Все новости
ХРОНОМЕТР
8 Октября 2023, 17:00

Дом с непростой историей

В 30-х годах жилые дома, которые возродились на средства городских бюджетов и в первую очередь предназначались для расселения семей работников аппарата многочисленных учреждений, было принято называть «коммунальными».

Место под застройку Первого коммунального дома в Уфе оказалось выбранным неудачно: по причине тесной застройки улицы Коммунистической оказалось возможным без значительного сноса разместить вдоль «красной линии» лишь торцевую часть здания, а большая часть многоэтажного строения оказывалась в глубине обширного прилегающего двора.

Четырехэтажных корпус Второго коммунального дома начали возводить в 1931 году, но уже в первые месяцы после начала строительства среди специалистов возникли споры и разногласия. Для возведения здания был использован типовой проект, который приспособил под выбранный участок застройки уфимский городской архитектор Д. Ларионов. Под сомнение ставилось отсутствие у него архитектурного образования: он был по специальности техник-строитель, и это будто бы привело к существенным недочетам при проектировании.

В основу протяженного по фасаду здания был положен принцип объединения шести однотипных секций. В жилом доме предлагалось устроить 50 двухкомнатных квартир, 17 трехкомнатных и 2 – четырехкомнатных: для своего времени это свидетельствовало о появлении в Уфе впечатляющего по габаритам здания. Каждая квартира помимо жилых комнат должна была иметь отдельную кухню, прихожую, встроенные шкафы, туалет, быть оборудована водопроводом и канализацией. Однако комиссия архитектурно-строительного контроля признала большим недостатком отсутствие в квартирах ванных комнат и недопустимым оборудование общих душевых в подвальном этаже. При общей нехватке в стране труб и необходимого коммунального оснащения при утверждении проекта на этот недочет не обратили внимания, но контролирующие органы справедливо оспорили начало строительных работ без предварительного коллективного обсуждения проекта.

архитектор Н. Ю. Лермонтов
архитектор Н. Ю. Лермонтов

Известному в Уфе архитектору Н. Лермонтову поручили доработать проект, исправив допущенные недочеты, а также завершить проектирование на всей предоставленной под застройку территории. Архитектор в первую очередь разработал вариант застройки образовавшейся пустующей площадки между строящимся зданием и обращенным на улицу Свердлова корпусом гостиницы дореволюционной постройки. Он разработал проект возведения углового семиэтажного здания, которое в виде башенного сооружения должно было объединить оба здания. На первом и втором этажах башенного корпуса предлагалось устроить магазины продовольственных и промышленных товаров с обширными подвалами для хранения запасов. Над башенным корпусом была запроектирована закрытая остекленная терраса, используемая как солярий и детская площадка. Новое здание впервые в Уфе предполагалось оснастить лифтом.

Выразительные характеристики жилому дому придало оформление его фасада от основания до карниза под греческий руст. Со временем фасад был декорирован лепными украшениями в виде цветочных гирлянд, но вычурная лепнина не компенсировала отсутствия строгой гармонии внешнего оформления здания. Многоэтажный жилой дом воспринимается как функционально и эстетически незавершенное сооружение. Членению фасада здания недостает сообщающих строгий ритм балконов, придающего особую эстетическую выразительность обрамления проемов больших квадратных окон.

Неоднократные переделки первоначального проекта в ходе строительства не способствовали достижению требуемой эстетической выразительности. К тому же завершение отделочных работ проводилось уже в заселенном жильцами доме и растянулось на многие годы.

Предложенное Н. Лермонтовым башенное завершение жилого дома не было осуществлено, и на протяжении многих десятилетий неоштукатуренная кирпичная стена торца здания напоминала о незавершенности застройки. На образовавшемся на центральной улице «пятачке» возводились временные сооружения, в которых размещались небольшие магазины, предприятия бытового обслуживания. В 90-х было выстроено кирпичное здание вычурной формы, нарушив гармонию предшествующей застройки.

Если же вернуться к главному зданию, то стоит напомнить, что оно закрепилось в облике города не только своими архитектурными особенностями: Второй коммунальный дом стал и объектом исторического наследия. Свидетельствуют об этом мемориальные доски, установленные в честь проживавших в нем в разные годы драматурга С. Мифтахова, писателя и общественного деятеля Т. Янаби, поэта Г. Саляма и немецкого писателя-антифашиста Ф. Вольфа.

Автор:Радмир ЯНГИРОВ
Читайте нас: