Все новости
ХРОНОМЕТР
9 Сентября 2020, 21:14

Память - территория бессмертия. Часть вторая

СТВОЛ И КРОНА ДРЕВА ЖИЗНИ Теперь я рассматриваю уникальную гравюру древнеегипетского Древа жизни (сикомору), округлая крона которого ассоциируется с головой человека... откуда египетская богиня льет в чашу больного так называемую драгоценную «влагу глубин» (целебное снадобье)...

Создается впечатление, что египтяне где-то за три с половиной тысячи лет до нас догадывались о потенциальных, почти драгоценных глубинных кладах человеческого мозга, его бессознательного. Так что недаром человека относят к микромиру, считая при этом, что все приходит к нему изнутри. В том числе и спасение. Особенно в философских учениях восточных мудрецов. Еще Омар Хайям прозорливо писал, что «Ад и Рай – это две половинки нашей души»...
Вообще, изображения древа жизни у индейцев, индийцев, тибетцев или наших нанайцев, якутов, эвенков, более других сохранивших традиции раннего шаманизма, напоминают изображение человеческой головы, его мозга. Например, в эвенкийском варианте схемы мирового древа в виде мозга, с коры которого спускается лестница не иначе как к его основе – к его ядру, вокруг которого летают птицы и бродят олени...
Шаманской космологии свойственно деление мироздания на верхний, средний и нижний миры. Эти шаманские миры и соединены древом жизни, космической рекой или той же виртуальной лестницей. И когда шаман, войдя в транс, путешествует по этим мирам, то он сначала спускается в нижний мир – к мертвым! А уже потом поднимается в верхний. И это только кажется, что его дух путешествует по мирам внешним, на самом же деле он путешествует исключительно по мирам внутренним. И прежде всего, по-своему собственному бессознательному, где и встречается, и общается, и даже сражается с духами предков. С близкими и далекими. С добрыми и злыми. С духами людей, животных и растений. И обращается к их общей коллективной памяти, к их общему знанию и опыту, а потом, обогатившись им в виде смутных образов – иносказаний, аллегорий, символов, возвращается в мир средний – в мир живых. И теперь его задача – дать правильное толкование всем этим иносказаниям, что во многом зависит от его собственных знаний, личных талантов и одаренностей, способностей к наитию, озарению, прозрению. Провидению. От его собственного жизненного опыта и ума...
ЧУДЬ
Чудь, скорее всего, собирательное название наиболее архаичных угро-финских племен. Именно с чудью связаны самые давние предания о загадочном или чудесном «чудном» нарде, населявшем в свое время ойкумену от Урала и Волги до Поморья... И вдруг, в одночасье, исчезнувшем с этой неисходимой территории. С Великой лесной Руссландии. Обычно сказывается, что чудь ушла под воду или под землю. Так, в самоедской мифологии чудь или сите – это маленькие белоглазые, снежноволосые люди, живущие под землей и владеющие стадами «земляных оленей» – мамонтов...
Вполне возможно, что этот охотничьей народ на мамонтов, а потом и на оленей был носителем наиболее древней охотничьей традицией и самого раннего шаманизма. Археологи еще и поныне находят характерные для этих мест захоронения чудских шаманов (саманов): обычно над головой (черепом) захороненных расположены навершия жезлов в виде оленя или лося, под руками лежат птичьи крылья (птичьи кости), а по сторонам две принесенные в жертву женщины. А еще находят многочисленные медные шаманские подвески или бляшки, которые у поморов называются «чудскими образками», а пришлые тюрки узнают в них шаманские сульде.
ПУТЕШЕСТВИЯ В СЕБЕ
Сюжет сульде отражает космогонические представления чудских шаманов, а потом и всего пермско-печерского шаманства о трехъярусном мире. И его можно назвать как «Полет шамана из нижнего мира в верхний – к небесным женщинам-лосихам»... Шаман обычно представлен в птичьем наряде – в «скальпе» с клювом и с птичьими крыльями по бокам. Вот он стоит на ящере (нижний мир) или уже поднимается к нависающим над ним рогатым – оленьим или лосиным – мордам, как бы образующим небесный свод (верхний мир)...
Свое чудесное путешествие шаман, как правило, начинает с давно отжившего нижнего мира (иногда с помощью лестницы), а до верхнего мира долетает на крыльях. С чем и достигает небесных женщин-оленей или лосих в их жилище с двумя лежанками и очагом в виде солнца. Они-то и наделяют его чудесной шаманской силой и вполне реальными знаниями. Например, в области врачевания. А главное – способностью к провидению. Или, говоря научным языком, к прогнозированию.
Между прочим, у большинства северных народов созвездия Большого и Малого Ковша называются созвездиями Лосихи и Лосенка. А южные тюрки своим великим шаманам зачастую давали имена птиц. Например, первый огузкий шаман именовался Коркут (орел, ворон), и предания о нем бытуют еще и поныне у казахов, каракалпаков, башкир... Правда, более южным шаманам приписывалось покровительство уже не над охотниками-собирателями (промысловая магия), а над скотоводами и земледельцами – в смысле управления погодой (аграрная магия), необходимого для процветания пастбищ, пажитей, пашен.
Теперь нам остается только удивляться этой изначальной мудрости наших далеких предков, создателей первых цивилизаций и самых ранних религий, с поклонением вполне живой, одушевленной Природе и духам мертвых прародителей. Предков...
И то правда. Разве не очевидно, что мир и впрямь троичен: мир неба, мир земли, мир предков... Мир духов предков, какие живут и в нас с вами. В нашем сознании – в нашей памяти. В нашем бессознательном. В нашей крови. В генах... Но и вовне – тоже. И именно духом мертвых пронизаны все реальные земные события, свершения, деяния. И когда вы берте в руки какую-нибудь старинную вещь, разве она не хранит крупицу ума или тепла рук вашего отца, деда, вашей матери или бабушки?..
Более того, согласно той же самой глубинной психологии, наша психика образуется из трех слоев – бессознательного, подсознательного и сознания. Причем именно бессознательное – глубинный фундамент человеческой психики, его ядро, определяющее нашу сознательную жизнь и даже нашу судьбу. А непреодолимое, бессознательное влечение к наслаждению, а значит и к смерти, – смысловое содержание всех наших эмоций, переживаний и страстей, всего нашего пожизненного поведения.
Разумеется, это представления о бессознательном прежде всего самих глубинных психологов. Но и совершенномудрый Будда в своем учении провозглашал: «Кто стремится к удовольствиям, тот стремится к смерти». И пророк пророков, ницшеанский Заратуштра учил, что надо бы искать не радостей, а страданий, и тогда радости найдут тебя сами. И не как расплата за твои прегрешения, а как вознаграждение – за твои страдания, невзгоды и труды...
Известный дешифровщик человеческого генома, генетического кода, всемирно известный ученый Джеймс Уотсон, посетивший недавно Россию, говорил в одном из интервью: «И сегодня, через пятьдесят с лишнем лет после открытия нами структуры двойной спирали ДНК, связь генов и поведения остается самой захватывающей загадкой природы». А ведь об этой загадке шаманы знали еще пять тысяч лет назад и посредством ее управляли поведением свих современников.
Что же касается подсознательного, то это прежде всего цензура нашего сознания, нашей совести, нашего «сверх-Я». Это изначальное табу – на полигамию, кровосмешение, каннибализм, убийство и самоубийство, какие в наше время все чаще выходят из-под контроля подсознания и сознания...
Сознание же – это наиболее поверхностное проявление нашей психики на стыке с внешним миром, зависящее от бессознательных сил. Сознание – это пока еще очень молодая, незрелая инстанция, хотя и важнейшая составляющая любой человеческой личности, его интеллекта с критикой, являющаяся самым тонким (по эволюции) инструментом нашего мозга. Мерой его зрелости и качества.
Что же касается патопсихологии, то она во многом связана с так называемыми комплексами подсознания, какие вытесняются из бессознательного и проникают в сознание в виде неврозов, психопатий, психозов... Это и есть те злые духи и образы нервно-психических расстройств, с какими в свое время, и довольно успешно, боролись шаманы, а ныне борются попы, изгоняющие бесов, хотя их методы больше напоминают экзекуцию, нежели экзорцизм. Впрочем, давно известно, что этот, по сути, врожденный недуг присущ невропатам, прежде всего истерического типа, или одержимым психотикам, подлежащим специальному лечению. Например, посредством электрошока или психоанализа. Так, еще на заре психотерапии одержимым больным давали рвотное зелье, а потом показывали вышедшую с рвотой змею. Приблизительно так же лечили ликантропию и прочую порчу с одержимостью. Хотя верующим во все это могли помочь лесной шаман и городской поп-экзорцист.
ЗАГАДОЧНЫЕ КЕЛЬТЫ
«Кельты» – собирательное название индоевропейских племен, населявших некогда всю Западную Европу. Слово «кельт» значит «долото» или «топор». Бронзовый, железный топор – главное орудие кельтов как искони охотничьего, лесного народа. Вместе с тем в Западной Европе, где они широко расселялись, отсутствовали ландшафты типа саванн или тундр с многочисленными стадами промысловых животных, и охотники все чаще переходили к земледелию, а охота оставалась для них лишь подспорьем. Равно как собирательство, бортничество, рыболовство. Но и земледелие не стало для кельтов основным занятием, как, скажем, для славян. Однако в лесах на основе подзольного земледелия можно было выжить лишь немногочисленными группами. В силу чего изначальная кельтская орда распалась со временем на множество семей, родов и племен, что приводило к постоянным распрям и междоусобицам. Когда же они обратили свои «жадные» взоры на южные, более богатые страны, их новым образом жизни стала грабительская война. Набеги.
И теперь они жили смертью, совершая подобные походы в античную Грецию, Италию, Малую Азию. На ближайшие Британские острова. Впервые они атаковали и разграбили Рим еще задолго до нашей эры. И это были жестокие набеги. Так что потребовалась еще большая жестокость цезарианских римлян, чтобы ослабить воинственных кельтов и отбросить их на север. Например, на территорию островной Ирландии.
ДРУИДЫ
И все-таки в свое лучшее время это была, несомненно, единая цивилизация. Кельтов единили друиды – каста жрецов, которые были прежде всего третейскими судьями в бесконечных спорах, касающихся охотничьих угодий, пажитей и пашен. Друиды также были и учителями – наставниками детей и юношества, проводя обряды инициаций с посвящением в охотники и воины. Они владели промысловой, аграрной, лечебной магией, технологиями выплавки железа.
Впоследствии магия с жертвоприношениями сменилась религиозными ритуалами, близкими к шаманизму. Кстати, символом единения кельтов, как и обских угров, был объединяющий котел «с семью ушками», а также круговая или застольная чаша, круглый камень или стол. Жилища их также были в основном круглыми, под коническими от самой земли крышами, напоминающими чумы оленеводов или шатры кочевников, даже тропические дома индийских дравидов, религия которых также сводилась к шаманству. Но главным достоянием кельтских жрецов считался их дар к провидению, без которого первобытные народы вообще не могли существовать. И не потому ли кельты совершили свой наиболее выдающийся набег именно к провидческому центру древней Греции, в Дельфы?
Предполагается, что кельты исчезли из-за своего стремлением к безусловной свободе, крайней независимости. В силу крайне свободолюбивого, независимого характера. А характер – это, как говорится, судьба. По древним преданиям, кельты ни когда не сдавались в плен, чтобы не попасть в постыдное рабство. Своих же рабов, из презрения к ним, брили наголо.
Что же касается славян с их истинно мирным земледельческим характером и исключительно оседлым образом жизни, то они всяческую покорность и рабство предпочитали любой вооруженной независимости. И сопротивлялись захватчикам в основном на уровне обороны. Оборонительных сооружений. Например, великих змиевых валов с бесконечными рвами, заставами и засеками. А чтобы решать свои внутренние, междоусобные неурядицы, привлекали третейских судей, только не из служителей культа – ведунов, волхвов, шаманов, а из тех же вооруженных и воинственных скифов, кельтов, скандинавов.
Георгий КАЦЕРИК
Часть первая