«Мой путь, моя судьба...» Часть четвертая
Все новости
ХРОНОМЕТР
2 Марта 2021, 18:41

«Творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна». Часть вторая

К 190-летию со дня венчания Пушкина Х Х Х В Москву Александр Сергеевич вернулся 5 декабря 1830 года. Теща была озлоблена его долгим отсутствием (наличие карантина ею не учитывалось). Он дал Гончаровым 11 тысяч рублей на приданое, а женитьба вновь откладывалась.Неожиданно в период подготовки к свадьбе скончался дядя – Василий Львович Пушкин. Умер он в нищете, и Пушкину пришлось хлопотать, хоронить его на свой счет, а значит лезть в долги.

В середине января произошла смерть другого близкого человека – Антона Дельвига. Его малолетние братья остались без средств. Друзьям надо было организовать для них помощь. Пушкин участвовал в этих хлопотах и вконец изнервничался.
Кроме того были переживания и хлопоты по литературным делам. Долгожданный «Борис Годунов» вышел из печати. Только бы радоваться! Друзья встретили чтение произведения по рукописи с восторгом и ликованием. Они, воспитанные на поэзии М. Ломоносова, Г. Державина, М. Хераскова, В. Озерова привыкли к высокопарному слогу, к «стилю богов». Поэтическая речь Пушкина оказалась ясной, гладкой, лишенной пафосности.
Но критики обрушились на произведение: «Бранили за бедность идеи» и предлагали сжечь поэму. Александр Сергеевич был подавлен: печатание этого творения без цензурных купюр и переделок он вымолил у государя. «Я умоляю простить мне смелость моих возражений… Нынешними обстоятельствами я вынужден умолять развязать мне руки и дозволить напечатать трагедию в том виде, как считаю нужным, я долго обдумывал произведение и удовлетворен им». Государь разрешил напечатать произведение.
Пушкинист Виктор Кунин писал впоследствии: «Пушкина не понимали, он опережал вкусы современников, создавал новые формы, шел дальше и дальше, а его критики увязли в романтизме прежних лет».
Почти два года тянулась мучительная для поэта история сватовства.
Х Х Х
Свадьба, наконец, назначена на 18 февраля (2 марта) 1831 года. Это его уже не радовало. По заведенному порядку накануне Пушкин собрал в снятой квартире «мальчишник», но был так грустен, что гости чувствовали неловкость (по рассказу критика Кириевского).
Наутро, в день свадьбы мать невесты опять «нагнала тучу»: прислала известие, что придется все отложить – нет денег на карету.
Жених послал еще тысячу рублей, а сам, экономя на свадебном наряде, взял фрак у Нащокина.
Венчание состоялось. Прошло оно в приходе, где жила невеста, в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот. В церковь старались не пускать посторонних, даже присутствовала полиция, ведь это событие было для Москвы приметное.
На церемонии случилось и непредвиденное: Пушкин задел аналой, крест и Евангелие оказались на полу. При обмене кольцами одно кольцо упало, затем погасла свеча. «Знаки судьбы»…
Квартиру для проживания Пушкин уже снял, нанял экономку, дворецкого, камердинера и других слуг. Ветреник возводил дом, где сам забудет о ветрености!
Х Х Х
В первом семейном обиталище Пушкин обрел мир и покой: он был женат, влюблен, любим и счастлив. Недавние колебания казались смешными, сам он к ним не возвращался. О предоставлении невесте приданого он никогда в дальнейшем не упоминал ни словом, ни намеком. После свадьбы пошли балы, театр, масленичные катанья.
Придирки и наветы тещи меж тем продолжались, и Пушкины, чтобы отдалиться от «маменьки», перебрались в Петербург. В мае 1831 года поселились в Царском Селе, как на даче. Неподалеку, в Павловске, проводили лето родители Пушкина, которых поэт навещал.
В письме к Нащокину Пушкин писал: «… стану жить потихоньку без тещи и экипажей – без больших расходов и сплетен».
Несмотря на экономию, деньги от залога имения кончались, пришлось заложить бриллианты и изумруды Натальи Николаевны.
Безденежье беспокоило настолько, что «обедали однообразно: зеленый суп с крутыми яйцами, рубленые котлеты со шпинатом или щавелем, крыжовенное варенье на десерт». Жили скромно, тихо, но весело.
Лето стояло жаркое, к вечеру гуляли около озера, привлекая взоры зевак, которые «нарочно ходили смотреть на Пушкина с женой». Пушкин был счастлив.
Это счастливое уединение нарушилось с приездом сюда семьи Николая I и царского двора, тогда все бежали от холеры. Место стало людным, шумным и всё подорожало, а дороговизна пугала Пушкина больше, чем холера. Зато появилась возможность встреч с интересными людьми. Тогда при царе находился В.А. Жуковский и старая дружба между ним и Пушкиным возобновилась. В это время там жил и Н.В. Гоголь, и люди литературного круга охотно общались.
А.Х. Бенкендорф, как шеф жандармов, наблюдал за Пушкиным. Он отмечал в своих записях: «Никогда еще Пушкин и Жуковский не находились так долго вместе и не делились замыслами, не работали бок о бок столь дружно на благо русской словесности».
Как покажет дальнейшая жизнь, ни холера, ни дороговизна, ни глаз шефа жандармов не стали роковыми в судьбе поэта. «Роковое» исподволь стало подбираться к Пушкину, как внимание со стороны царской особы.
В Царскосельском парке Николай I с супругой Марией Федоровной не раз благосклонно беседовали с четой Пушкиных. Со времен Петра Первого стала обязательной демонстрация красоты, которая имела свое особое значение и определенную цену. Николай I красоту Натальи Гончаровой приметил еще в 1828 году. Любовалась ею и Императрица. Это льстило Наталье Николаевне, любившей блеск и пышность, а для поэта стало началом трагедии.
Вспомнишь строки из пьесы «Горе от ума» А.С. Грибоедова: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь!» До трагедии оставалось еще шесть с половиной лет.
А пока молодая семья осенью 1831 года вернулась в Петербург. Денежные дела чуть поправились, когда Нащокин вернул Пушкину карточный долг, но выкупить драгоценности жены еще не удавалось. Это бытовая проблема не ухудшала семейных отношений, а Пушкин прикладывал всяческие усилия, чтобы его публиковали. По поводу своего заработка Пушкин писал «… деньги достаются через труды, а труды требуют уединения».
Для этого поэт неоднократно пытался уйти в отставку, чтобы спокойно писать, публиковаться и упрочить материальное положение, но царь умело противостоял этому.
В 1834 году Пушкину было «пожаловано» звание камер-юнкера, что было принято им как оскорбление: «Такое звание неприлично моим летам, но двор желал, чтобы Наталья Николаевна танцевала в Аничкове дворце». Приближение за счет звания ко двору привело к усилению жандармского надзора, его письма (даже к жене) перлюстрировались и передавались царю.
С 1834 года вырисовываются первые шаги страшного заговора против Пушкина. Царю не нравилось отстаивание своей чести и независимости. Заговорщикам недоставало только слепого оружия. Таким манекеном оказался, наконец, Дантес-Геккерен.
Но Александр Сергеевич верил жене, радовался семье, своим детям, скучал по ним, когда в одно лето Наталья Николаевна поехала в Полотняный Завод. Надежда Осиповна (Пушкин часто заходил к родителям) говорила: «Без жены и детей ему тоска в огромной квартире».
Сам Пушкин восклицал: «Я женат, я счастлив! Одно желание мое, чтобы ничего не изменилось в моей жизни».
Х Х Х
Все изменилось в день дуэли Пушкина и Дантеса, которая произошла 27 января (8 февраля). После двух суток мучительных страданий Пушкин умер 29 января (10 февраля) в окружении врачей, друзей. Он старался утешить Наталью Николаевну, простился с ней и с каждым из детей.
Николай I с лейб-медиком Н. Арендтом прислал Пушкину записку: «О детях и жене не беспокойся, я их беру на свои руки».
Х Х Х
Наталья Николаевна удостоилась любви русского гения, но и сама умела его любить. Еще, будучи невестой, она выступила защитником Пушкина перед своим дедом Афанасием Николаевичем Гончаровым, когда 5 мая 1830 года писала ему: «Я с прискорбием узнала те худые мнения, которые Вам о нем внушают, и умоляю по любви Вашей ко мне не верить оным, это лишь низкая клевета».
Ее жизнь после смерти Пушкина тоже свидетельство преданности ему. Известно, что Пушкин, умирая, завещал ей «держать траур два года, затем выйти замуж». Наталье Николаевне трижды делали предложение достойные люди, но они не хотели присутствия ее детей. Им без колебаний было отказано.
Через 7 лет вдовства Наталья Николаевна повторно вышла замуж за генерала Петра Петровича Ланского. У него было скромное материальное положение (в свете даже дивились их «союзу нужды и голода»). Это не смутило Наталью Николаевну, поскольку Ланской не отвергал ее детей.
Известно, что царь сразу после случившегося несчастья назначил вдове Пушкина единовременную выплату в 10 тысяч рублей, пенсию, отпечатали произведения поэта в пользу вдовы. После женитьбы на вдове Пушкиной Ланской был назначен командиром полка, что обеспечивало «более лучшее существование семьи».
Друзья Пушкина отзывались о Ланском положительно. Он был добр с Наталией Николаевной, не возражал против проживания в их доме сестры жены – Александры вплоть до ее замужества; заботился об осиротевших детях, а в дальнейшем и о внуках. Совместных детей у Ланских было трое.
Старшая дочь Александра Петровна Ланская в воспоминаниях писала о матери: «Наталья Николаевна у нового очага сумела сплотить всех семерых детей в одну дружную семью».
Второе замужество Натальи Николаевны не умалило силу былых чувств к погибшему мужу. Каждодневно ее душа через молитву устремлялась к нему.
В 1855 г. в Ницце встретились две вдовы: Наталья Николаевна и Мария Федоровна – уже вдова Николая I. Наталья Николаевна вручила ей недавно изданную книгу Пушкина, и Мария Федоровна, перелистывая страницы, произносила пушкинские стихи наизусть.
«Поклоняться Пушкину и чернить его Мадонну – вещи не совместимые. Как трудно и медленно очищается ее образ от обывательского злословия» (Л. Черкашина).
Скончалась Наталья Николаевна в 51 год 26 ноября (8 декабря) 1863 года в Санкт-Петербурге. Похоронена – в Александро-Невской лавре. Через 15 лет здесь упокоился П.П. Ланской. На табличке указано, что Наталья Ланская в первом браке была Пушкиной.
Лариса МИХАЙЛОВА
Читайте нас: