От горы Саит-тау до предгорья Алатау. Часть первая
Все новости
ХРОНОМЕТР
31 Мая 2020, 13:33

Предотвращённая война

В январе 1979 г. неожиданно началась война между Китаем и Вьетнамом – двумя азиатскими коммунистическими государствами. Территория, людские, экономические и военные ресурсы противников были несопоставимы, однако, несмотря на огромное превосходство над противником, Китай эту войну проиграл…

Формальным поводом к конфликту послужило «ущемление прав этнических китайцев на территории Вьетнама». Китай объявил о «контрударе в целях самозащиты» и 17 февраля 1979 г. двинул 120 тысяч солдат на Вьетнам и Северный Лаос. Китайские части наступали фронтом примерно в 500 км шириной, фактически от Южно-Китайского моря до Золотого треугольника. Встретив сопротивление, в бой не вступали, обходили противника и шли дальше. Противостояла им только одна вьетнамская дивизия территориальных войск, остальные были задействованы в Кампучии.
Однако настоящим поводом для вторжения было то, что 7 января 1979 г. вьетнамские войска лишили Китай единственного реального союзника в регионе – камбоджийского тирана Пол Пота. Кроме того, корни этого конфликта кроются еще глубже – в ухудшении отношений между Китаем и СССР и поддержке Советским Союзом Вьетнама.
«Черная кошка» в отношениях некогда братских советского и китайского народов пробежала в 1956 г., после XX съезда КПСС с его «развенчанием культа личности Сталина». Считается, что Мао Цзэдун воспринял это как личное оскорбление и объявил СССР «страной ревизионистов». Затем, в конце 50-х годов, Советский Союз отказался помочь Китаю в создании ядерного оружия, что вызвало сильное раздражение Мао. В июне 1960 г. Н. Хрущев назвал Мао «националистом и отступником»; в ответ китайская компартия объявила Хрущева «ревизионистом и тираном». «Великий кормчий» вынужден был искать для своего народа новое место в мире, строго поделенном в то время между СССР и США. И, как только Китай смог создать ядерное оружие, Мао объявил, что «СССР опаснее США», и нужно срочно готовиться к войне с северным соседом.
К середине 60-х резко возросло число провокаций на советско-китайской границе. Китайцы претендовали на территории Приморского и Хабаровского краев, Сахалина, Восточной Сибири до озера Байкал и районов Средней Азии до озера Балхаш – общая площадь территориальных претензий составляла 1,5 млн. кв. км. Постепенно стычки и потасовки советских пограничников с китайскими провокаторами переросли в вооруженные столкновения. Самые кровопролитные из них произошли в 1969 г. на острове Даманский и в районе озера Жаланашколь в Семипалатинской области.
Незначительное улучшение отношений принесла вьетнамская война. И СССР, и Китай поддерживали борьбу Северного Вьетнама против США. Через Китай туда шло советское вооружение. Тем не менее, в Пекине быстро поняли, чем им грозит победа коммунистов во Вьетнаме, которые хотели не просто объединить страну под своей властью, а планировали создать в Юго-Восточной Азии единое индокитайское коммунистическое государство. Чтобы держать своего соседа в узде, Китай всеми силами помогал другому сопернику Вьетнама – Кампучии.
С ухудшением отношений между СССР и КНР Москва потеряла не только самого давнего и преданного союзника в лице Китая, но и последовательного проводника политики Советского Союза в странах Юго-Восточной Азии – теперь Китай отстаивал в регионе собственные интересы. Кремлю срочно требовалась «замена партнера», и выбор пал на молодой и перспективный Вьетнам, стремительно набирающий политический вес в регионе и доказавший свою лояльность коммунистической идее.
Зажав Вьетнам в тиски – Кампучия на западе и Китай на севере, Пекин намеревался не только обеспечить свое собственное преобладание, но и поколебать влияние главного вьетнамского союзника – СССР. Равновесие нарушил камбоджийский диктатор Пол Пот: его красные кхмеры учинили самый настоящий геноцид, причем не только собственного народа – в числе прочих там начали массово казнить этнических вьетнамцев.
Вьетнам вмешался, и на помощь революционерам, поднявшим восстание против Пол Пота, было брошено 50 тысяч вьетнамских солдат. Вскоре это число выросло до 200 тысяч. Через десять дней после начала восстания, 7 января 1979 г., революционеры взяли столицу Камбоджи Пномпень. Между тем, США дали Китаю понять, что показательная военная акция КНР не нанесет вреда американо-китайским отношениям, если она будет носить «оборонительный характер». Китай истолковал эти слова по-своему…
Кремль открыто встал на сторону коммунистического Вьетнама, причем вмешательство Советского Союза в разгоравшийся конфликт было отнюдь не формальным. В СССР понимали, что войну между Китаем и Вьетнамом надо пресечь в самом начале – иначе она может перерасти в затяжное противостояние, а там – как знать? – даже обернуться прологом к третьей мировой… В советском Генеральном штабе была создана группа из двух десятков советников и специалистов по основным родам войск во главе с генералом Г. Абатуровым. 19 февраля группа прибыла в Ханой и тут же приступила к работе. Абатуров убедил руководство Вьетнама перейти к решительным действиям и начать срочную переброску по железной дороге и советскими самолетами Ан-12 армейского корпуса из Кампучии к Лангшону. Туда же был выдвинут переданный СССР дивизион систем залпового огня «Град».
Кроме того, Москва молниеносно привела свои войска на Дальнем Востоке и в Сибири в состояние полной боевой готовности. Мощная группировка – в «учениях» принимали участие не только войска Сибирского, Забайкальского и Дальневосточного военных округов, но и Тихоокеанский флот, а также авиация еще трех военных округов, – начала концентрироваться в СССР и Монголии вдоль границы с Китаем.
Была проведена и «психологическая обработка» китайцев. Сотрудники китайского посольства, отправленные домой по железной дороге, от Уральского хребта и до самой границы с Китаем наблюдали идущие на восток колонны советской техники. В то время китайская армия по численности превосходила советскую, однако вооружены китайцы были гораздо хуже – «сельскохозяйственные» дивизии испытывали острый недостаток автоматического оружия, артиллерии, танков и авиации. Основным тактическим приемом Народно-освободительной армии Китая была «людская волна», когда солдаты толпой бегут на вражеские позиции в расчете на то, что у противника либо кончатся патроны, либо сдадут нервы. Надеяться на то, что в Советской Армии возникнут перебои с боеприпасами, не приходилось. Поэтому Китай предпочел отступить.
Война – короткая, но совсем не победоносная – отрезвила руководство КНР, а события 1979 г. послужили толчком к существенной и серьезной модернизации армии Китая. В дальнейшем руководство страны постаралось наладить добрососедские отношения с Вьетнамом. Сейчас китайско-вьетнамское сотрудничество успешно развивается.
Р. Никольский
Читайте нас: