Кугарчинская земля в Башкортостане – настоящий символ искусства. Слышу слово «кугарчинский», и сразу в воображении появляются фамилии известных писателей и поэтов – 3. А. Биишева, А. К. Биишев, А. П. Филиппов; композитора Рамиля Галина; общественного деятеля Шагита Худайбердина.
Музыка, поэзия, проза... Сколько еще чудес можно встретить, путешествуя по этому прекрасному, живописному уголку земли!
Одним из замечательных архитектурных памятников этой местности является памятник типа мавзолея – кэшэнэ Бэндэбикэ.
Долгое время считалось, что эти кэшэнэ являются единственными раннемусульманскими археолого-архитектурными памятниками на территории Башкирии. Это открытие восходит к 1966 году, когда в селе Максютово Кугарчинского района учитель-пенсионер Г. Биишев показал исследователям большой курган, расположенный на вершине высокого холма.
Об этом кургане имеется интересная легенда. Согласно этой легенде, курган является домом Бэндэбикэ – очень умной и храброй женщины. В стародавние времена башкиры страдали от междоусобных войн и взаимных набегов казахских и башкирских племен. Решительная Бэндэбикэ сумела в этот момент уговорить всех соплеменников и всех соседей жить в мире и согласии. Она пользовалась большим уважением и популярностью не только у соплеменников, но и у окружающих народов.
Бэндэбикэ воспитала мальчика Ерэнсэ-Сэсэн, и, когда он достиг совершеннолетия и стал батыром, вышла за него замуж. С течением времени Бэндэбикэ состарилась, а Ерэнсэ-Сэсэн, будучи в расцвете своих сил, начинает подумывать о других женщинах и набегах в страну казахов. Когда он просит благословения Бэндэбикэ на такой поход, она решительно возражает и предсказывает ему неудачу. Ерэнсэ-Сэсэн со своей дружиной отправляется в поход, что сильно расстроило и без того больную Бэндэбикэ. Вскоре она скончалась. Башкиры исполнили последнюю просьбу покойной и похоронили ее в своем доме, скрытом под курганной насыпью.
В это время войско Ерэнсэ-Сэсэн при первом же столкновении терпит поражение, и он сам попадает казахам в плен. Казахские старейшины судьбу башкир-пленных предрешают таким образом: казахский и башкирский батыр вступают в единоборство. Если победит Ерэнсэ-Сэсэн, все башкиры отпускаются домой, но если победит батыр-казах, то Ерэнсэ-Сэсэн должен быть убит, а остальные башкиры отпускаются, чтобы дома они могли рассказать о своем позорном набеге. Ерэнсэ-Сэсэн терпит поражение. В момент, когда казахский батыр готов был уже пронзить его, Ерэнсэ-Сэсэн рассмеялся. В ответ на удивление всех присутствующих он рассказывает о своем последнем разговоре с женой, которая предупреждала его о печальном исходе похода. Узнав, что Ерэнсэ-Сэсэн является мужем уважаемой и признанной всеми святой Бэндэбикэ, казахи его отпускают домой. По дороге он узнает о смерти жены. От позора и горя он вместе с конем бросился с высокой горы. Недалеко от этого места башкиры хоронят его, соорудив над могилой высокий курган.
В 1968 году было принято решение о научном исследовании кургана Бэндэбикэ. Раскопки были начаты в июле этого года в надежде на скорое их завершение. Однако вскрытие первых слоев земли показало тщетность первоначальных планов. После снятия дерна и слоя в 30-40 см повсеместно начали встречаться обломки кирпичей. Ученым пришлось снизить темп работы, чтобы не сдвинуть с места ни один кирпич, а выявить характер обвала и первоначальную форму открытого сооружения. После месячной кропотливой работы сотрудникам во главе с архитектором Р. Г. Салиховым удалось выявить лишь общие контуры памятника, оказавшегося кэшэнэ примерно XIV в. Исследование памятника было завершено в 1969 году археологической экспедицией, организованной Институтом истории, языка и литературы БФАН СССР совместно с Башкирским отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Раскопки и обмеры памятника осуществлялись под контролем и при участии архитекторов Р. Г. Салихова и Р. И. Халиуллина.
Кэшэнэ Бэндэбикэ имеет прямоугольную форму с размерами около 8,7 на 7 м. Стены его сложены из хорошо обожженных кирпичей. Для кладки стен использовались кирпичи двух цветов: светло-серого и красноватого. На фоне серых кирпичей красные уложены так, что на трех стенах – западной, восточной и северной – образуют интересный орнамент, напоминающий орнамент башкирских ковров.
В южной стене имелся вход, представлявший собой небольшую прямоугольную комнату, в восточной стенке которой имелась глухая небольшая ниша, служившая, очевидно, местом для жертвоприношений. Во внутреннюю погребальную камеру ведет небольшая и узкая дверь. Над входом и погребальной камерой некогда возвышался купол, форму которого было трудно восстановить.
Пол внутренней камеры кэшэнэ, как и входной части, устлан кирпичами простой кладки. Раскопки, проведенные внутри мавзолея, выявили одну могилу, в которой похоронена женщина сравнительно молодого возраста. Могила неглубокая, простой конструкции, пол и стены обложены большими известняковыми плитами, а погребенная обвернута в лубок и лежала, согласно мусульманскому обычаю, головой на запад, лицом на юг. Никаких вещей при покойной не обнаружено.
Кэшэнэ Бэндэбикэ – оригинальный архитектурный памятник, которым жители Кугарчинского района вправе гордиться.
После беседы со старожилами деревни Ургин узнаю, что до войны (1941) какая-то группа людей – скорее всего, мародеры – раскопала курган: сведений о находках не сохранилось. Все, что было разрушено, сейчас стараются привести в надлежащий вид.