В эпоху позднего средневековья и раннего Нового времени крестьянство почти всех европейских стран страдало от налогового бремени. В России крестьянство являлось основной категорией так называемого податного или тяглового населения. Однако в этом обстоятельстве были и свои исключения. Среди нескольких десятков сословных категорий российских крестьян XVIII – первой половины XIX вв. были обельные вотчинники и коробовские белопашцы. Их было совсем немного, не более полутора тысяч человек вместе взятых, они проживали в северной части Европейской России и были освобождены от всех податей и повинностей за особые заслуги перед престолом. Наиболее интересна история коробовских белопашцев.
Первый царь из династии Романовых Михаил Федорович считал, что обязан жизнью и престолом простому крестьянину Ивану Сусанину. В 1619 году царь велел обелить земли зятя Ивана Сусанина Богдана Собинина и всех его потомков в селе Коробово Костромского уезда. Обеление означало освобождение от всех податей и повинностей. Село Коробово было не очень большим, и через несколько поколений в число потомков Богдана Собинина (а значит, и самого Ивана Сусанина через дочь) вошло большинство жителей села, которые и образовали сословие белопашцев. Закон запрещал селиться в Коробово выходцам из других населенных пунктов, кроме девушек, выходивших замуж за коробовских парней. В 1767 году белопашцев насчитывалось 153 человека (76 душ мужского пола и 77 женского), в 1834 – 226, в 1910 – 267 человек. Совсем ничтожное количество из десятков миллионов русских крестьян, капля в море! В 1834 году император Николай I обратил внимание… на бедность белопашцев. Свободные от податей и повинностей крестьяне не слишком утруждали себя заботой о хлебе насущном – говоря нынешним языком, расслабились. Кроме того, в отличие от подавляющего большинства русских крестьян, белопашцы не образовывали поземельной общины, порядок наследования земли был по принципу частной собственности. Особый комитет решил выделить белопашцам еще 742 десятины земельных угодий, но в порядке мирского, общинного землевладения. В конце XIX века привилегированное положение крестьян села Коробова было сведено к минимуму в связи с отменой подушной подати и формированием единого сословия сельских обывателей, но некоторые юридические нюансы их особого статуса сохранялись вплоть до революции 1917 года!
Как Михаилу Романову пришло в голову освободить от податей потомков Ивана Сусанина? Сложно сказать, как именно, но доподлинно известно, что подобные прецеденты в мировой истории были. Об одном из них следует рассказать поподробнее.
В 1429 году в Реймсе был коронован король Франции Карл VII из династии Валуа. Еще год назад он совсем не надеялся получить корону, но судьба послала ему простую крестьянскую девушку Жанну д`Арк, уроженку деревни Домреми. В момент коронации молодой монарх был готов сделать для Жанны все, что было в его силах. Вместе с семьей юная крестьянка была возведена в дворянское достоинство, но этим милость короля не ограничилась. По просьбе Жанны Карл VII особым указом освободил от налогов жителей деревень Домреми и Гре (фактически они были одним населенным пунктом, их разделял только ручей). Указ короля продолжал оставаться в силе и после его смерти. В 1571 году Домреми оказалась в составе Лотарингии и налоговая привилегия была потеряна, но крестьяне деревни Гре пользовались ею до 1766 г. В середине XVIII века Домреми вновь вошла под юрисдикцию Франции и привилегия была автоматически восстановлена, а ведь прошло более трех веков и на французском престоле сидели монархи другой династии. До какого же момента крестьяне родной деревни Жанны д`Арк были освобождены от уплаты налогов? По одним сведениям, этот порядок сохранялся до Великой Французской революции, по другим, особое положение деревни Домреми имело место и при Наполеоне.
Вот такие исключения из правил бывали в разных государствах в разные исторические периоды. Впрочем, в нашем случае они частично совпадали и по времени. Лотарингская дева и мужик из Костромского уезда давно стали легендой, преданьем старины глубокой, а хлебопашцы их малой родины на протяжении как минимум десяти поколений были освобождены от налогового гнета. Сколько же раз они возносили молитвы за упокой своих благодетелей или, может, не возносили вовсе, а многое ли знали вообще простые крестьяне доиндустриальной эпохи о жизни этих людей, чьи имена вошли в анналы истории и произведения культуры. Трудно сказать по данному поводу что-то определенное.