Все новости
ХРОНОМЕТР
20 Января 2022, 16:00

Кто они – братья Кадомцевы?

В Уфе, на пересечении улицы Р. Зорге и проспекта Октября есть довольно большой жилой массив – улица Братьев Кадомцевых. Один из домов имеет табличку, на которой указано, кем были братья – профессиональные революционеры, участники переворота 1905–1907 годов, организаторы движения рабочих на Урале.

Эти исторические факты записаны в любом источнике о тех смутных годах, но за каждым общественным деятелем стоит вполне конкретный человек со своим характером. Попробуем узнать о том, какими были Эразм, Иван и Михаил Кадомцевы в кругу семьи, и что они сделали помимо разжигания боевого духа в сердцах рабочих. И вообще, откуда появилась эта русская фамилия в Башкирии.

Из воспоминаний продолжателей рода Алевтины Кадомцевой:

– Наши предки Кадомцевы пришли в Башкирию из-под Рязани, в 1602 году. В том месте, где они поселились, были леса и непроходимые болота. Кадомцевы осушили эти болота и построили на этом месте дома. В истории так и написано – первый житель этих мест был Иван Кадомцев, это поселение или село так и стали называть селом Кадомцевых, потому что в этом селе жили почти одни Кадомцевы и их родственники. Земли были очень плодородные, леса богатые дичью, ягодами. Село процветало. Позже село переименовали, потому что на краю села при земельных работах случайно выкопали икону Казанской богоматери, поэтому и село стали называть Богородским. В том месте, где нашли икону, забил родник, и там построили часовню. Из родника сделали колодец, вода в нем не замерзала даже в самые трескучие морозы. Вокруг часовни росли березы. В церковные праздники сюда народ стекался со всех сторон. Позже решили построить церковь, но церковь построили деревянную, и она вся сгорела при пожаре. Наши предки Кадомцевы были люди не бедные. Имели много земли пахотной, много заливных лугов, лошадей, коров и всякой другой скотины. На краю села были конюшни, там разводили породистых лошадей. Производства никакого не было. Но, тем не менее, на новую церковь из кирпича деньги изыскали.

Церковь была построена большая, высокая, с красивой колокольней и балконом, на который в большие праздники выходил батюшка и освящал всех присутствующих прихожан, которые не поместились в церкви, святой водой. Красота и торжественность окружала прихожан внутри церкви: наверху на клиросах размещались певчие; стены и потолки были расписаны образами святых; кругом висели иконы; с потолка спускались лампады, подсвечники, в которых горели свечи. Но особенно поражал алтарь. Когда открывались Царские Врата, и хор пел «Аллилуйя» – сердце замирало, трогало до слез. Человека охватывало ощущение неземного блаженства, будто ты сейчас простишься с земным миром, и было так стыдно за содеянные грехи, казалось, вот только бы заслужить прощение, и ты вместе с молитвой улетишь ввысь, в небо. Но когда умиротворенный ты выходил из церкви, то этого ощущения хватало ненадолго – наступала жизнь земная со всеми ее благами и невзгодами.

Внутри церковь была вся расписана иконописцами масляной краской, разведенной на яйцах, что придавала ей прочность и блеск. Со стен глядели святые, как живые, даже было видно выражение их глаз, когда оно менялось, от падающего света, казалось, что святые разговаривают с тобой. Когда при советской власти из церкви сделали сначала сапожную мастерскую, потом школу для малоразвитых детей, стены белили. Вечером забелят, приходят утром, а со стен, как смотрели святые, так и смотрят. Ничем не могли ни смыть, ни замазать. Тогда их стали соскабливать. Наша Казанско-Богородская церковь была одна на много окрестных сел и деревень.

Родник у часовни, это же чудо природы, облагороженное человеком, был целебный. В престольные праздники, такие, как праздник Казанской богоматери, около часовни было столпотворение. Люди, особенно больные, приезжали издалека, чтобы выпить этой живительной родниковой воды, облиться ею. Эта родниковая вода, при обливании обжигала и после обливания, тело горело, наливаясь здоровьем. Казалось, что вместе с водой, стекающей с больного человека, вся хворь выходила из организма и уходила в землю. Многие реально выздоравливали. Воду пили, брали про запас домой, и хранили годами. Вода не портилась. Этой водой поили больных детей и взрослых, обтирали при заболевании. Обрызгивали и давали пить больной скотине.

В церкви венчались, крестились, исповедовались, просили прощение за содеянные грехи, и на душе легчало.

*  *  *

Анна Федоровна Кадомцева (Буталова), как известно, стала прообразом героини романа Максима Горького «Мать». Родилась она 29 марта 1860 года в Златоусте в семье рабочих. Отец, дед – из уральских кержаков. Вышла замуж за служащего казначейства Самуила Кадомцева, который в 1885 году был переведен в Уфу. Здесь познакомилась со ссыльными революционерами, вошла в народнический кружок, познакомилась с Надеждой Крупской, отбывавшей ссылку в Уфе, в доме Кадомцевых бывал и Владимир Ульянов.

Имена уфимских большевиков Ивана, Эразма и Михаила Кадомцевых окутаны мифами и небылицами. Из 11 детей Самуила Кадомцева только они стали легендой. Во время революции 1905 года братья стали руководителями рабочей милиции и боевых дружин. Но особенно прославились братья Кадомцевы после так называемой «Дёмской экспроприации», когда ими был попросту ограблен поезд на станции «Дёма».

Об ограблении поезда уфимскими боевиками стоит рассказать подробно. «Место нападения – пишет И.П. Алексеев, – было выбрано на 600-ой версте между разъездом Дёма и Уфой». В сентябре 1906 г. старшие отрядов, не объявляя истинной цели, отдали распоряжение участникам нападения произвести точную разведку местности – дорог, тропинок, оврагов, болот, переправ и пр. Старшим этой разведки был В. Горелов. Небольшими группами, не в один день сразу, под видом охотников, рыболовов, птицеловов или сборщиков ягод, – участники детально ознакомились с местностью».

Накануне из Самары была отправлена телеграмма на имя И.П. Алексеева с требованием прислать меда. Это был сигнал к началу операции. Разведка сообщила, что артельщики везут с собой в железных сундуках и саквояжах 300 000 рублей. 21-го сентября, к 5 часам вечера, собрались боевики. Путь железной дороги был загорожен баррикадой из шпал. Часть дружины ждет около баррикады. Завидев нападавших, солдаты открыли стрельбу. Дружина отвечала. Алексеев вынул петарду и швырнул. Солдаты прекратили стрельбу. Экспроприаторы вынули деньги (240 тыс. рублей) из тяжелых сундуков и вывезли на дачу революционерки Емельяновой. Добычу спрятали в стогу сена. На другой день разъехались разными путями в город. Иван Кадомцев под видом пикника выехал за деньгами, и вывез их в Уфу из-под носа у стражников.

Из этих денег 25 000 Алексеев отвез в Петроград для проведения 5-го Лондонского съезда партии. В конце 1906 г. в Финляндии на эти деньги был созван съезд боевых и военных организаций РСДРП(б), закуплено оружие, организованы бомбистские школы в Киеве и Финляндии, выделены средства на помощь арестованным товарищам, в том числе арестованному по Дёмскому делу М. Кадомцеву (он был взят под арест за хранение взрывчатки, нашли при обыске). 10 000 было отдано Уфимскому обл. комитету РСДРП(б). Уфимский комитет партии переводит наиболее активных боевиков на нелегальное положение, остальным рекомендует «рассыпаться».

За этот «подвиг» Михаил Кадомцев получил срок, который отбывал в тюрьме города Мензелинска. Но сидеть тихо было не в правилах нашего героя. Из острога он сбежал, словно голливудский киногерой – взорвал стену. А бомбу для Михаила в тюрьму заботливо пронесла его мать Анна Кадомцева. Тогда ее саму заточили в тюрьму, но суд оправдал женщину. Все трое братьев активно участвовали в событиях 1917 года и гражданской войне. В 1918 году Иван Кадомцев простудился и умер. Михаил погиб в том же году при обороне Самары от белочехов. Эразм Кадомцев в должности начальника разведки Восточного фронта участвовал в освобождении Уфы от войск Колчака. В мирные годы он заведовал Госкино, Автопромторгом, Союзтрансом. Умер в Москве в 1967 году.

Cохранился дом, в котором в 1898–1903 гг. жили члены семьи – Эразм, Иван, Михаил и Инна Кадомцевы. Здесь в период уфимской ссылки в 1900 г. бывала Н.К. Крупская и В.И. Ленин. После реставрации дом, стоявший вплотную к тротуару с южной стороны улицы, был перенесен вглубь квартала. На доме имеется памятная мемориальная доска. А на Сергиевском кладбище в Старой Уфе есть так называемая аллея революционеров, где похоронены некоторые из членов семьи.

 

_____

Источники:

ufa-gid.com›ocherki/geroizmu-bratev-kadomtsevykh

Хвостов Л.А. «Братья Кадомцевы». – Уфа, 1970.

Читайте нас: