Когда первый заместитель начальника Главного политического управления Советской Армии и ВМФ генерал-полковник Е. Лизичев объявил, что перед нами сейчас выступит легендарный человек, главный диктор Московского радио в годы Великой Отечественной войны Юрий Борисович Левитан, огромный зал ЦДСА встретил его появление стоя, шквалом аплодисментов.
Во вступительном слове генерал кратко охарактеризовал деятельность Левитана на Центральном радио, значение голоса и личности знаменитого диктора для борющейся с гитлеровским фашизмом страны, а также его информационно-пропагандистской деятельности в послевоенные годы.
Во время памятной встречи Юрий Борисович очень кратко рассказал о себе и работе на радио, пожелал собравшимся успехов в работе и службе, ограничившись в основном ответами на вопросы, будучи, видимо, уверенным в своей известности каждому из сидящих в зале. Что и говорить, так оно и было.
Военное поколение хорошо помнит Юрия Левитана, главного диктора нашей страны советской эпохи. В годы Великой Отечественной войны он стал национальным героем. Его необычный тембр, мощный, невероятной силы голос вселял в миллионы людей надежду и веру в победу, ассоциировался с победой советских войск под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге, при форсировании Днепра... Не случайно скупой на похвалу дважды Герой Советского Союза генерал армии И. Черняховский говорил: «Юрий Левитан мог заменить целую дивизию».
Левитан все четыре года войны вещал от «Советского информбюро» о положении на фронтах, возвестил всему миру о штурме и взятии Берлина, об окончании войны, о Великой Победе советского народа над фашистской Германией, в мирное время он «озвучивал» самые значимые события в жизни страны. Ни одна трансляция о парадах и демонстрациях на Красной площади не обходилась без него.
...Впервые Юрий Борисович вышел в эфир в 1931 году. А в 1934-м ему оказали огромную честь: 20-летний Юрий Левитан прочел по радио на всю страну отчетный доклад И. Сталина на ХVII партийном съезде. Это в пору, когда можно было за словесный ляп серьезно пострадать. Говорят, вождь остался доволен Левитаном. Сталин лично позвонил в радиокомитет, расспросил о дикторе и заявил, что отныне все его речи будет читать только Юрий Левитан. В периоды, когда в студии знали, что вот-вот должна появиться новая речь генсека, Юрий Левитан должен был круглосуточно информировать руководство, куда он идет, где будет находиться, чтобы его в любой момент могли разыскать…
И так он стал признанным лидером дикторской группы Всесоюзного радио.
Позже голосом Левитана «общался» с народом и руководитель партии и государства Н. Хрущев. Однажды на партийном пленуме Никита Сергеевич сказал: «Я, конечно, не такой популярный, как Левитан, но сегодня вам придется послушать доклад в моем исполнении».
Вопреки расхожему мнению, первым о войне объявил все-таки не Левитан, а министр иностранных дел В. Молотов. Левитан потом просто повторил его. Но в своих мемуарах Жуков, Рокоссовский и другие маршалы почему-то написали, что о начале войны объявил Юрий Левитан. Его иногда спрашивали об этом, но неизменно получали ответ: «Я знаю. Но что же, мне теперь давать публичное опровержение?» Так это первенство за Левитаном и осталось.
В годы войны Юрия Левитана любили не только фронтовики, но и все советские люди. Им гордились, его голосом просто жили. Стоило услышать «От Советского информбюро» – и, бросая все, люди бежали к радиоприемникам. И приказы Верховного Главнокомандующего имел право читать только Левитан.
Гитлер объявил Левитана «кровным врагом рейха». Он посулил за его голову 200 тысяч немецких марок. Голос Юрия Левитана вызывал страх и панику у фашистов. Они поставили своей целью уничтожить ненавистного диктора, много раз бомбили радиокомитет. Однажды снаряд попал прямо в здание радиокомитета, но чудом не разорвался. Немецкое радио поспешило сообщить: «Большевистский радиоцентр разрушен! Левитан убит!» Однако уже через полчаса Юрий Борисович был в эфире, в его неповторимом голосе, как всегда, звенел металл.
Голос Левитана звучал в радиоэфире пятьдесят два года. Многие представляли его былинным богатырем – под стать его голосу. Потом уже, много лет спустя, удивлялись, увидев Юрия Борисовича на телеэкранах: титан оказался худощавым, невысокого роста человеком.
...5 августа 1943 года, вспоминает генерал армии С. Штеменко, были взяты Орел и Белград. Как только командующие фронтами доложили Верховному о взятии этих городов, Сталин предложил отмечать победы советских войск торжественными залпами в Москве и каждый залп сопровождать пуском разноцветных ракет, а перед тем передавать по всем радиостанциям Советского Союза приказ Верховного Главнокомандующего. «Передайте в радиокомитет, – сказал Иосиф Виссарионович, – чтобы приказ о первом салюте прочитал диктор Левитан». С замиранием сердца слушали советские люди торжественные слова приказа, который читал Юрий Левитан: «Сегодня, 5 августа, в 24 часа столица нашей родины Москва будет салютовать нашим доблестным войскам, освободившим Орел и Белград, двенадцатью артиллерийскими залпами из 120 орудий...»
Окончилась Великая Отечественная война. Наша страна с трудностями, но быстро залечила раны войны. Вскоре в космос полетел первый советский человек. Люди нашей страны с радостью и восторгом услышали слова Левитана: «12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту Земли первый в мире космический корабль-спутник “Восток” с человеком на борту...»
Юрий Борисович много ездил по стране, встречался с фронтовиками, до последних дней работал наравне с молодыми. В августе 1983 года Юрий Левитан приехал в Белград. Там широко отмечали 40-летие Курской битвы. Под Прохоровкой Левитан горячо и вдохновенно выступал перед ветеранами войны – участниками этой грандиозной битвы. Во время выступления ему стало плохо, прихватило сердце. Это случилось 4 августа 1983 года. Он умер на передовой – до последнего вздоха был рядом с теми, кого его голос вел в бой...