Все новости
ХРОНОМЕТР
7 Августа 2022, 10:16

Архивная пыль и тени забытых предков. Окончание

В наши дни обращаться в Национальный архив Республики Башкортостан гораздо более резонно, чем еще десять лет назад. Лично я посоветовал бы в первую очередь заказать материалы сельскохозяйственной и поземельной переписи 1917 года по тем населенным пунктам, где жили ваши предки. Десять лет назад их не выдавали, да и сейчас далеко не в каждом региональном архиве огромной России они доступны всем желающим.

Несколько слов о том, что собой представляют переписные карточки. Каждая карточка – лист бумаги размером немного больше, чем А4. На одной стороне записано имя главы домохозяйства и содержится информация обо всех членах семьи (с указанием возраста), сословии, национальности, отношении к сельскому обществу (приписной, посторонний, беженец, гражданский пленный), а также количестве скота, сельскохозяйственных машинах, занятиях членов семьи помимо сельского хозяйства. К сожалению, не указывается вероисповедание. На другой стороне карточки обозначено количество земли в десятинах, причем все подробно и обстоятельно – надельная земля, купчая, в единоличном владении, общинном или товарищеском, имеет ли место аренда земли, сколько десятин занято усадьбой, пашней, сенокосами и т. д., и т. п. Очень интересная информация, но имя (Ф. И. О.) записано только одно – главы домохозяйства. Остальные члены семьи записаны по принципу того, кем они приходятся главе домохозяйства. Если ваши бабушки и дедушки родились в первой четверти ХХ века, то в карточке вы прочтете имя своего прадеда, либо прапрадеда. В те времена большинство крестьянских семей состояли из представителей трех поколений. Крайне желательно выписать всю информацию, какая содержится в карточке, любая мелочь может иметь значение. Также крайне желательно выписать информацию обо всех семьях, носящих фамилию ваших предков, а лучше всего – вообще обо всех жителях населенного пункта, если позволяет отведенное время. Среди выписанных глав домохозяйств может оказаться отец вашей прабабушки, девичья фамилия которой вам пока неизвестна. По данным переписных карточек можно приблизительно определить год, когда ваш прадед (или прапрадед) женился на вашей прабабке (или прапрабабке), а это очень важно. В дореволюционной России крестьянские девицы выходили замуж, по нынешним меркам, несколько рановато – чаще всего в 18–20 лет. В 16 лет тоже выходили, но реже. Первый ребенок чаще всего рождался примерно через год после вступления в брак. Еще нюанс: разница в возрасте между вступающими в первый брак была в большинстве случаев не очень большой, очень часто жених и невеста были ровесниками. Если в документе указано, что мужчине за тридцать, а его жена моложе более чем на пять лет, то с большой вероятностью это вторая жена. В России того времени средняя продолжительность жизни женщины была не больше, а даже немного меньше мужской, очень много женщин умирало, не дожив до сорока. Мужчин, вступивших в повторный брак после смерти первой жены, было на порядок больше, чем женщин с аналогичной ситуацией. Перепись проходила с мая по октябрь (спасибо Временному правительству), это обстоятельство тоже следует учитывать. Например, если чей-то возраст указан как 30 лет, то надо думать, что этот человек мог родиться как в первой половине – середине 1887 года, так и во второй половине 1886 года. Однако слишком серьезно информацию о возрасте воспринимать не стоит – во многих случаях возраст указан весьма условно, ведь это была не перепись населения, к тому же многие неграмотные крестьяне и сами точно не знали, сколько им лет.

Теперь о метрических книгах. До недавнего времени в НА РБ можно было ознакомиться с метрическими книгами второй половины XIX века, но в конце 2012 года туда поступили книги за 1901 – 1912 гг. Дело в том, что должно пройти сто лет, чтобы эти документы были переданы из архивов ЗАГСа в исторический архив. Вот так проходит граница между «стопроцентной» историей и той историей, которая до некоторой степени является частью современности. Метрические книги XIX века в НА РБ представлены очень толстыми подшивками многих приходов (примерно 13 приходов в одной подшивке) за каждый год. Весит такая папка несколько килограммов. А вот недавно переданные документы гораздо удобнее – в одном переплете имеется подшивка метрических книг одного прихода за два, три или четыре года. Для успешной работы с метрическими книгами вам следует выяснить, к какой религиозной конфессии относились ваши предки, и определить приход, в котором они проживали. В одном населенном пункте могли проживать люди разных вероисповеданий, следовательно, они относились к разным приходам. Более половины населения нашего региона в XIX– начале ХХ вв. составляли мусульмане, но следует учитывать, что примерно 20 % татар и 1 % башкир были православными. Среди русских около 4 % составляли старообрядцы разных толков и согласий. В официальных документах можно встретить следующие формулировки: «раскольник австрийской секты», «раскольник поморской секты» и т. д. Православная церковь воспринимала старообрядцев, скорее, как заблудших своих, чем как людей другой конфессии. На старообрядцев и сектантов велись особые метрические книги, но на практике большинство этих людей избегало там фиксироваться. В НА РБ сохранилось лишь несколько старообрядческих метрических книг, охватывающих ничтожную долю старообрядческого населения. Не лучше обстоит дело с язычниками, к коим относилось большинство марийцев и удмуртов Уфимской губернии. В дореволюционной России вероисповедание было юридической категорией, как и сословие, а функции ЗАГСа в основном выполняли религиозные структуры. Для людей христианских исповеданий обряды крещения, венчания и отпевания фактически означали регистрацию рождения, брака и смерти. Однако для некоторых групп населения функции ЗАГСа выполняли волостные правления и городские управы.

Если вы русский и в вашей семье есть легенда, что ваши предки были староверами, то подтвердить или опровергнуть эту легенду можно и косвенным путем. Если в православных метрических книгах нет никаких упоминаний о ваших предках и их ближайших родственниках, а вы при этом знаете, что они родились или вступили в брак в таком-то году в пределах такого-то православного прихода, то это с очень большой вероятностью говорит в пользу легенды. Впрочем, иногда старообрядцы фигурируют в православных метрических книгах. Чаще всего – в записях о браках (законы Российской империи допускали брачные союзы между православными и старообрядцами). Или в отношении какого-нибудь человека можно прочитать следующее: «перешедший из раскола такой-то секты в лоно святой апостольской церкви через таинство миропомазания». Православные церковники прилагали разнообразные усилия, чтобы обратить в свое лоно как можно больше старообрядцев, поэтому в рамках одной деревни могли проживать родственники с одной фамилией, но разного вероисповедания. Подобная ситуация имела место во многих местах, например в Алаторке.

Метрическая книга состоит из трех частей. В первой части – записи рождений, во второй – бракосочетаний, в третьей – смертей. Рожденный ребенок записывался только по имени (без фамилии и отчества), отец ребенка записывался по фамилии, имени, отчеству с указанием населенного пункта, мать записывалась по имени и отчеству. Это если ребенок рождался в законном браке. Кроме родителей записывались так называемые восприемники (крестные). На восприемников также следует обратить внимание, в большинстве случаев (но далеко не всегда) ими были родственники. Ваши предки сами могли фигурировать в качестве восприемников, поэтому крайне желательно изучить все записи, насколько это позволяет время. Так можно косвенно выявить девичью фамилию вашей прабабушки (или прапрабабушки), если нет других данных. В записях о браке информации немного больше – там указана не только девичья фамилия невесты, но и возраст новобрачных, а также то, какой это брак по счету у каждого. Если ваши брачующиеся предки были из разных населенных пунктов, то информации становится еще больше. Так, вы можете потом заказать материалы переписи 1917 года по той деревне, откуда, как вы выяснили из метрических книг, прибыла ваша прабабушка и найти сведения о ее отце, если он был еще жив на момент переписи. Следует обратить внимание и на поручителей со стороны жениха и невесты.

Если по метрическим книгам вы изучаете пореформенных переселенцев и желаете узнать точное место, откуда они приехали, то у вас есть определенные шансы. Зная год основания населенного пункта, вы можете заказать книги за первые годы его существования. Пока переселенцы жили вне системы сельских обществ, их могли записать с указанием старого места жительства, а в том или ином качестве могли «засветиться» не только ваши прямые предки, но и их родственники, а переселенцы нередко прибывали большими родственными группами. Вообще, изучение метрических книг – дело долгое, не терпящее суеты, здесь надо предельно внимательно вчитываться в каждую запись, чтобы не упустить важной информации.

Другой род документов – ревизские сказки. Это реестры податного населения, относящиеся к XVIII– середине XIX вв. До полноценных переписей населения тогда было еще далеко. К слову, единственная перепись населения Российской империи в современном понимании этого слова имела место в 1897 году, но ее первичные материалы, к великому сожалению, не сохранились. В ревизских сказках можно прочитать только перечень имен жителей населенного пункта с указанием возраста и родственных связей. Последняя, десятая по счету, ревизия состоялась в 1859 году. Смотреть ревизские сказки в Национальном архиве РБ имеет смысл в том случае, если ваши предки проживали на территории Башкортостана до крестьянской реформы. Сказки оцифрованы, их можно свободно просматривать с экрана компьютера без оформления заказа. Сохранилось далеко не все, ведь прошло столько времени – более 150 лет! Но если вам сильно повезет, то, изучив материалы переписи 1917 года и сопоставив их с данными ревизской сказки 1850 года, вы сможете выстроить линию своих предков, начиная со второй половины XVIIIвека. Это можно сделать за один поход в архив. Однако для серьезного генеалогического исследования одного похода будет мало. Желательно изучить все документы, где могут фигурировать ваши предки. Количество предков увеличивается с каждым поколением в два раза, поэтому выявить их всех хотя бы с 1800 года очень сложно, для большинства из нас практически невозможно, но попытаться интересно. Говоря о математической стороне вопроса, следует сказать, что начиная с определенного момента количество предков перестает увеличиваться в два раза с каждым поколением – люди обречены вступать в брак с дальними родственниками, ведь все мы приходимся родственниками друг другу, дело лишь в степени дальности родства.

Изучая в архиве старинные документы, следует учитывать нюансы и с именами людей. В православных семьях родители не могли давать своим детям любые имена по собственному желанию. Был список православных имен, система святцев. Имя зависело от дня рождения, а свобода выбора у родителей была сильно ограничена. Если вашу прабабушку, рожденную до революции, звали Татьяной, то можно быть уверенным, что она родилась в январе. Другой нюанс – отчества простолюдинов в большинстве случаев записывались без окончания «ич», поэтому их можно спутать с фамилией. Впрочем, в переписи 1917 года уже довольно часто отчество крестьянина записано в привычном для нас виде, все-таки сказалась революция, идеи равноправия и т. д. Что касается фамилий, то это отдельная история. У разных категорий российских подданных устойчивые и юридически закрепленные фамилии сформировались в разное время. У большинства крепостных крестьян вплоть до отмены крепостного права фамилий либо не было вовсе, либо они были не вполне официальные. В ряде случаев процесс «офамиливания» русских крестьян затянулся до конца XIXвека (иногда даже до ХХ века). У многих представителей нерусских народов (башкиры, марийцы, чуваши и др.) устойчивые фамилии окончательно сформировались только в ХХ веке. То есть процесс этот был долгим, постепенным. В одной башкирской деревне уже в первой половине XIX века все жители были с фамилиями, в другой деревне все ими обзавелись только в советскую эпоху (в двадцатые – тридцатые годы XX века). Что касается русских, то государственные и удельные крестьяне обрели устойчивые фамилии, в среднем, раньше, чем помещичьи. Вятские же крестьяне в подавляющем большинстве имели фамилии уже в XVIIвеке (то есть в то время, когда еще не все дворяне успели ими обзавестись). Получается, что наши предки по разным линиям обзаводились фамилиями в разные времена, да и вообще следует понимать, что в советскую эпоху (а это два или три поколенческих интервала) люди стали вступать в брак без каких-либо этнических, сословных, конфессиональных ограничений, которые давали о себе знать до 1917 года.

Трудно перечислить все фонды исторического архива, документы которых могут содержать полезную информацию. Кроме метрических книг и ревизских сказок можно упомянуть, например, фонд губернского по крестьянским делам присутствия. Если ваши предки до 1861 года были крепостными, то можно узнать, какому помещику они принадлежали. В уставных грамотах перечислены главы крестьянских домохозяйств, но нужно помнить о позднем обзаведении фамилиями помещичьих крестьян. Имеются уставные грамоты и по удельным крестьянам.

Заказывать в архиве можно до пяти дел подряд, кроме метрических книг XIX века (папки тяжелые, больше двух поднимать трудно). Сроки выдачи разные (через неделю, две недели, месяц), сложно сказать, с чем это связано. Понятно, что далеко не у всех желающих найдется много свободного времени. Но для некоторых это может стать чрезвычайно увлекательным делом – извлекать из архивной пыли имена забытых предков.

Автор:Александр БАРАНОВСКИЙ
Читайте нас: