МЕДВЕДИЦА БОЖУНЯ
Когда люди стали людьми, их боги еще долго оставались зверями: клыкастыми, рогатыми, волосатыми. Например, на севере, у руссов и угров: медведица Божуня, медведеголовый Велес, быкоголовый Дый… Это уже потом их рога и волосы превратились в солнечные лучи, а головы – в лучистые солнца, на которые, словно солнечное затмение, надвинулись человеческие лики Митры, Будды, Спаса…
Как известно, человеческая речь начиналась со звукоподражания. Птичьему клекоту – куроклику, вранограю – или звериному урчанию. Медвежьему, к примеру, урку: «Ур-р-р!». Отсюда и Ур – медведь. Ур-ема – медвежий лес. Ур-ус – медвежий ключ. Ур-а! – боевой клич русских воев, медвежьих людей!
Кстати, в башкирском народном сказании «Урал-батыр» птица-лебедь сперва заговорила человеческим голосом («не то от страха ужаса обрела она вдруг дар человеческой речи»), а уж потом обернулась человеком. Дочерью Солнца… Так что старые башкиры считали себя, как и старые русские, внуками Солнца. Ариями. Хотя башкиры, башкорты, скорее были волчьим народом. От слова «корт» – волк. Но кое-кто из башкир еще и поныне относит себя к роду медведя. Например, из племени Бурзян, Юрматы, Усерген…
Известно, что в Тавриде, в Крыму, существовал храм, посвященный Артемиде. А на Балтике – островной «медвежий» храм, Аркон. «С капью и требищем», так же требующим кровавых жертвоприношений.
По Геродоту, мать Артемиды, старшая делосская жрица Лето, бежала из Гипербореи, обернувшись волчицей! А ее отцом был гипербореец Опис (жрец, царь?). И, похоже, гиперборейцы и были тем северным народом, который искони соседствовал с греками. Например, славяне-борисфенты или сколоты нижнего Поднепровья уже исторически граничили с греками-дорийцами, или дорянами, и торговали с ними в причерноморской Ольвии.
Кстати, о жертвоприношениях звероподобным богиням и богам. Поначалу они действительно были человеческими. Богине-медведице или «зверю, живущему в ней» жертвовали обычно девушек. И Арга, или Опис, вполне могла быть такой девушкой – внучкою гиперборейца Описа, как Ифигения была дочерью грека Агамемнона. Ей, впрочем, повезло, так как вместо нее в жертву Артемиде Таврической была принесена лань.
«Арга» – имя, которому не менее трех тысяч лет, можно так же перевести как «Медведица». Люди искони давали себе имена растений и животных. Зверей. Медведей или медведиц: Урсус, Урсула, Артур, Артем, Егор, Мария, Михаил!.. И даже землям. Так, скажем, Арктика была названа страной арктобуса – белого арктического медведя…
В свое время на старом русском севере новый, нерусский бог Николай в свое время заменил, а потом и отменил старого русского бога Велеса. Или Волоса. Бога в образе медведя.
Более того, Велес считался богом подземного мира. Олицетворением черного подземного Солнца. Духом убитого медведя – родоначальника всех русских, медвежьих людей. Духом их предков… В Белоруссии еще и поныне исполняется обряд в память Дзядов. Предков, которых, угощая, поминают на погостах, а потом и в застольях. «Кличут мертвых».
Между прочим, в одной из самых архаичных русских былин – о Михайле Потыке – Потык уходит в землю. «В мертвом теле». В мир Черного Солнца. Вслед за своей женой. А потом возвращается. И выводит за собой жену… В этом эпизоде отражен обычай наших предков: супругам – «умирать вместе». Солидарно. Вместе с тем, Михайла Потык предстает здесь как умирающий и воскресающий солярный бог с медвежьим именем. Подобный Велесу-Волосу. Кстати, еще и в наше время можно услышать, как старики-супруги заявляют, что умрут вместе. В один день. Солидарно. И, случается, умирают…
Обычно медвежьи праздники праздновались ранней весной, когда медведи просыпались от зимней спячки. Выходили из своих берлог. Тут-то и начинались медвежьи праздники. Языческие обряды, переходящие в зрелища-гульбища. Волхатые жрецы забивали жертвенного медведя, поедали его мясо, а потом, прося у него прощения, хоронили медвежьи останки – кости и черепа – в медвежьих ямах.
С бубнами, сопелами и гудками появлялись гудцы, плясцы и песнопевцы. Скоморохи. Вожаки с медведями. Селяне разжигали костры. Сжигали прошлогоднюю солому. Соломенные чучела Зимы, Смерти. И «в медовом хмелю», с песнями и приговорами плясали вокруг огня медвежьи пляски… Охотники-медвежатники русского Севера еще и по сей день отмечают медвежьи именины – пьют водку и закусывают именинником, считая, что с медвежьим жиром и мясом к ним переходят медвежья сила и медвежье здоровье.
Таким образом, на старой Руси Новый год отмечался весной. Где-то в конце марта. В первые дни весеннего равноденствия, когда уже по-весеннему светило и грело солнце. Возрождалась Природа. Начинались весенние охоты и рыбные ловли, ранние весенние полевые работы. Первый выгон скота. Вылет медоносных пчел.
Самый старый и страшный языческий праздник Карачун – Зимние святки – отмечался на Руси в период зимнего солнцестояния. Накануне дня зимнего солнцеворота. Где-то с 22 декабря по 6 января. В самые долгие вечера, в самые «страшные ночи», когда саму Судьбу тревожили полуночными гаданиями, «вражбой и волхованием» – колдовством; устраивали смотрины невестам и пускались в хмельной разгул с «погаными бесовскими» похотливыми играми, плясками и хороводами…
Все начиналось с магического обряда заклинания – на оберег скота. Скот, которому выносили во двор ломаные лепешки и приготовленные с осени хлебные снопы, обходили с сальной свечой и немой водой, соломенным кропилом и медвежьей рогатиной или охотничьим топором. Светили, кропили коров, коз, овец и бросали через них топор… А потом устраивали застолье, к которому пеклись «лошадки, коровки, козульки, баранки, рожки» во славу «скотьего бога» Велеса-Волоса.
И правда, новгородские былины и предания знают имена или прозвания реальных волхвов. Так, в предании о Волохе – сыне Всеславича говорится, что он родился волосатым, мог «обертываться» птицей или зверем. Был волхвом, знахарем, чернокнижником. Словно индийский маг. А Вольга с малых лет изучал языки птиц и зверей. Как пророк Заратуштра! В предании он предстает как свирепый бог охоты, который тоже может «обертываться» и соколом, и волком, и медведем, устраивая свои божественные охоты. И даже зубастой щукой, что бы загонять рыб в запоры или рыбацкие сети.
Кстати, в башкирском сказании об Урале-Батыре старые башкиры тоже охотились вместе со львами. С волками и медведями. С ловчими птицами. Соколами и беркутами. И с теми же зубастыми «хваткими» щуками, которых «выпускали на рыб». И так же, как русские волхвы, волхвовали. Шаманили! «Обертывались» птицами, змеями. И знали их языки… А разве современные охотники не «обертываются» зверями, маскируясь в их шкуры, нацепляя на себя их маски и рога? И разве они не знают их языки, подражая брачному пению сизого селезня или реву буланого марала? Писатель Арсеньев свидетельствует, что язычник Дерсу Узала разговаривал не только с тигром, но и с самим Солнцем, указывая на него пальцем и говоря: «Его, главный люди».
С обретением дара человеческой речи медведя наверняка именовали Ур, Ар, Ор… Бер! Отсюда берлога. Или Берендей – Медведь – царь лесной… Но с его обожествлением первоначальное медвежье имя сделалось запретным. Табуированным. И вот Ура-Бера стали называть иносказательно: Мед-ведем – ведающим мед, Бурым – бурнастым уром, Косопятым, Косолапым, Топтыгиным… Или даже – Бермятой, Торопой, Потапом, Потыкой (имена русских медведей-богатырей)…
Но эхо первоначального медвежьего имени все же не умерло. Напротив, покатилось и отозвалось во множестве прочих имен и названий. Имя самого Солнца пошло от раскатистого «Р-р-р»… У египтян Бог Солнца – Ра, у индийцев – Сурья, или Пуруша (прародитель людей), у иранцев – Ахура, у греков – Уран, Артемида, у славян – Сварог, Хорс, Род…
Так что, когда «звериная» цивилизация охотников-собирателей сменилась «солнечной» скотоводческо-земледельческой, солнечноликие боги сменили звероподобных, сохранив себе их грозные звериные имена. По крайней мере, в своем корне. А волосы и рога поменяли на лучи и нимбы. Как известно, Микеланджело даже пророка Моисея изваял с рогами… Есть рогатые изображения и христианских святых. Например, евангелиста Луки или русского языческого бога Дыя (бога дня). Белобога. А волосы, рога и копыта были оставлены черным богам. Чернобогу. Или Черту.
Так утренние сумерки наших древнейших предков сменились солнечным утром. Или Солнцевым днем. У наших ближайших соседей, на Ближнем и Среднем Востоке, у солнцепоклонников – парсов и гебров, еще и поныне Солнцев день отмечается 22 декабря. В день зимнего солнцеворота. Как День рождения Солнца и наступления Нового года. Причем не по жреческим установлениям или царским указам, а по объективным законам Природы.
Кстати, в этот день вместе с Солнцем и Новым годом рождались многие Пророки и Гении. Так что для всех солнцевых поклонников XXI век и новое тысячелетие начались с Солнцева дня! В ночь с 22 на 23 декабря 2001 года. А Старый новый год – со дня весеннего равноденствия. Где-то с 22 на 23 марта. С начала весны. С момента выхода из берлоги медведя. С медвежьих праздников, когда русские люди славили живых и поминали, окликали мертвых. Своих архипредков. В том числе и в образе зверя: Медведя, Тура, Волка, Оленя, Быка… Или даже Дерева и Петуха. Под знаками которых, по восточным традициям, мы встречали 2005 год. Под Древом знания с поющим на его ветвях Петухом – жрецом или служителем Солнца…