От горы Саит-тау до предгорья Алатау. Часть вторая
Все новости
ХРОНОМЕТР
11 Августа 2020, 16:44

Легенды и быль о башкирской лошади. Часть третья

…В башкирских народных сказках доброму молодцу – отважному джигиту – часто помогали волшебные крылатые кони-тулпары. С их помощью батыры совершали самые различные подвиги. Особенно много героических дел совершил прославленный Урал-батыр на своем крылатом коне-тулпаре Акбузате.

После смерти любимого хозяина Акбузат собрал множество табунов лошадей и привел их в дар башкирам. Так гласит башкирский народный эпос. А в реальной жизни башкирские кони столетиями верно служили храбрым воинам. В общее дело борьбы с различными врагами Российского государства внесли свой вклад и башкирские конники. Когда осенью 1610 года польские войска вступили в Москву и заняли Кремль, в народном ополчении Минина и Пожарского участвовала и башкирская конница. Башкирские кавалерийские отряды участвовали в шведских и азовских походах Петра I. Во время Семилетней войны против Пруссии башкирская конница активно действовала в сражениях с кавалерией Фридриха II. В 1812 году в составе русской армии действовало 19 башкирских кавалерийских полков. Тогда французский мемуарист Дюпюи писал: «Нас особенно угнетают отряды башкир, вооруженные копьями и луками». Вместе с другими частями русской армии башкирские конники 1 марта 1814 года вступили в Париж. В Лейпцигском музее вместе с названиями русских дивизий золотыми буквами высечены названия и башкирских частей. Во время Крымской войны 1854-1855 годов башкирские воины участвовали в боях с англо-французскими войсками и турецкими янычарами, осаждавшими Севастополь.
И всегда башкирские конники выступали в походы на своих небольших, но сильных и крепких конях. Лошади степной башкирской породы, созданной в далеком прошлом в условиях табунного коневодства на привольных пастбищах, выносливы, привычны к местным условиям и к пастьбе на пастбищах, покрытых снегом (тебеневке). Отдавал должное башкирским конникам и коням Михаил Лермонтов, которому принадлежат такие строки:
«Храпя, мотает длинной гривой
Под ним саврасый скакунок,
Степей башкирских сын счастливый».
Как уже говорилось, Башкортостан по поголовью лошадей и использованию их занимает ведущее место в России. Даже регионы с развитыми традициями коневодства значительно уступают нашей республике. Так, в Республике Саха-Якутия поголовье лошадей насчитывает 120,9 тысячи особей, в Алтайском крае – 108,5 тысячи, в Республике Татарстан – 67,2 тысячи, а в Оренбургской области – 51,9 тысячи голов.
Помимо молока и кумыса, лошади дают и более ценный продукт питания. Конское мясо уже в глубокой древности широко употребляли в пищу скифы, персы, греки, римляне, славяне, монголы. Многие народы Востока – башкиры, казахи, киргизы, якуты – конское мясо ценили гораздо выше, чем говядину или баранину. Именно кониной было принято угощать почетного гостя. Позже, когда лошадь в европейских странах превратилась в важнейшее рабочее животное и орудие ведения войны, религия запретила христианам есть конину. Чтобы подкрепить этот запрет, германский архиепископ Бонифаций в VIII веке распространил специальный указ о вредности конского мяса. Вслед за ним запретил употребление конины и Папа Григорий III. И только в XIX веке в ряде европейских стран христианам было разрешено употреблять конину в пищу.
Сейчас конское мясо широко употребляется во многих европейских странах. В Дании конины потребляется столько же, сколько и баранины, в Швеции на душу населения конины потребляют в пять раз больше, чем баранины, а в Бельгии – даже в восемь раз. В свое время Советский Союз ежегодно поставлял на мировой рынок (в основном – в европейские страны) от 25 до 35 тысяч мясных лошадей.
Значительная часть населения нашей республики отдает предпочтение конине. В конском жире содержится значительно больше, чем в говядине, ненасыщенных жирных кислот, которые способны предотвращать атеросклероз. Значительный интерес в современных условиях представляет использование конского мяса в производстве экологически чистых продуктов питания, особенно в зоне табунного коневодства, где пастбища не подвергаются воздействию минеральных удобрений, гербицидов, пестицидов. Местные лошади, в силу своих биологических особенностей, способны добывать себе корм на труднодоступных для других животных пастбищах, в зарослях, вдали от водопоя, и могут находиться на пастбище в течение 8-9 месяцев в году. Более того, башкирская лошадь может нормально переносить и круглогодичное пастбищное содержание в табунах, зимой добывает корм из-под снега глубиной 30-45 см, выдерживая морозы до – 450С и ниже, отличается высокой плодовитостью.
Почуяв приближение волков, косяк принимает оборонительное положение, выстраиваясь в кольцо, головами внутрь. Все жеребята забираются внутрь круга. Тем временем жеребец быстрой рысью обегает кобыл, ржанием указывая на источник опасности.
Лошадей, успевших принять оборонительное положение, волки обычно не трогают. Но если волков много, и они голодны, то иногда хищники решаются на нападение, но почти всегда неудачно. Волки отлетают, отброшенные задними ногами кобыл, а жеребец тем временем носится вокруг косяка и убивает одного волка за другим, сгребая их передними ногами под себя и отбрасывая задними с такой силой, что волк бывает иногда изуродован до неузнаваемости. Почти всегда бой оканчивается поражением и бегством волков.
По рассказу табунщика из колхоза им. 50-летия Октября Баймакского района Музафара Мусина, жеребец-производитель башкирской породы по кличке Герой вступил в борьбу за честь косяка с шестью волками, из них трех он убил, остальные убежали.
В последние годы в республике было два случая (совхоз «Ирендыкский» Баймакского района и Уфимский конный завод № 119), когда жеребцы-косячники погибли в борьбе с медведями, обеспечив полную сохранность кобыл с жеребятами. В обоих случаях причиной гибели жеребцов послужило не физическое превосходство медведей, а попавшая в дыхательные пути медвежья шерсть, вызвавшая затруднение дыхания и, как следствие, снижение защитных реакций и сопротивляемости.
Во все века, с глубокой древности и до наших дней, поэты, художники, скульпторы отдавали должное лошадям, воспевая их в стихах, изображая на картинах, в мраморе, бронзе и чугуне. И лошади, краса и гордость человечества, достойны этого. В том числе, конечно, и наши, башкирские.
Марсель КУТЛУГАЛЛЯМОВ
Часть вторая
Часть первая
Читайте нас: