АЗ И УЖ В старорусской азбуке все буквы как-нибудь да назывались. Например, буква «А» – «Аз», имевшая значение «Я». Так что в старину, буква «Я» была не самой последней в алфавите. Может быть, еще и потому, что Азом славяне, а потом и русские называли бога Ужа, даровавшего им письменность. Азбуку!
И оставившего завещание в виде своего завета: «Аз, буки, веди, глагол… добро есть живите землею своею и знайте: Свет (может, даже просвещение? – Г. К.) – наша защита». Как известно, письменность есть визуализация звука. Зримая речь! Какая расширяла возможности переноса информации на далекие расстояния и сохранения ее на долгие годы. Консервации. Поэтому люди искони стремились изобрести письменные средства общения.
Самые ранние способы письма относятся еще к 4-3 тысячелетиям до н. э. А со временем отсутствие письменности стало считаться едва ли не признаком отсталости, а то и неполноценности народа. Например, еще и по сей день считается, что «неполноценные» славяне так и не сподобились изобрести свою славянскую, русскую письменность, и за них это сделали ромеи – византийские христианские церковники – греки Кирилл и Мефодий. Против чего категорически возражали многие русские просветители – такие, как Ломоносов или даже Екатерина Секунда. Не говоря уже о русофилах.
Разумеется, Византия оказала на Русь огромное культурное воздействие. И прежде всего – религиозное. В основном – по принудительному насаждению христианства православного толка. Известный русский писатель, ярый сторонник византийского влияния, адепт православия и монархизма Вадим Кожинов пишет, что они, византийские греки, не предприняли-де на Руси ни одной попытки придать греческому языку статус монопольного: «И стоит вспомнить, что в девятом веке святой Кирилл и Мефодий создали (!?) славянскую письменность, а в четырнадцатом веке, как бы продолжая их дело, – русский святой Стефан Пермский создал зырянскую, то есть коми».
Впрочем, в истории человечества немало примеров, когда те или иные изобретения или открытия приписывались именно тем, кто не имел к ним первенствующего отношения. Например, открытие Америки приписывается Колумбу, хотя первыми ее открыли морские скитальцы – норманны, а потом и мореплаватель Америго. А, скажем, Эйнштейна ныне напрямую обвиняют в том, что он, мягко говоря, приписал себе теорию относительности, позаимствовав ее у первооткрывателей...
Вот и в истории возникновения русской письменности еще много неясного. Не достает на этот счет научных свидетельств. Аргументов и фактов. Хотя широко признается, что славяне, выходцы из Индии, еще в незапамятные времена вынесли с собой не только корневые основы индийского языка, но и соответствующую ему письменность – санскрит. И впоследствии на его основе создавали свою, используя при этом и древнегреческий алфавит, и рунические знаки скандинавов, и старую арабскую вязь – арабицу. О чем свидетельствуют и многочисленные, например, софийские и новгородские, граффити. И еще более древние процарапанные письмена – надписи на ритуальных языческих алтарях, священных памятных камнях и берестяных грамотах. Свидетельством этому является и существование задолго до кириллицы более древней азбуки славян – глаголицы...
Более того, имеются неопровержимые свидетельства, что исконная письменность славян, русских, угров, тех же пермяков зачастую подвергалась гонениям и уничтожению церковниками, чаще всего через предание огню подобных рукописей и рукописных книг. И зачастую вместе с ее создателями. Особенно это касалось русского чернокнижья – ведовских и гадальных книг, всевозможных зелейников и травников. Только смутные воспоминания остались о так называемой Голубиной книге. Или о Велесовой. Последнюю вообще отнесли к подделке, хотя это был, возможно, и не совсем качественный список с подлинника, исполненный руническим письмом.
Вот и про Святого Стефана Пермского сказывают, что он, приняв христианство, усердно принялся нести крест Господень пермякам-язычникам. Для чего, согласно «Житиям святых», изучил их язык и составил пермскую азбуку. Но есть вещественные доказательства и тому, что при крещении пермяки сами передали Стефану книгу своего писания. «Закона». Так что пермская грамота, скорее всего, заслуга не святого Стефана, а пермских язычников. Знающих грамоте, волхвов. Чему есть и другие доказательства.
А его заслуга состояла лишь в том, что он сжег все пермские языческие святилища вместе с их алтарями и идолами, вопрошая при этом возмущавшихся пермяков: почему-де их языческие боги, если они действительно боги, а не бессловесные чурки, не спасают свои храмы от пожога и не наказывают поджигателей? А у наивных и доверчивых, полоротых язычников не хватило ума проделать то же с христианскими церквами и посмотреть – спасет ли их от того же огня христианский Бог.
«И принес Стефан в землю Пермскую ненависть – одни подчинились новой вере и пошли за Стефаном жечь святилища старых богов, другие же оплакивали дело рук мерзопакостных; и начали пермяки ненавидеть друг друга из-за Христа, последователи которого принесли им не мир и спокойствие, а пожары и тлен» («Энциклопедия языческих богов». О варварском уничтожении памятников культуры христианскими святыми).
А ведь пермяки – лесной, «деревянный» народ – еще и поныне считаются лучшим из лучших мастеров художественной резьбы по дереву! По вырезанию деревянных скульптур. А какое у них в одно время было прекрасное, прямо таки роскошное, книгопечатание! И теперь я представляю себе, какое уникальное деревянное зодчество было истреблено в те варварские времена... Впрочем, на почве религиозной нетерпимости это варварство продолжается и по сей день. Чего стоит одно только недавнее разрушение памятников раннего буддизма в Афганистане. Или памятников недавнего советского времени у нас, в России. На одной из древних пермских миниатюр имеется изображение языческого пермского святилища с Красным Солнцем, Неугасимым Огнем, Священным Камнем и Золотой Бабой, а также Бесом перед храмом и священным деревом – Прокудливой березой, какую, по преданию, и пытался рубить сам Святой Стефан. Рубил и слышал: «Оставь нас, се есть древнее наше пребывание». И наутро береза отрастала вновь. Вскоре, так и не срубив березы, Стефан отбыл в Москву, где заболел и скончался. Но зато этот мракобес – рубака и поджигатель – был причислен к лику святых. Словом, христианским святым, несмотря на их явную святость, так и не удалось вырубить все русские Перуновы дубы с дубравами и извести под корень пермские Покудливые березы с березняками. Как и всех русских и пермяков. И все же, сдается мне, к этому идет дело. Нам снова насаждают чуждую заморскую культуру. Нравственность и эстетику. Американский образ жизни. И только наше новое возрождение, наша способность перечеркнуть навязываемое нам извне духовное рабство тем же лесковским «синим хером», может спасти и возродить россиян. Россию.