Давайте заглянем в более позднюю эпоху развития общества – в новый и новейший периоды истории России. Далеко не случайно, что величайшие писатели, живописцы, музыканты и другие представители культуры были военными, будучи «одинаково искусны и в сражении, и в искусстве». Русские офицеры XVIII – начала XX веков были не только знатоками и ценителями духовных ценностей мировой и отечественной культуры, они также по праву могут считаться и их создателями, офицерская среда наряду с талантливыми полководцами дала стране и миру многих выдающихся деятелей культуры.
ШТЫКОМ И КИСТЬЮ
Значительный вклад внесли ратные люди России в развитие изобразительного искусства. В нем всегда находили свое отображение воинские подвиги, совершенные во имя светлых идеалов защиты родины. XIX век, например, открыл новую страницу в истории не только России, но и ее культуры. Войны с Францией, и в первую очередь победа над Наполеоном в 1812 году, вызвавшие рост национального сознания в русском обществе, породили изобразительное искусство, заполненное возвышенными идеалами и представлениями о человеке, его возможностях, целях, долге. Живописцы, создавая многочисленные работы патриотического характера, ощущали сопричастность к идеалам своего времени, которые определяли внутреннюю сущность и образ людей – очевидцев и участников героической драмы. Начало жанру военно-исторической живописи в России положили братья Алексей и Иван Зубовы (конец XVII – начало XVIII в.). Их полотно «Триумф возвращения русского флота, разгромившего шведские корабли» – яркий образец батальной живописи.
Самым выдающимся представителем русской батальной живописи XIX века был художник Василий Васильевич Верещагин (1842–1904), обучавшийся в Петербургском морском кадетском корпусе. Несмотря на отставку, его жизнь была неразрывно связана с судьбой русской армии. С самого начала своей творческой деятельности он вынашивал идею создания серии картин «1812 год». Однако только после тщательного изучения архивного, мемуарного и художественного материала в 1889 году мастер приступил к осуществлению замысла. За 10 лет ему удалось исполнить 20 больших полотен, показать в них события от Бородинского сражения до полного изгнания французской армии из России. Василий Верещагин на личном опыте убедился, что прославленные художниками и баталистами живописные атаки и блестящие битвы – лишь случайные эпизоды войны, а главная ее сущность – это страдания, увечья, холод и голод, жестокости и всяческие лишения, болезни, отчаяние и смерть в самых поразительных ее проявлениях. Такова закулисная сторона военной славы, за которую так беспощадно расплачивается своей кровью и жизнью воюющий народ. Он был баталистом, обличавшим войну.
В 1867–1869 годах, находясь в экспедиции генерал-лейтенанта К. Кауфмана по Средней Азии, Верещагин первоначально писал с натуры отдельные памятники древней культуры края, типы и нравы населявших его народностей, изобличая религиозный фанатизм, жестокость феодального Востока. С началом военных действий против бухарского эмира вместе с солдатами русской армии он принимал непосредственное участие в обороне самаркандской цитадели. За проявленные при этом мужество и храбрость Верещагин, единственный из русских художников, был удостоен боевого ордена св. Георгия. В 1871–73 годах на основе этюдного материала и документальных рисунков он создал свою туркестанскую серию, состоящую из ряда батальных и жанровых картин.
В 1877 году, получив известие о начале русско-турецкой войны, Верещагин, желая «видеть большую войну и представить ее потом на полотне не такую, какая она по традиции представляется, а такую, какая она есть действительности», незамедлительно выехал на Балканы. «Нельзя писать о войне, – отмечал художник, – глядя на сражение из прекрасного далека... нужно самому все почувствовать и проделать участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, не бояться жертвовать своей кровью».
Вместе с русской армией он форсировал Дунай. С отрядом генерал-лейтенанта М. Скобелева в суровых условиях зимы перешел через Балканские горы, участвовал в решавшем исход кампании сражении у деревни южнее Шипкинского перевала. Впечатления от войны на Балканах он отразил в большой серии, состоящей из 25 картин и 50 этюдов.
В ночь на 27 января 1904 года Япония вероломно напала на русскую эскадру в Порт-Артуре, а в конце февраля Василий Верещагин уже выехал на место военных действий. В молодости, окончив гардемаринские классы морского корпуса, он служил на броненосце – и через 44 года вновь поднялся на борт военного корабля. 31 марта (12 апреля) 1904 года В. Верещагин геройски погиб вместе с вице-адмиралом С. Макаровым при взрыве броненосца «Петропавловск». Личное мужество и патриотизм Верещагина получили всемирное признание и высокую оценку.
Одним из ярких представителей историко-романтического направления, последователей традиций известных художников О. Кипренского и К. Брюллова стал Иван Константинович Айвазовский (1817–1900) – основоположник русской маринистической живописи. Особое место в его творчестве занимают картины на темы морских сражений из славной истории русского флота. Еще юношей он участвовал в трех десантных операциях у берегов Кавказа, во время которых познакомился с замечательными русскими флотоводцами М. Лазаревым, П. Нахимовым, В. Корниловым, В. Истоминым. Наблюдения художника за действиями флота, материалы изучения истории морских сражений послужили основой его батальных полотен. Первое такое полотно – «Чесменский бой» – относится к истории борьбы России с Турцией, начатой при Петре I, за обладание выходами к Азовскому и Черному морям, за Крым и свободный доступ в Средиземное море, отражает один из эпизодов Русско-турецкой войны 1768–1774 гг.
Творчество Ивана Айвазовского – это гимн русским морякам, их беспримерным подвигам и славе. Картина «Наваринский бой» (1848 г.) отразила исторические события, предшествовавшие национально-освободительной борьбе Греции и победе России в войне с Турцией, была посвящена героическим действиям флагманского корабля «Азов» под командованием М. Лазарева.
Художник был современником морских сражений севастопольской эпопеи 1854–55 годов. Он многократно бывал в осажденном Севастополе и на основе собранного и изученного материала написал две картины о Синопском бое.
Не только события, связанные со славной историей русского флота, интересовали художника. Поездка в Египет в 1869 году на открытие Суэцкого канала дала ему возможность увидеть море совершенно в ином, мирном аспекте. Образы разбушевавшегося моря Айвазовского – непревзойденные шедевры живописного мастерства: «Девятый вал», «Среди волн», «Гроза», «Кораблекрушение». Грандиозная перспектива необъятных далей: «Черное море», «Прибой у крымских берегов»; умиротворенная природа, когда в море, как в зеркале, отражаются яркий блеск солнца, лунная дорожка: «Штиль у Крымских берегов», «Море. Лунная ночь», – все это одни из самых поэтических изображений природы в живописи. Знаменитый английский живописец моря У. Тернер называл Айвазовского гением и считал, что «писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры, но необходимо развивать в себе зрительную память, как художник-маринист Иван Айвазовский».
Наследие Айвазовского – около 6000 картин, из которых большинство посвящено изображению моря. Будучи академиком живописи, он был причислен к Главному морскому штабу в звании «первого живописца» с правом ношения мундира морского министерства. Заслуги Айвазовского в искусстве были отмечены во всем мире. Он являлся членом пяти академий художеств, а его мундир был усыпан почетными орденами многих стран.
Как и Айвазовский, художник Алексей Петрович Боголюбов (1824–1896) был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Он получил военное образование в морском кадетском корпусе. Будучи офицером флота, в течение пяти лет посещал классы Академии художеств. Его талант и мастерство пейзажиста еще в годы учебы в академии были отмечены золотыми медалями. В 1853 году, после успешного завершения учебы в Академии, Боголюбов был назначен художником Главного морского штаба. Его жизнь и творчество – пример самоотверженного служения русскому искусству и родине.
Весомый вклад в копилку батальной живописи внес русский художник и писатель, академик живописи Николай Николаевич Каразин (1842–1908). Окончил Московский кадетский корпус, участвовал в походах и боевых действиях русских войск в Польше (1864), в русско-турецкой (1877–1878) войне. Широкую известность Каразину принесли семь больших батальных картин, написанных в 1880-е годы: «Взятие Ташкента», «Взятие Самарканда», «Взятие Махрама», «Поход через пески в Хиву», «Первое появление русских войск на Амударье» и другие.
Павел Андреевич Федотов (1815–1852) – живописец и график, родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве, крупнейший мастер бытовой живописи, гвардейский офицер. После окончания 1-го московского кадетского корпуса он получил назначение в лейб-гвардии Финляндский корпус в Петербург. Здесь он начал серьезно интересоваться живописью. Уйдя в чине гвардии капитана в отставку, Павел Федотов решил полностью посвятить себя живописи.
Картины художника социальны, сатиричны и драматичны. Его заслуга в том, что бытовой жанр, в котором он в основном работал, стал ведущим и вызвал интерес у всех слоев русского общества. Федотов не обращался к батальной тематике, но присутствие духа армейской жизни чувствуется во всем его творчестве. Он талантливо раскрывал смысловое наполнение жизни как простого солдата, так и чиновника, берущего взятки, жалкое существование разорившегося аристократа.
Федотов любил писать портреты своих сослуживцев, а также интересные зарисовки: солдаты в походе и на отдыхе, солдат спешно зашивает на офицере лопнувшие брюки и так далее. Это был первый настоящий русский жанрист, увидевший конкретного «маленького» человека в реальных взаимоотношениях с окружающим миром людей. Писал он и жанровые сцены из полковой жизни, за одну из них получил в подарок от великого князя Михаила Петровича бриллиантовый перстень.
Достойное место на культурном олимпе занимает сын российского дипломата князь Григорий Григорьевич Гагарин (1810–1893). Вернувшись в 1839 году из-за границы на родину, он участвовал в боевых действиях на Кавказе. Показателен послужной список Григория Гагарина: 1841 год – зачислен штаб-ротмистром в лейб-гвардии гусарский полк; 1848-й – участвует в экспедиции князя Чернышева в Дагестане; 1844-й – повторно участвует в военных действиях на Кавказе… Далее – генерал-майор, вице-президент Академии художеств. Как художник-офицер Гагарин не мог в своем творчестве обойти тему армейской жизни. Широко известны знаменитые иллюстрации Гагарина к произведениям А. Пушкина. Михаил Лермонтов, служивший с художником в Тенгинском полку, был его спутником по кавказским рейдам и напарником по акварельным рисункам. Свои совместные работы они, два приятеля, подписывали, например, так: «Эпизод из сражения при Валерике – Лермонтов рисовал, Гагарин расцвечивал».
Талантливый представитель русской живописи конца XIX века Николай Александрович Ярошенко (1846–1998) в 1870 году окончил артиллерийскую академию в Петербурге, военный инженер, в 1892 году вышел в отставку в чине генерал-майора. Один из руководителей Товарищества передвижных выставок, он вошел в историю отечественного искусства как мастер жанровой и портретной живописи. С его легкой руки появились так называемые тематические картины, вобравшие в себя пейзаж, портрет, элементы других жанров.
Таким образом, ни один жанр, ни одно стилевое направление в живописи не было обойдено вниманием офицеров-художников XIX века. Влияние профессии, разумеется, сказывалось на выборе ими сюжетов. Но даже если сюжет не был связан с войной или армейским бытом, а брался из размеренной мещанской или светской жизни, позиция гражданина, патриота своей страны проявлялась в каждой из работ мастеров кисти.
И в заключение следует добавить, что в прошлом веке явлением в отечественном изобразительном искусстве стала деятельность Студии военных художников имени М. Грекова. В ней работали подполковник Е. Вучетич, автор знаменитой скульптуры «Воин-освободитель» в Берлинском Трептов-парке и мемориала на Мамаевом кургане в Волгограде, офицеры А. Гарпенко, П. Кривоногов, П. Мальцев и другие. Художественными руководителями Студии в разные годы были полковники – народный художник СССР Н. Жуков, народный художник России Н. Соломин, член-корреспондент Академии художеств М. Самсонов.
Продолжение следует...