- У каждого курая свои судьба и история, - говорит член Союза писателей и исполкома Всемирного курултая (конгресса) башкир, ветеран боевых действий подполковник Махмут САЛИМОВ. - У медного курая, который мы передадим в музейный комплекс «Самбекские высоты», они удивительны.
Этот курай сделан из трубки сбитого во время Великой Отечественной войны немецкого «мессершмитта» .
В музейном комплексе «Самбекские высоты» курай пополнит экспозицию 112-ой Башкирской кавалерийской дивизии. Вместе с кураем представители башкирской диаспоры на Дону передадут копию златоустовской шашки образца 1927 года (настоящее боевое оружие в музее принимать не вправе). Ранее в экспозиции разместили копию знамени дивизии, седло, качу-плетку, оберег и еще один курай - из тростника.
Во время войны Башкирские кавалеристы в короткие минуты отдыха играли на кураях многие национальные мелодии.
Теперь — о конкретном курае, сделанном из трубки немецкого самолета. У донского хутора Деев Башкирская кавдивизия в ночь на 31 декабря 1942 года прорвала оборону противника и вскоре захватила аэродром. На нем в тот момент находились 34 вражеских самолета. 10 из них кавалеристы уничтожили. Всего эта дивизия с 1 октября по 31 декабря сорок второго истребила более 6600 вражеских солдат, 120 оберофицеров, 296 офицеров, 490 взяла в плен. А 1 января сорок третьего были захвачены 200 фашистских летчиков, собравшихся в школе хутора Красный Яр для встречи Нового года.
В аэродроме у поселка Чернышковский Волгоградской области, который от донской станицы Обливской по прямой в 20 километрах, из медных трубок «Мессершмитта» были тогда изготовлены башкирскими конниками несколько кураев. Они прошли всю войну. Если кураист погибал, то курай передавался другому башкирскому кавалеристу. После войны фронтовики-кураи хранились в семьях ветеранов.
Курай, который передадут в самбекский музей, хранился в семье ветерана войны Тимергали Яхина. Ему достался после гибели в Ростовской области брата-кавалериста Халяфа. А к тому попал курай после гибели неподалеку от станицы Обливской Ишбулата Тавлиярова, который нашел свой последний приют в донском хуторе Алексеевском. Потомки Халяфа Яхина отдали курай Салимову для передачи в донской музей.