«Мой путь, моя судьба...» Часть пятая
Все новости
ХРОНОМЕТР
6 Февраля 2021, 14:31

На крыльях мечты

Архитектор Барый Гибатович Калимуллин родился 10 апреля 1907 года в селе Дуван-Мечетлино Златоустовского уезда Уфимской губернии (ныне Мечетлинский район) в бедной батрацкой семье. Окончив сельскую начальную школу и в 12 лет оставшись без отца, которого в 1918 году убили мятежные кулаки, он начинает работать рассыльным, затем секретарем сельского ревкома.

До 1930 года он выполняет обязанности делопроизводителя волисполкома, секретаря земельного управления Месягутовского кантона, секретаря и члена президиума кантисполкома. Вступает в ряды комсомола, становится борцом за советскую власть в северо-восточных районах Башкирии. Одновременно на общественных началах работает инструктором канткома ВЛКСМ, ведет работу по ликвидации неграмотности среди населения, помогает в организации колхозов и совхозов.
Как активного общественного деятеля в начале 1930 года его направляют на подготовительные курсы в Уфу для поступления в вуз, и в сентябре того же года он становится студентом Томского (перебазированного в 1933 году в город Новосибирск) инженерно-строительного института.
Хотя Барый учился далеко от родного края, ежегодно во время летних каникул приезжал домой и участвовал в строительстве жилых домов и предприятий. Нам известно, например, что Барый Калимуллин работал нормировщиком на строительстве санатория «Юматово» и в качестве инженера Уфимского городского коммунального хозяйства, вел архитектурный надзор над строительством дома для специалистов на улице Ленина, 2 и дома старых большевиков на улице Сталина (ныне Коммунистическая), 75. Окончив архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института только на хорошо и отлично, он в 1935 году возвращается в Уфу и создает архитектурно-планировочную мастерскую. Под его руководством составляются проекты планировки и застройки рабочих поселков «Северный», «Восточный» и «Южный» (ныне Черниковка), Уфимского моторостроительного объединения, он сам проектирует здание Наркомата местной промышленности (ныне филологический факультет БГПУ), в соавторстве – биологический корпус Башкирского медицинского института, выступает в качестве архитектора-консультанта в строительстве Дома правительства на улице Пушкина, зданий Башпотребсоюза и Главпочтамта, гостиницы «Башкирия» и других важных объектов, авторы проектов которых, проживая в Москве и Ленинграде, только наскоком появлялись в Уфе.


С открытием башкирской нефти возникает и необходимость строительства нового города, разработка его поручается мастерской Б. Калимуллина. Заметим, что подобные работы относятся к сложному разделу архитектурного проектирования. Как правило, они выполнялись в те годы только в столичных проектных институтах. Однако Башкирское правительство пошло на риск, поручив это дело Б. Калимуллину и его мастерской, которые заказчиков не подвели. За качественное и своевременное выполнение задания Совнаркомом им была объявлена благодарность и выдана значительная по тем временам денежная премия.
Вслед за Ишимбаем архитектурно-планировочная мастерская разрабатывает генеральные планы Стерлитамака, Белорецка, Баймака. В это же время Барый Калимуллин начинает ходатайствовать о создании отделения Союза архитекторов СССР. Башкирский обком партии и центральное правление Союза архитекторов поддерживают инициативу молодого архитектора, и в декабре 1935 года на учредительной конференции было основано Башкирское отделение Союза архитекторов СССР – второе после Центрального союза архитекторов. Оно которое становится самостоятельным Союзом архитекторов Башкортостана, им в течение 30 лет руководит Барый Калимуллин.
В годы Великой Отечественной войны Барый Калимуллин назначается управляющим трестом «Башпроект» и ведет большую работу по размещению предприятий, эвакуированных из западных областей страны, по городам и поселкам республики, проектированию новых промышленных предприятий оборонного значения, жилья для рабочих, что в условиях военного времени были исключительно важными.
После войны по проектам братьев Барыя и Самигуллы Калимуллиных были построены главные корпуса БГУ, УАИ, жилые дома в Уфе, Белорецке, Стерлитамаке, Баймаке, Дома культуры в сельских районах, расширялись санатории Янган-Тау, Красноусольск, дома отдыха в Бирске и Уфе. Братья являлись также одними из авторов генплана Уфы.

Надо заметить, что Барый Гибатович был не только высокопрофессиональным архитектором, но и основоположником архитектурной науки, первооткрывателем в изучении памятников архитектуры и истории башкирского народного зодчества. Он хорошо понимал, что без знания истории архитектуры и народного зодчества не будет и движения вперед архитектурной науки, и в 1951 году перешел в Башкирский филиал Академии наук СССР, где работал старшим научным сотрудником до 1963 года, до назначения его исполняющим обязанностей заведующего кафедрой архитектуры Уфимского авиационного института, по своему профилю далекого от архитектуры. В 1966 году его приглашают в Казанский инженерно-строительный институт и сразу избирают заведующим кафедрой архитектуры. Только в 1971 году Башкирское правительство отзывает его снова в Уфу, и он возглавляет архитектурную кафедру Уфимского нефтяного института.
За эти годы из-под пера Барыя Калимуллина выходят монографии «Стерлитамак. Планировка и застройка» (1954), «Архитектурные памятники Башкирии», которые состоят из брошюр «Мавзолей Хусейн-бека», «Мавзолей Кэшэнэ», «Дворец в Килимове», «Культовые сооружения» (1955-1958), «Планировка и застройка башкирских деревень» (1959), «Вокруг планировки и застройки г. Уфы» (1961), «Салават. Планировка и застройка» (1962), «Караван-сарай в Оренбурге» (1966), «Башкирское народное зодчество» (1978), «Деревянная резьба в народной архитектуре Башкирии» (1984). В основе всех этих трудов лежит идея восстановления, изучения и сохранения для будущих поколений памятников архитектуры и народного зодчества, являющаяся ценным подспорьем в планировке и застройке городов и сел Башкортостана. Тем самым автор сделал заявку на внедрение своих выводов в практику современного проектирования.
Результатом научных изысканий Барыя Гибатовича стала кандидатская диссертация «Архитектурно-планировочные композиции площадей городов Башкирии», защищенная им в Академии строительства и архитектуры СССР в 1952 году. Спустя 21 год, когда Б. Калимуллину было уже 66 лет, в 1973 году в институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина Академии художеств СССР в Ленинграде он защищает докторскую диссертацию на тему «Башкирское народное зодчество» и становится первым доктором искусствоведения в республике.
Казалось бы, что все высоты его юношеской мечты уже взяты, все преграды преодолены. Он – доктор наук, профессор, член-корреспондент Академии строительства и архитектуры СССР, заслуженный архитектор РСФСР, заслуженный деятель искусства Башкирской АССР, награжден орденом Трудового Красного Знамени и пятью медалями Советского Союза, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета БАССР, избран депутатом Уфимского городского Совета двух созывов, является членом правления Союза архитекторов страны. Что еще надо?

Но Калимуллин не был бы Калимуллиным, если бы остановился на этих завоеванных высотах и почил на лаврах. Барый Гибатович идет дальше для осуществления еще одной мечты юности. Предвидя, что по мере развития экономики будут возрастать и объемы градостроительных работ, и в этой связи потребуются архитектурные и строительные кадры, Б. Калимуллин еще в конце тридцатых годов выступает инициатором организации высшего архитектурного образования в Башкортостане. Но начинается Великая Отечественная война, и его планы отодвигаются. В конце пятидесятых годов Барый Калимуллин снова возвращается к этому вопросу и не перестает обивать пороги республиканских властей до тех пор, пока в 1969 году при Уфимском нефтяном институте не открывается специальность «Промышленно-гражданское строительство». В 1971 году Барый Калимуллин избирается на должность профессора УНИ и на голом месте создает кафедру архитектуры, став ее первым заведующим. Но и это не решение важной проблемы – учреждения своего научного архитектурного центра с отдельным высшим учебным заведением. До конца своей жизни (умер 21 июля 1989 г.) он ратовал за открытие строительно-архитектурного института в Уфе. В Эстонии, говорил он, которая занимает одну треть территории Башкирии, с едва ли двухмиллионным населением на каждые 6 тысяч населения приходится 1 архитектор. У нас же 1 архитектор работает на 120 тысяч человек. Разница в 20 раз. Справедливо ли это? Конечно, нет, и Барый Гибатович снова и снова ходит по инстанциям, упорно доказывая свое, но не успевает решить эту важную проблему. Она не решена и сегодня. И мы вынуждены обращаться то к московским, то к петербургским, а то и к турецким архитекторам за большие финансовые средства.
«Издали хорошо видно» – говорят в народе. Действительно, если посмотреть на череду пройденных народом лет, то нельзя не увидеть наших предков, боровшихся за свободу, глашатаев просветительства, науки, образования. Сквозь пелену туманных веков на нас как будто смотрят Исмагил Тасимов и Салават Юлаев, Мифтахетдин Акмулла и Заки Валидов, Муса Муртазин и Шагит Худайбердин… По их следам идут Миннигали Шаймуратов, Тагир Кусимов и Муса Гареев, Кадыр Тимергазин и Джалиль Киекбаев, Вакиль Гирфанов и Мустай Карим… В их ряд я бы золотыми буквами вписал и имя первого башкирского архитектора Барыя Гибатовича Калимуллина, присвоил бы его имя улицам городов Уфы, Ишимбая, Белорецка, Баймака, Стерлитамака, не говоря уже о его родном Мечетлинском районе.
Если классиком татарской архитектуры узаконен доктор искусствоведения, профессор Исмагил Гайнетдинов, то классиком башкирской архитектуры мы вправе назвать члена-корреспондента Академии строительства и архитектуры СССР, профессора Барыя Калимуллина, вся творческая и трудовая жизнь которого была связана с архитектурой и зодчеством родного края. Он заслужил это возведенными зданиями общественного назначения, жилыми домами, Дворцами культуры, санаториями, целыми городами.
Ризван ХАЖИЕВ
Читайте нас: