Вкусные истории с глубоким погружением
Все новости
ХРОНОМЕТР
10 Августа 2020, 12:57

Легенды и быль о башкирской лошади. Часть вторая

Но вернемся непосредственно к лошади.Было время, когда без лошади башкирская семья не могла существовать. Потребностям башкирского населения лучше всего отвечала местная порода лошадей. Башкирские лошади, при наличии больших площадей нераспаханных земель, круглый год сами добывали себе корм, выполняли сельскохозяйственные и транспортные работы, а их способность к быстрой нажировке и высокая молочная продуктивность использовались населением для изготовления основных пищевых продуктов – мяса и кумыса.

Разумеется, с изменением структуры хозяйствования на селе лошади как продуктивный скот постепенно уступали более интенсивным отраслям животноводства – молочному скотоводству и свиноводству. В 1916 году в Башкортостане насчитывалось 980 тысяч лошадей. Около трех четвертей из этого поголовья использовались в рабочих целях. По мере оснащения колхозов и совхозов техникой, поголовье лошадей сокращалось. Так, во всех категориях хозяйств республики в 1941 году насчитывалось 524 тысячи голов лошадей, в 1954 году – 355,1 тысячи, в 1965 году – 198,8 тысячи, в 2003 году – 154,4 тысячи голов лошадей. Нынче же Башкортостан имеет 163 тысячи голов лошадей – есть положительная динамика. Причем эта цифра считается самой большой среди всех субъектов Российской Федерации.
В Башкортостане коневодство ассоциируется прежде всего с кумысоделием. Еще в шестидесятых годах прошлого века совхоз «Шафраново» и подсобное хозяйство санатория имени Аксакова славились своими высокоудойными кобылами – от каждой кумысной кобылы получали по 1-1,1 тыс. килограммов молока. В косяке санатория «Юматово» удой доходил до 1400 кг. В 1964 году на кумысной ферме совхоза «Шафраново» имелось 19 кобылиц-«рекордсменок», от каждой из которых получали свыше 1800 кг молока.
Кумыс принес башкирскому коневодству мировую славу. Этот напиток древен – еще Геродот в V веке до нашей эры писал о скифах южнорусских степей, изготавливающих хмельной напиток из кобыльего молока. Упоминания о кумысе можно найти и в русской исторической литературе. Целебные свойства кобыльего молока и кумыса были известны давно. Так, в книге «Городской и деревенский коновал», изданной в 1783 году, отмечается, что «кобылье молоко с медом полезно как при болезни легких, так и женщинам при бесплодии». Эти рецепты народной медицины, по мнению профессора В. Витта, взяты из травника либо из лечебника времен Ивана Грозного.
Академик Петр Симонович Паллас в своей книге «Путешествие по различным провинциям» писал, что «на уфимские степи из Московии и Дона стекается хворый народ на кумыс, ибо там для здоровья имеются большие силы». В «Семейной хронике» Сергея Тимофеевича Аксакова есть замечательные строки о том, как полезен кумыс и для старика, и для младенца. Русские врачи уже в середине XVIII века начали активно применять кумыс для лечения туберкулеза. Лев Толстой, Антон Чехов, Александр Фадеев по достоинству оценили целебные свойства башкирского кумыса. Помню частые приезды на кумыс выдающихся поэтов, друзей нашего Мустая Карима, – Михаила Дудина и Расула Гамзатова. В одно лето и мне довелось пить кумыс в санатории «Янгантау» вместе с выдающимся артистом Михаилом Ульяновым, который был в восторге от этого напитка. Дом для лечения кумысом в 1868 году был открыт в Москве, а в 1870 году – в Царском Селе. Впоследствии подобные заведения появились в Уфе, Оренбурге, Самаре, Саратове, Риге, в городах Северного Кавказа, в Крыму и других местах. Более того, кумыс перешагнул границы России и появился в Австро-Венгрии, Германии, Франции, Польше, Англии, даже в Соединенных Штатах Америки. Есть документальные свидетельства того, что в кумысолечебницы Москвы и Петербурга, а также Англии, Германии, Австро-Венгрии, из башкирских степей доставляли дойных кобыл, доярок и мастеров-кумысоделов, пытались этому делу обучать местное население. Но эти попытки не имели успеха по одной простой причине: дойные кобылы непременно должны пастись на ковыльных пастбищах. Скармливание кобылам другого корма, даже добротного сена и овса, желанного эффекта не дает: кумыс теряет в густоте, целебных свойствах, специфическом вкусе. Да и по своему химическому составу кобылье молоко разительно отличается от коровьего, козьего, овечьего и по своим свойствам ближе к женскому молоку. Например, коровье молоко содержит 4,7 процента сахара, козье – 4,86, кобылье – 6,2-6,3, а материнское – 6,71 процента.
Кумысоделие – дело весьма хлопотное. На этот счет есть даже поговорка, вернее, непереводимая игра слов, смысл которых приблизительно таков: «Доить кобыл – натерпишься, взбалтывая – семь потов сойдет». Коневодство и кумысоделие – тяжелый, ответственный труд, в то же время он сродни искусству. Если корове довольно двухразовой дойки, то кобылу приходится заарканивать каждые два часа, и хорошо еще, коли кобыла смирная. Ведь многие из них «с норовом». Так что от доярки требуется немало мужества. В полной мере освоили технологию производства кумыса в Альшеевском районе, где первые кумысолечебницы возникли еще в XIX веке, а также в Дюртюлинском, Уфимском, Белебеевском районах с преобладающим татарским и русским населением – здесь в год изготавливается по 500 и более центнеров напитка. К 2000 году кумыс производили в тридцати девяти районах Башкортостана на более чем 200 кумысных конефермах.
Для башкир кумысоделие – особый ритуал, освященный веками. Главное достоинство кумыса – его лечебное действие при многих болезнях: туберкулезе легких, расстройствах нервной системы, желудочно-кишечного тракта и других. Это еще и профилактическое средство для здоровых людей, укрепляющее иммунную систему и повышающее сопротивляемость организма различным недугам. Последние исследования ученых и медиков показали, что кобылье молоко является ценным продуктом для искусственного вскармливания грудных детей. По данным Минздрава республики, для лечения населения с заболеваниями органов дыхания, пищеварения, туберкулезом ежегодно требуется 1100 тонн кумыса. Помимо этого, в республике насчитывается 130 тысяч детей грудного возраста, для искусственного вскармливания которых необходимо до 20 тонн кобыльего молока. А о неограниченном рынке России в целом говорить даже не приходится.
Марсель КУТЛУГАЛЛЯМОВ
Продолжение следует…
Часть первая
Читайте нас: