Важной, но не раскрытой до конца, является ссылка на то, что решение принималось при участии «всяких чинов» и «со всякими жилецкими людьми». Это отнюдь не случайно и является дополнительным свидетельством «вторжения» казаков в царское избрание.
По словам Ивана Чепчугова (распросные речи 1614 года), который воевал в земском ополчении и как стольник должен был участвовать в деятельности Земского собора, казаки и чернь «с большим шумом ворвались в Кремль» и стали обвинять бояр, что они «не выбирают в государи никого из здешних господ, чтобы самим править и одним пользоваться доходами страны».
Наших читателей, безусловно интересуют и русскоязычные тексты подлинных документов. На фото 17 факсимиле титульного листа итоговой грамоты.
Кому царское жалование, а кому права на вотчину?
Проанализируем тексты шерти российских царей перед отдельными башкирскими родами и племенами, то есть перед «северными тюрками».
Шерть – присяга на верность договорным отношениям с Русским государством (от арабского слова «соглашение, условие»). Слово «шерть» впервые встречается в русских грамотах 1474 года. Тюркоязычные народы заимствовали арабское слово для процедуры заключения договора международного характера и передали эту практику русским властям. Процесс заключения договоров с принимаемыми под «высокую государеву руку» назывался шертованием.
Отношения же между царем-вотчинником всея Руси и башкирами-вотчинниками выстраивались в соответствии с взаимовыгодными договорами. Этой теме была посвящена статья «Народу моему подарил я место под солнцем…» в № 10 (934) от 11 марта газеты «Истоки» за 2015 год.
Свидетельством существования таких договоров является и письмо башкир царю, написанное спустя 50 лет после принятия итоговой грамоты Земского собора 1613 года
«Великому царю, хану и беку Алексею Михайловичу, хану-правителю всех больших и малых городов от нас, башкир, слово:
Каким образом он хочет получить от нас аманатов (почетных заложников), от нас… И чем еще хочет нас осчастливить? Мы ждем от царя благоденствия.
Цари никогда не брали у нас аманатов, только милостью и благостью своей держали (нас у себя под рукой). Если наш царь хочет сделать нас рабами, как это бывало в древние времена… пусть обратно пришлет нам наших аманатов…
Когда князь посылал к нам послов, мы всегда отпускали их без задержек обратно. Сейчас мы всем народом ногайской дороги отправили посольство из двух человек. Один Актай, Дусмухаметов сын, другой Кушай, Бикишев сын. Этих наших людей, не задерживая, отправь обратно и передай с ними свое послание. Через три дня к нам пришли ишана.
Если будут добрые вести от царя, то наших аманатов без всякой задержки отправим обратно, посоветовавшись со своим народом, сразу же. Пришли к нам (послами) помещика Юрия и Иваная.
Какое бы дело у нас не было с царем, ты, князь (уфимский наместник), не доводишь наши чаяния до сведения царя, это наше послание доведи до царя. Если это наше послание не доведешь до царя, то потом на нас не обижайся. Если от царя будет какое-либо указание, связанное с нашим обращением (и для тебя неприятное), то не обижайся. Если мы сами найдем дорогу к царю по степи (минуя тебя), тебе станет об этом известно.
Пусть царь пошлет к нам в обмен на Багиру, дочь Булата (нашу почетную заложницу у тебя), своего аманата. Когда мы высылаем аманата, то царь принимает его, а в обмен (своего) аманата не высылает…».
Это письмо требует некоторых пояснений.
Оно было адресовано одновременно и царю, и уфимскому наместнику. Видимо, отправители считали некорректным отправить письмо напрямую царю через голову наместника.
Просьба прислать ишана объяснятся, видимо, тем, что религиозный деятель высокого ранга должен быть назначен верховной властью. Ишан – титул или прозвище, которым называют руководителей суфийских братств и глав общин исмаилитов. Ишанами также называют представителей рода, ведущего своё происхождение от пророка Мухаммеда. Ишаны играли важную роль не только в религиозной, но и в общественно-политической жизни, выступая в качестве дипломатических представителей.
Письмо обозначает те противоречия, которые возникли между башкирами и царем в рамках их договорных отношений.
После земского собора не все башкиры получили вотчинные права на землю. В частности, в одном из шэжэрэ башкир написано: «Когда кто (из нас) уехав на Кубань, потом, вернувшись, служили государю, получали жалование, не всем выдавали ярлыки».
На Кубани, напомним, в XVI–XVII веках у башкир были вотчинные земли.
Вотчинные права на землю за башкирами, которые до этого получали только жалование, были закреплены только в 1755 году (о грамоте императрицы Елизаветы Петровны смотрите выше).
Любопытен несколько хвастливый отзыв стольника Чемоданова. Он (в 1657 г.) ездил послом во Флоренцию и на вопросы Козьмы Медичи об армии царя Алексея Михайловича отвечал: «У нашего великого государя Алексея армия собирается несчетная и строенья бывает разного: многие тысячи копейных рот устроены гусарским строем, другие многие тысячи конные с огненным боем рейтарским строем, многие же тысячи с большими мушкетами драгунским строем, а иные многие тысячи солдатским строем. Над ними поставлены генералы, полковники, подполковники, майоры, прапорщики. Сила низовая, Казанская, Астраханская, Сибирская, тоже рать несметная; а вся она конная и бьется лучным боем. Татары Большого и Малого Ногаю, башкирцы, калмыки бьются лучным же боем. Стрельцов в одной Москве, не считая городовых, 40.000; бой у них солдатского строя. Казаки донские, терские, яицкие бьются огненным боем, а запорожские черкасы и огненным, и лучным. Дворяне же государевых городов бьются, кто как умеет. В государевом полку у стольников, стряпчих, дворян московских только и бою, что аргамаки резвы, да сабли остры; куда ни придут, никакие полки против их не стоят».
Этот несколько хвастливый отзыв об армии царя Алексея Михайловича дан был после первой Польской войны, под впечатлениями только что совершенного отвоевания Малой и Белой Руси. При всем преувеличении общий характер наших ратных сил того времени изображен тут довольно верно.
В разрядных книгах 1629 года о наборах башкирских отрядов говорилось: «Бывает им служба, как посылают служилых людей всех понизовых городов в большую повальную службу, а с тех башкирцев берут в ту пору на службу с 3-х дворов по человеку».
В другом документе описывается война с Башкиро-калмыцкой конфедерацией: «В 1644 г. против калмыцких тайшей был направлен объединенный отряд русских ратных людей и башкир под командованием уфимского воеводы Льва Афанасьевича Плещеева. Бой состоялся 1 июля 1644 г. Многочисленный отряд противника был разбит».