Все новости
ХРОНОМЕТР
19 Февраля 2021, 21:32

Утраченные надежды. Часть двадцать четвертая

(Хроники предпринимателя) 1997 Успешный рост: в этом году, впервые после резкого спада в 94-м году (в экономике Башкирии), проявилась тенденция роста объемов промышленного производства и капитального строительства, увеличился ввод жилья (+16%). Безусловно, это было нам на руку – приходили новые заказы (127 заказов). Основными заказчиками были финансовые структуры, банки, совместные предприятия и, как ни странно, строители.

Мощные строительные тресты, оставшиеся еще от союза, выжили и потихоньку приходили к пониманию того, что не надо ничего ждать от государства, надо самим становиться заказчиком, отводить участки и строить. Опыт Москвы показывал успешность такой схемы. Городская администрация тоже наладила свою службу – инвестиционно-строительный комитет, жилье было нужно и очередникам, и учителям, и самим чиновникам. Активно отводились участки в центре Уфы, разворачивалась программа сноса ветхого жилья, новой власти хотелось свою столицу видеть получше, чем в виде бараков и халуп. Всем требовались хорошие, качественные проекты – все шли к нам. Мы тоже не сидели на месте – активная реклама, участие в выставках были отлажены, входили в сотню лучших проектных организаций России. Дипломов и грамот набралось уже штук 50, в рейтинге республики заняли 1 место.
Так, что не удивительно, что объемы реализации за этот год увеличились на 156% (3791,6 млн. руб.), получили 668, 3 млн. прибыли, 17,9% рентабельности. Работали уже 10 мастерских, 96 сотрудников, 34 архитектора.
Возник и ряд проблем:
1. Перестала устраивать структура ТОО – во-первых, многочисленные обманы и подставы в бизнесе происходили именно в рамках обществ с ограниченной ответственностью, сильно репутация наша от наименования стала страдать. Во-вторых, в ТОО легко можно было (по тем законам) по требованию одного из участников изъять часть основных фондов, а у нас они уже были приличные (1752 млн. рублей). И, в-третьих, слишком много оказалось учредителей (53) – пора было четко определяться с собственностью. Дал задание плановикам и юристам прикинуть схемы, выбрали юридическую форму – закрытое акционерное общество и начали процесс реорганизации, завершившийся уже в 98-м году.
2. Нам не хватало инженерных кадров, как субподрядчики гос. институты нас не устраивали, поэтому решили создавать собственный инженерный центр.
4. Мастерские на 9-14 этажах жилых домов стали маловаты для нас и неудобны – решили покупать новые, но уже в нормальных встройках, на первом этаже. Занялся организацией проектирования и заключением договоров.
Пришел первый успех на рынке за пределами Башкирии: в конкурсе на генеральный план Ханты-Мансийска взяли 3 место (арх. В. Соловьев) – это позволило нам потом поработать в этом успешном нефтяном регионе.
Чуть не забыл – в этом году нам исполнилось 10 лет, но торжества перенесли на 98-й, решили совместить с моим 50-летним юбилеем.
Предпринимательская жизнь вокруг особо не менялась – торговля, торговля и еще раз торговля. Предприятия и заводы давно превратились в рынки, толчки и склады товаров. Развивалась активно сеть магазинов, никаких проблем ни с товарами, ни с продуктами давно уже не было.
Директора госпредприятий не спешили с приватизацией, успешно освоили схему создания «дочерних фирм», через которые активно откачивали остатки основных фондов и продукции, а на основном производстве люди работали за копейки, за «зарплату натурой», и за «просто так». Вдоль дорог выстроились шеренги людей продающих свою «зарплату» – кто с кастрюлями, кто с шинами и колесами, кто с деталями родного завода.
Успешно работала государственная пирамида ГКО.
«Статистика реального сектора экономики показала первые признаки настоящего, неоспоримого роста. Валовой внутренний продукт (ВВП) в III квартале 1997 г. был на 1% больше, чем в III квартале 1996 г., в том числе объем промышленного производства увеличился за тот же период на 2,9%».
Жизнь повседневная:
это был первый относительно спокойный год. Ни выборов, ни сильных волнений. «Так случилось, что мы, вся Россия, оказались надолго в зале ожидания. Ждали сначала парламентских выборов, потом президентских, потом заболел президент, и ждали его операции» (О. Лацис).
«Общественно-политическое состояние России в 1997 году почти зеркально повторило ситуацию 1917 года. Наверху – слабое, подобно Временному, правительство, расшатываемое олигархами в своих интересах. Отстраненные от рычагов управления реформаторы, не сумевшие толком объяснить народу свою стратегию и проклинаемые народом. На региональном уровне – противодействие Кремлю местных начальников. Внизу – большевизация бедного населения, активно проводимая коммунистами и профсоюзами в целях возврата всей полноты политической власти с эксплуатированием принципа "чем хуже, тем лучше". Самым убойным оружием против власти становятся круговые неплатежи денег, хотя инфляция замедлилась и стала происходить адаптация населения к ценам» (К. Афанасьев).
Единственное, что народ волновало по-настоящему – это задержки с выплатой зарплаты. Год начался с забастовок учителей, продолжился акциями протеста и забастовками шахтеров с требованиями своевременной оплаты и решения других социальных вопросов.
Что особо запомнилось:
О надеждах:
я уже написал в предыдущих «хрониках», что на надеждах наших на лучшее будущее уже крест можно было поставить, но тогда это было еще не понятно. Мы работали, успешно развивались, получали неплохие по тем временам деньги, и казалось, ничего нам не помешает.
Взгляд из сегодня:
особо вглядываться не во что. В правительстве шла подковерная борьба, Дума в очередной раз бузила во главе с коммунистами, народ вяло протестовал – война нанайских мальчиков.
Ошибки:
тоже писать нечего – основные ошибки страна уже совершила.
Александр КЛЕМЕНТ
Продолжение следует…
Читайте нас: