Мамонты, быки, лошади, шерстистые носороги, охотники, различные абстрактные фигуры и знаки, словно древние лампадки, освещают мрак подземного мира и бездну прошедших тысячелетий. Рисунки пещеры Шульган-Таш – первые проблески человеческого творчества, фантазии, магии, веры – являются бесценными произведениями древнего искусства. За последнее время живопись изучалась московскими и петербургскими специалистами, в зале Знаков была найдена стоянка древних людей. Были обнаружены культурный слой с углями палеолитических костров и остатками самих кострищ, кремневые орудия труда, кости и, что особенно ценно, красная охра, которой 15-17 тысяч лет назад рисовал первобытный художник.
Исследованию пещеры Шульган-Таш многие годы отдал Юрий Сергеевич Ляхницкий – старший научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского геологического института, кандидат геолого-минералогических наук. Под руководством Ю. С. Ляхницкого спелеологи работали и работают над выполнением естественнонаучной спелеологической программы комплексного исследования Шульган-Таша, поиском путей охраны этой жемчужины природы, разработкой проектов обустройства пещеры, не допускающих ее разрушения и направленных на организацию безопасного для экологии туризма. Юрий Сергеевич рассказал нам об увлекательной и трудной исследовательской работе спелеологов и о тайнах древних рисунков пещеры Шульган-Таш.
В пещере немало видов, изображений, рисунков, волнующих кровь человека. В Верхнем зале – дракон со страшными клыками в пасти. Отчетливо видны брови, нос, усы, подбородок, волнистые волосы. Фигура образована белоснежным кальцитом на фоне черных ступенчатых натеков. Перед нами – грозный Шульган, оборотень, подземный дракон… Причем, что интересно, однажды, когда здесь работали исследователи, раздался подземный гул. Представляете, в пустой пещере? Наверное, так шумит воздушный поток, прорываясь через узкие щели на поверхность. Так что это место Шульган-Таша – очень таинственное.
На одной из стен укромного уголка пещеры находится изумительный белый натек, силуэт которого напоминает крылатого коня – Акбузата. А на стене в верхней части колодца в замысловатых очертаниях натеков заметно изображение женской фигуры.
Есть очень загадочный знак на стене Купольного зала – «решетка». Такого знака нигде больше нет. Здесь был плохо сохранившийся первичный рисунок. Лошадь, человек или еще кто-то?.. В древности его почему-то закрестили, закрыли другой краской, совершили как бы магическое действие. По какой-то причине первый рисунок у древних людей вызывал отрицательное чувство. Надо было как-то его уничтожить, но не так, чтобы стереть, а именно магическим способом – знаком «решетка». Самая красивая композиция – гордость пещеры Шульган-Таш – находится в зале Рисунков. В 1959 году зоолог Прибельского филиала Башкирского заповедника Александр Владимирович Рюмин впервые обнаружил десятки рисунков, нанесенных красной охрой на стены залов нижнего и второго этажей. Здесь красуется целое стадо животных. В середине – лошадь с пышной гривой и большим хвостом. Чуть выше справа – крупный мамонт. Хорошо прорисована его фигура – огромная круглая голова, горбатая спина, хобот, хвост, ноги. Здесь же – волосатый носорог с грозно выставленным вперед бивнем. Под ним – не совсем понятный рисунок. Долго гадали, пока не провели расшифровку. Оказывается – небольшой мамонт. В некотором отдалении находится еще один мамонт. Археологи прозвали его «мамонтом-диссидентом». Знаете, почему? Все остальные животные идут с запада на восток, навстречу солнцу, а этот идет в противоположную сторону, единственный во всей пещере. Даже в эпоху палеолита, оказывается, были инакомыслящие.
В нескольких метрах перед лошадью расположен очень красивый мамонт, идущий в гору. Он уверенно, динамично движется вверх. Сзади этой группы животных – плохо различимые небольшие рисунки маленькой лошади и мамонта. Перед ними практически ничего не видно. После обработки обнаружили фигуру человека и контур зверя.
Еще очень интересный факт. После очистки фотоснимков от побочных сигналов, усиления красного спектра на месте каких-то теней, неясных пятен под «мамонтом-диссидентом» выявили так называемого «бледного мамонта». Появилась и фигура человека. О ней никто никогда не говорил. Она была открыта лишь в 2002 году. В центре, на месте неясного пятна, отчетливо просматривается рисунок небольшого мамонта. Таким образом, при компьютерной обработке фотографий палеолитических рисунков удалось выявить ряд новых рисунков, которые ранее не были видны совсем или воспринимались как пятна. Алексей Солодейников – очень талантливый фотограф, специалист по компьютерной графике – отлично работает в цифровом режиме с фотоинформацией. С его помощью получены удивительные результаты. Алексей придумал такой способ: рисунки освещали факелом, живым пламенем и вспышкой. Когда падает прямой свет, вроде, хорошо видно изображение, но многое исчезает с поля зрения. А с разными углами подсветки рисунок как бы моделируется, раскрываются части тела, прорисованные по рельефу.
Компьютерная обработка так называемого «красного» мамонта дала возможность увидеть внутреннюю структуру рисунка, показать, как он прорисован, что происходит в результате диффузии. Ведь прошли тысячелетия. Краска размывается, хотя воды тут мало, только известь попадает.
На западной стене зала Рисунков семья мамонтов нарисована на волнистой поверхности, образованной при эрозийной деятельности потока в глубокой древности. Впереди идет мамонтиха, за ней – мамонтенок, фигурка которого вписана в округлые поверхности стены. Теперь решили, что впереди – мамонт-вожак. Сзади – силуэтное изображение еще одного мамонта. Кажется, он бежит, догоняя других. Впереди мамонтов находится бизон. Древний мастер хорошо изобразил опущенную к земле морду, короткие рога, вздыбленную холку, ноги, хвост. Выпуклости и вогнутости стены кажутся холмистой равниной.
Над рисунками различимы пятна охры. Были споры: есть ли рядом фигурка? После обработки фотографий однозначно виден бегущий человек. Причем на ногах то ли снегоступы, то ли лыжи. Но совершенно ясно, что он бежит на каких то приспособлениях. Может быть, первобытный художник изобразил сцену зимней охоты?
На стенах залов пещеры немало красных пятен охры. Большая часть из них – это рисунки, уничтоженные водой и колебаниями температуры. В древности пещера была значительно суше, и условия для сохранения рисунков – лучше. С увлажнением климата Южного Урала опасность гибели рисунков постоянно возрастает. На западной и северной стенах зала Знаков имеется
несколько неясных рисунков. Очень долго гадали, что это такое. После обработки совершенно отчетливо просматриваются линии спины, живота, грива, большая грудь, опущенная вниз морда – это мощная фигура зубра. Впервые удалось ее унифицировать, из пятен восстановить подлинное изображение. Рисункам 15-17 тысяч лет. Есть ряд дискуссионных фигур. Вот коричневый фон. Утверждают, что это реликты или остатки барельефа или грунтовки.
Московские реставраторы под руководством Отто Николаевича Бадера в 1976 году на уступке южной стены зала Хаоса вскрыли из-под слоя кальцитовой натечной коры загадочную композицию. Взору археологов предстали яркие двухцветные, слегка стилизованные мохнатые лошадки с пышными гривами и хвостами, а рядом с ними – сложные геометрические рисунки, напоминающие трапеции. Тогда никто не думал, что же будет дальше с этими яркими, красочными изображениями. Удивительно красивая композиция постоянно подвергалась воздействию стекающей по стене воды. Рисунки частично зарастали белыми пленками кальцита, частично размывались. В настоящее время можно увидеть только половину замечательной композиции.
Выявлен очень интересный и загадочный рисунок на гребне восточной стены зала Хаоса, над глыбами, на высоте трех метров от поверхности завала. Это – человекообразное (антропоморфное) существо. Другого такого в пещере нет. Он похож на человека, но это не человек. Фигура сгорблена, стоит как бы на четвереньках. У него – маска на лице и есть хвостик. Существует предположение, что это существо – шаман, изображающий какого-то зверя. Над ним – изображение копытного животного с лошадиным хвостом. На ровной поверхности наклонной стены видны различные знаки: черточки, лесенки, геометрические фигуры, пятна. Они композиционно связаны с изображением человекообразного существа и копытного животного. Зачем такие знаки нанесены здесь, пока никто не знает.
Полно неясных пятен и в Купольном зале. Они находятся у входа, сравнительно недалеко от места, где проходит температурный барьер, поэтому сохранились очень плохо. Кроме того, на них много «автографов», надписей туристов, стремящихся быстро увековечить память о себе. Ведь пещера долгое время была совершенно открыта. Сейчас ученые не могут сказать, что там, под пятнами. Одна стена вся в таких пятнах. В будущем планируют их отмыть, открыть и установить первоначальную форму, структуру палеолитической живописи. Возможно, удастся восстановить и спасти древние рисунки. Ведь даже на основных композициях после обработки фотографий выявили по три-четыре новых рисунка.
Среди рисунков древнего художника встречаются абстрактные знаки – трапеции, лесенки, треугольники. В них – какой-то свой, потаенный смысл. Понять их назначение – значит понять то сокровенное, что скрыто в недрах веков, в глубине тысячелетий.
В зале Знаков, кроме отдельных расплывшихся пятен, довольно много разнообразных абстрактных фигур, так называемых «трапеций с ушками», с множеством линий внутри контура – вроде тамги рода. В пещере этот знак встречается неоднократно.
В зале Хаоса рядом с мохнатыми лошадками изображена трапеция с несколькими внутренними ребрами. Такие геометрические рисунки имеются только в пещере Шульган-Таш.