Древние греки выдумали крылатого Пегаса, коня поэтов. Однажды музы – богини пения, поэзии, искусства и наук, жившие на горе Геликон, – запели, и гора эта от восторга стала расти и достигла небес. Тогда по велению богов Пегас вернул ее назад ударом копыта. От удара на горе возник чудесный источник, вода которого вдохновляла поэтов.
Древнегреческий миф о Пегасе перекликается с легендами и мифами других народов о крылатых конях, помогавших отважным героям. Таковы, в частности, тулпары – крылатые кони из башкирских легенд. Тулпар, по верованиям древних башкир, это конь-душа. Ударом копыта он также выбивает источник, вода которого дает вдохновение сэсэнам, певцам, музыкантам, героям-батырам. В современном башкирском языке тулпаром обычно называют быстрого, как вихрь, скакуна.
В сказках и преданиях многих народов, в том числе и в башкирских легендах, храбрым, добрым и трудолюбивым героям помогают и обыкновенные лошади. Они дают своим хозяевам умные советы, помогают сражаться с врагами и чудовищами, при необходимости переносят героев через высокие горы и глубокие моря-океаны. Помните, у Петра Ершова, в сказке «Конек-горбунок»:
В мое время каждый деревенский мальчик бывал знаком с лошадьми. Мне также приходилось ухаживать за ними, работать на них, ездить верхом. И всегда меня восхищали их сила, послушание, удивительная понятливость и красота. Да, много на свете красивых животных, но лошадь в их ряду занимает особое место. Разве можно не залюбоваться красивой головой, гордо посаженной на гибкой, почти лебединой шее, темными, выпуклыми, бездонными глазами, правильными линиями груди, спины и крупа, стройными длинными ногами? А сколько в них грации и изящества, когда они мчатся в свободном беге! Еще меня всегда поражает фантастическая особенность: лошадь никогда не наступает на упавшего человека, оказавшегося под ее ногами. Лошадь может ударить копытом, укусить, но наступить – никогда.
Табун, или косяк, у башкирских лошадей – далеко не стадо, а в определенном смысле сообщество, семья, где существуют свои правила и законы, привычки и обязанности. Заметьте, всю ночь лошади табуна практически пасутся без присмотра людей, но это не означает, что косяк брошен на произвол судьбы. Все права и обязанности по охране косяка и поддержанию в нем порядка переданы косячному жеребцу. Табунные рефлексы у лошадей башкирской породы развиты очень хорошо, они прекрасно знают всех лошадей своего косяка, дружно и кучно держатся в нем, не отбиваются, соблюдают определенный порядок, подчиняются хозяину табуна – вожаку.
Не могу в этом месте не привести отрывок из книги «Твоя родословная, Акбузат» профессора Ивана Заянчковского, великолепного знатока мира животных и неустанного его популяризатора: «Косячный жеребец – глава семьи и полноправный хозяин в косяке. Он не только обеспечивает оставление потомства, но и поддерживает в косяке строгий порядок, знает всех кобылиц и жеребят, любит всех ровно, строг и добр в меру, не позволяет вторгаться в пределы своего косяка чужим лошадям и не выпускает своих, бдительно охраняет своих подопечных от хищных зверей и других врагов. Косячник знает выпасы и водопои, может самостоятельно перегнать косяк, куда надо».
Башкирский ученый-коневод и кумысовед, доктор сельскохозяйственных наук профессор И. А. Сайгин рассказывал: «Косячный жеребец в косяке должен быть полновластным, но справедливым хозяином. Подчинения всех лошадей косяка жеребец добивается силой. Загоняя в косяк чрезмерно удаляющуюся лошадь, жеребец скалит зубы, прижимает уши и, если эта угроза не действует, кусает. Он не допускает драк в косяке. В каждой дерущейся лошади жеребец видит соперника и безжалостно нападает на нее. Хороший жеребец-косячник отважно и храбро защищает свой косяк от посягательства чужих жеребцов. В то же время, к своим кобылам косячный жеребец относится бережно и внимательно. Особенно покровительствует он кобылам с новорожденными жеребятами».
Мальчишкой, однажды в сенокос, на сволакивании копен, мне достались кобылица с жеребенком. Неподалеку пасся косяк дойных кобылиц, и я по неосторожности оказался близко от него. И чуть не попал в зубы разъяренного жеребца. Поспешно ретировался, запоздало поняв – нельзя попадаться на глаза жеребцу, будучи верхом на кобыле.
Увлекательно повествует о нравах табуна и отваге его хозяина известный башкирский писатель Сагит Агиш в небольшом рассказе «Гнедой». Вообще, в башкирской художественной литературе, пожалуй, не найдется писателя, который хоть как-то не коснулся бы темы или образа коня.
В эпосах и легендах, кубаирах и сказках башкирского народа, в его песнях, пословицах и поговорках, преданиях образ коня играет роль центрального персонажа. Лошадь – не столько имущество человека, сколько доказательство его славы, достоинства. Через отношение к лошади проявляются нравственно-этические каноны народа. Вот некоторые пословицы и поговорки из словаря В. Даля: «Помилуй, Господь, коня и меня!», «Конь мой, конь, ты мой верный друг!», «Хорош конь, хорош и детина», «Деньгами коня не купишь». Не только у башкир, но и у всех народов, у кого лошадь стала неотъемлемой частью жизни, пословицы, поговорки, меткие слова посвящены коню, а через него отражают нравственные, этические и социальные проблемы народа.
Многие великие люди изображены верхом на конях. Помните полные динамизма монументы Вахтангу Горгасалу или Давиду Сасунскому? У кавказцев добрый конь действительно является душой джигита. А Салават Юлаев, мощной рукой остановивший своего аргамака на высокой круче над Агиделью? В этом произведении Сосланбека Тавасиева конь и всадник неразделимы и воспринимаются единым образом.
Готовя эти заметки, мне довелось ознакомиться с массой научной и документальной литературы о лошади и коневодстве. С немалым удивлением и радостью убеждался, что эта отрасль, как и сами лошади, никогда не оставалась без внимания ученых, журналистов, писателей. Не скрою, копаясь в литературе, изданной в 20-30-х годах минувшего века, пришлось столкнуться с негативной характеристикой башкирской лошади. Дескать, и низкоросла она, и слабосильна, и в резвости ей далеко до донской и английской пород (хотя некорректность подобных сравнений очевидна). Очень много для научной оценки традиций, продуктивности коневодства в Башкортостане и перспектив его развития сделал упомянутый уже выше профессор Иван Андреевич Сайгин. Много лет этому благородному делу посвятили специалисты по коневодству В. Мурсалимов, Ш. Рахматуллин, Д. Рахматуллин, Б. Сатыев, Х. Юлдыбаев и другие. В районах Башкортостана можно найти десятки людей, от специалистов до простых табунщиков, фанатично преданных башкирской лошади.
Взгляды на коневодство за многолетнюю историю страны менялись в зависимости от хозяйственной конъюнктуры. Развитие науки и техники, изменение производства отражались на отношении общества к лошади, некогда бывшей для многих народов и средством передвижения, и пищей, и военной силой. Да, огромные площади пахотных земель на лошади не обработаешь, не может лошадь выполнить и перевозку гигантских объемов грузов, не под силу ей соперничать в скорости с самолетами. Помнится, ссылаясь на изобилие сельскохозяйственной техники, во внутрихозяйственных перевозках отказались от лошади. Это была большая ошибка. На селе даже с развитой инфраструктурой лошадь и в общественном хозяйстве, и в личном подворье необходима. Она непритязательна, «всепогодна». А о нравственном значении присутствия коня во дворе для сельских детишек и говорить не приходится – счастлив тот мальчик, кому довелось коснуться атласной, тугой шеи коня, ощутить тепло, исходящее от этого могучего и доброго животного. А уж на коне каждый малец чувствует себя, словно на седьмом небе. Это ощущение передать словами невозможно. В конце концов, как могли горе-руководители, отмахивающиеся от коневодства, забыть о хозяйственном его значении, ведь конь – источник вкусного мяса и целебного кумыса? В Башкортостане отрасль долго не могла оправиться от последствий такой близорукой политики.