Планов было «громадье». «Не более чем за 10–15 лет посадить на автомашину каждого рабочего и крестьянина СССР», – писала в июле 1927 г. газета «Правда». Но в разоренной войнами и голодом стране с восстанавливаемой неимоверным трудом промышленностью такое оказалось архисложной задачей.
Необходимо было как-то заинтересовать население, и в октябре 1927 года учреждается «Одавто» – Общество друзей автомобиля и хорошей дороги. Среди его учредителей были А. Рыков, И. Сталин, К. Ворошилов.
В 1930 году «Одавто» переименовывают в «Автодор». Помимо шефства над дорогами (с тачкой и лопатой в руках) автодоровцев приобщали к основам шоферской профессии. Однако действительный объем выпуска автомобилей не соответствовал желаемому. И нашлись-таки люди, которые реально смотрели на происходящее, поэтому бесплатное строительство дорог (за свой труд автодоровцы не получали ничего, да еще платили членские взносы) постепенно стало затухать, и в 1935 году «Автодор» был ликвидирован. Но свою задачу он выполнил: была «обкатана» система бесплатного труда и получен опыт подготовки шоферов в массовом количестве.
Тем временем обстановка в мире накалялась, «пахло» предстоящей войной. Советский Союз по-настоящему еще не был к ней готов. Война в Испании, военные конфликты на восточных и западных рубежах государства выявляли недостатки техники и вооружения Красной Армии. Анализ и обобщение опыта боевых действий выявили очевидную необходимость в армейском автомобиле с приводом на все колеса, в том числе и легковом. Такие уже появились в армиях развитых капиталистических стран – Франции, Германии, Англии, США и Японии.
Первые образцы полноприводного легкового автомобиля «ГАЗ-61» советские конструкторы создали в 1938 г. К этому времени в РККА имелись уже трехосные полноприводные «полуторки» («ГАЗ-ААА») и «трехтонки» («ЗИС-6»). Финская военная кампания выявила у этих автомашин ряд недоработок. Учитывая собственный боевой опыт РККА и характеристики зарубежных аналогов, в январе 1941 года Наркоматом обороны было сформулировано четкое задание на проектирование короткобазового, полноприводного, легкового автомобиля-тягача (для буксировки легкой пушки или прицепа), способного выполнять функции командирской и разведывательной машин с наличием на ней приспособления для установки пулемета.
Через 51 день после начала проектирования, 25 марта 1941 года, команда Виталия Грачева представила на испытания новый автомобиль под индексом «ГАЗ-64». И хотя он базировался большей частью на устаревших агрегатах и некачественных материалах, это было новое слово в отечественном автомобилестроении.
За год было выпущено 686 штук этой модели. Война внесла свои коррективы: этого было очень мало для фронта. Поэтому ленд-лизовские поставки техники и вооружения из Америки пришлись очень кстати. Даже в самый тяжелый период войны иномарок в нашей армии было совсем немного, на конец 1942 года их насчитывалось 22% от общего числа фронтовых автомашин, и основная тяжесть обеспечения нужд действующей армии лежала на отечественных «ЗИСах» и «ГАЗах».
Российское бездорожье, осенняя распутица и зимняя стужа показали, что простенькие советские автомашины прочнее, надежнее и неприхотливее именитых иностранных собратьев – они легко «переваривали» низкосортный бензин и лучше заводились на морозе. Поэтому зимой 1941 года командование группы армий «Центр» Вермахта издало специальную директиву, предписав своим войскам использовать трофейные «ГАЗы» и «ЗИСы».
Первые ленд-лизовские военные автомашины стали поступать к нам в октябре 1941 года: «студебекеры», «шевроле», «доджи». Автомашины поступали в Советский Союз в разобранном виде и уже на месте собирались из комплектующих.
Американская конструкция джипа на тот момент действительно являлась вершиной инженерного и технологического совершенства. Конструкция его корпуса была идеальна и предельно рациональна (предусматривались даже ручки для вытаскивания из грязи). И все же «американец» к нашим дорожным и погодным условиям был недостаточно приспособлен. Поэтому было принято решение создать отечественный джип, учитывая опыт эксплуатации отечественных и американских машин.
Обозленные сталинградской «неудачей», в 1943 году немцы организуют крупнейшую бомбежку Горьковского автозавода. Разрушения были столь серьезны, что пришлось прекратить выпуск бронемашин и автомобилей «ГАЗ-ААА». В таких непростых условиях коллектив горьковчан создал легендарный «ГАЗ-67» – «Иван-виллис», как прозвали его водители-американцы, принимавшие участие в сравнительных испытаниях.
Первый серийный «ГАЗ-67» выехал из заводских ворот 23 сентября 1943 года. За 10 лет выпуска этой модели с конвейера сошло 92843 машины. Эта автомашина боевых времен положила начало созданию знаменитого впоследствии автомобиля «ГАЗ-69».
К концу войны автомобильный парк Советской Армии насчитывал свыше 664 тысяч машин. Наши грузовики на фронт отправлялись в упрощенном варианте под индексом «Ф» (фронтовой). Тем не менее свои транспортировочные функции наши «фронтовые трудяги» с честью выполняли. Это они помогали отбросить фашистов от Москвы, доставляли по льду Ладожского озера продовольствие голодающему Ленинграду, вместе с союзническими «доджами» и «студебекерами» въезжали в поверженный Берлин.
С помощью наших неприхотливых автомашин мы победили сильного, прекрасно вооруженного и оснащенного современной техникой противника. Так вспомним тех, кто добыл эту Победу: солдат, водивших машины по фронтовым дорогам; рабочих и служащих, сутками не покидавших цехов, где собирались неказистые, но крепкие «стальные кони»; всех тех, кто сражался и трудился во имя Победы.
Борис Яковлев, Наиль Шаяхметов