем в «мещеряцкой деревне Кундешли», откуда совершал вылазки для уничтожения башкирских аулов и захвата заложников. Часть пленников содержалась в деревне Богдан-Коши, превращенной в крепость и находившейся в 15 верстах от Кундешлей.
Повстанцы атаковали ее в надежде вызволить из неволи своих жен и детей. Говоря словами П. И. Рычкова, «воры подступили в намерении, чтоб содержавшихся тут под караулом воровских жен и детей освободить». Узнав об этом, А. И. Тевкелев отрядил к Богдановской крепости драгунскую роту и 100 человек нерегулярной конницы, по всей видимости, мишарей и «верных» башкир. Завидев их, повстанцы пошли на военную хитрость и применили старинный прием кочевников — притворное отступление. Впрочем, слово самому П. И. Рычкову: «Как дошло до сражения с теми ворами, то они по малом сопротивлении сделали такой вид, аки б пошли на побег, за которыми командовавший тою партиею поручик, с ним прапорщик один, да драгун человек с 30 азартно погнались вдаль, где у воров нарочно приготовлено было к наибольшему сопротивлению на поле оторенное место, на котором оных — поручик и прапорщика и всех при них имевшихся драгун копьями покололи». В итоге — почти весь отряд был уничтожен.
Источники не сообщают, кто руководил действиями повстанцев, заставившими Тевкелева метаться по округе, защищая мишарские деревни от покушений башкир. И. Г. Акманов склонен думать, что это был Юсуп Арыков. Однако, по сообщению уфимского воеводы Н. Д. Мерзлюкина, в это время он находился на реке Ай. Поэтому не исключено, что здесь действовал Тюлькучура, который после разгрома отряда секунд-майора Ртищева под Уфой бросился на север, чтобы сразиться с самим «кровавым полковником».
Тактика изматывания, использованная башкирами, наносила правительственным силам ощутимый урон, что наглядно продемонстрировал бой под Богдановской крепостью. По сути дела, А. И. Тевкелев был блокирован в анклаве мишарских селений на севере Башкирии и не мог эффективно отбивать удары, внезапно наносившиеся противником в неожиданных для него местах. Силы его таяли, а возрастающее ожесточение повстанцев грозило гибелью всего отряда. Именно поэтому он срочно запросил помощи у находившегося в Мензелинске генерал-лейтенанта А. И. Румянцева, который отправил к нему на выручку Астраханский драгунский полк.
Продолжение следует…
газета «Истоки» / Статья от 27.10.2019 г.