Место под застройку Первого коммунального дома в Уфе оказалось выбранным неудачно: по причине тесной застройки улицы Коммунистической оказалось возможным без значительного сноса разместить вдоль «красной линии» лишь торцевую часть здания, а большая часть многоэтажного строения оказывалась в глубине обширного прилегающего двора.
Четырехэтажных корпус Второго коммунального дома начали возводить в 1931 году, но уже в первые месяцы после начала строительства среди специалистов возникли споры и разногласия. Для возведения здания был использован типовой проект, который приспособил под выбранный участок застройки уфимский городской архитектор Д. Ларионов. Под сомнение ставилось отсутствие у него архитектурного образования: он был по специальности техник-строитель, и это будто бы привело к существенным недочетам при проектировании.
В основу протяженного по фасаду здания был положен принцип объединения шести однотипных секций. В жилом доме предлагалось устроить 50 двухкомнатных квартир, 17 трехкомнатных и 2 – четырехкомнатных: для своего времени это свидетельствовало о появлении в Уфе впечатляющего по габаритам здания. Каждая квартира помимо жилых комнат должна была иметь отдельную кухню, прихожую, встроенные шкафы, туалет, быть оборудована водопроводом и канализацией. Однако комиссия архитектурно-строительного контроля признала большим недостатком отсутствие в квартирах ванных комнат и недопустимым оборудование общих душевых в подвальном этаже. При общей нехватке в стране труб и необходимого коммунального оснащения при утверждении проекта на этот недочет не обратили внимания, но контролирующие органы справедливо оспорили начало строительных работ без предварительного коллективного обсуждения проекта.
Известному в Уфе архитектору Н. Лермонтову поручили доработать проект, исправив допущенные недочеты, а также завершить проектирование на всей предоставленной под застройку территории. Архитектор в первую очередь разработал вариант застройки образовавшейся пустующей площадки между строящимся зданием и обращенным на улицу Свердлова корпусом гостиницы дореволюционной постройки. Он разработал проект возведения углового семиэтажного здания, которое в виде башенного сооружения должно было объединить оба здания. На первом и втором этажах башенного корпуса предлагалось устроить магазины продовольственных и промышленных товаров с обширными подвалами для хранения запасов. Над башенным корпусом была запроектирована закрытая остекленная терраса, используемая как солярий и детская площадка. Новое здание впервые в Уфе предполагалось оснастить лифтом.
Выразительные характеристики жилому дому придало оформление его фасада от основания до карниза под греческий руст. Со временем фасад был декорирован лепными украшениями в виде цветочных гирлянд, но вычурная лепнина не компенсировала отсутствия строгой гармонии внешнего оформления здания. Многоэтажный жилой дом воспринимается как функционально и эстетически незавершенное сооружение. Членению фасада здания недостает сообщающих строгий ритм балконов, придающего особую эстетическую выразительность обрамления проемов больших квадратных окон.
Неоднократные переделки первоначального проекта в ходе строительства не способствовали достижению требуемой эстетической выразительности. К тому же завершение отделочных работ проводилось уже в заселенном жильцами доме и растянулось на многие годы.
Предложенное Н. Лермонтовым башенное завершение жилого дома не было осуществлено, и на протяжении многих десятилетий неоштукатуренная кирпичная стена торца здания напоминала о незавершенности застройки. На образовавшемся на центральной улице «пятачке» возводились временные сооружения, в которых размещались небольшие магазины, предприятия бытового обслуживания. В 90-х было выстроено кирпичное здание вычурной формы, нарушив гармонию предшествующей застройки.
Если же вернуться к главному зданию, то стоит напомнить, что оно закрепилось в облике города не только своими архитектурными особенностями: Второй коммунальный дом стал и объектом исторического наследия. Свидетельствуют об этом мемориальные доски, установленные в честь проживавших в нем в разные годы драматурга С. Мифтахова, писателя и общественного деятеля Т. Янаби, поэта Г. Саляма и немецкого писателя-антифашиста Ф. Вольфа.