Все новости
ХРОНОМЕТР
31 Мая 2020, 17:15

Исламская медицина

В 2005 году одно из казанских издательство выпустило книгу Аль-Джазузи «Пророческая медицина». На основе Корана автор излагает основные принципы «исламской медицины». Многие положения представляют интерес и для современного читателя.

В начале книги Аль-Джазузи подчеркивает общегуманистическую сущность «исламской медицины»: «Нет упрека ни слепому, ни хромому, ни больному». Нет и фанатичной строгости по обрядам: «Путешествия и болезнь требуют достаточных физических сил, чтобы сохранить здоровье и силу, поэтому Аллах разрешил “больным и путникам прерывать пост для поддержания энергии в теле”».
В медицинской традиции ислама огромное значение имеет мед. Перечисление его полезных свойств занимает в книге Аль-Джазузи не одну страницу, подчеркивается его огромная лечебная ценность. «Пророк имел обыкновение пить на голодный желудок немного меда, смешанного с водой. Этот способ обладает чудесной тайной для сохранения здоровья». Для современной диетики это – аксиома. Даже для диабетика ложка меда, разбавленная водой, полезна. Особо подчеркивается важность разбавления меда водой, минимальные его дозы.
Довольно много внимания уделяется кровопусканию: «Кровопускание – одно из лучших лекарств для всех». Сегодня кровопускание как метод лечения почти не применяется. Хотя есть гирудотерапия, весьма похожая на терапию кровопусканием. Есть сведения, что регулярная сдача крови (донорство) тоже оздоравливает организм.
Мнение Аль-Джазузи о том, что эпилепсия и другие виды «одержимости» вызываются некими «злыми духами», можно отнести к религиозному заблуждению. То же можно сказать и о запрещении носить шелковые одежды.
Как исламская медицина рекомендует лечить головную боль? Прежде всего, правильным режимом и здоровым образом жизни, соблюдением диеты, воздержанием. Разве кто поспорит? Интересна и такая рекомендация: «Ношение повязки вокруг головы помогает смягчить головную боль, утолить мигрень».
А вот этические рекомендации: «Когда навещаете больного, говорите ему добрые слова ради Аллаха. Это если и не устраняет недуга, но приносит успокоение сердцу больного».
Очень много страниц уделено диетике. Рекомендуется употреблять ту пищу, которая имеется в том регионе, где человек родился и живет. Это положение можно встретить чуть ли не в любой статье о правильном питании.
Не обошел Аль-Джазузи и вопрос об ответственности врачей: «Если врач своими действиями нанес вред больному, он должен ответить за свои действия. Те, кто занимается профессией, в которой они не разбираются, являются своего рода агрессорами. Поэтому, когда такие агрессоры наносят ущерб здоровью человека, они должны расплачиваться за это деньгами...». Разве не современно? Алчных шарлатанов у нас тьма. Но часто ли они расплачиваются за тот вред, который приносят людям?
Рассуждения об избавлении от колдовства, наговора, сглаза представляют лишь исторический интерес, чего нельзя сказать о «лечении молитвами». Хотя исламская медицина говорит, что молитва помогает только от сглаза, имеется ряд современных данных, что искренняя молитва (при любой вере) способна укрепить защитные силы организма и даже в некоторой степени мобилизовать их.
Никаких рекомендаций относительности пользы вегетарианства в исламской медицине не содержится. И это полностью совпадает с мнением научной диетики. Вместе с тем, один из важнейших методов сохранения здоровья – потребление овощей и фруктов между основными приемами пищи.
Почему Пророк ел тремя пальцами? Горстью – много, двумя пальцами – мало. А три пальца берут ровно столько, сколько угодно рту и желудку. Пророк никогда не пропускал обед, не одобрял сон на животе после еды, никогда не пил во время еды. Все это полностью согласуется с современными рекомендациями.
Вот что говорит Аль-Джазузи о половых сношениях: «Регулярные половые сношения – один из способов сохранения здоровья. При воздержании сперма сгущается, что может вызвать психические заболевания. При длительной задержке спермы в организме она превращается в токсическое вещество». Насчет психических расстройств при этом современной сексологии ничего не известно, а вот неврозы при чрезмерном воздержании гарантированы. У женщины могут возникнуть проблемы в плане онкозаболеваний грудной железы, мужчинам же гарантированы простатит и аденома.
Целый раздел книги рассказывает о лекарствах и лечебных растениях. Подробно рассказано о лечебных свойствах айвы, алоэ, арбузов, баклажанов, бананов, винограда, морской воды и о других целебных источниках.
Исламская диетика весьма хвалит инжир, изюм, кедровые орехи, кизил. Настои ладана улучшают память. Не рекомендуется увлекаться луком. И опять о меде: «Самый лучший мед – белый. Мед, собранный в горах, в лесах, с деревьев». Кроме того, качество меда зависит от географической местности, где он был собран. Замечу, что цветочный или темный гречишный мед наиболее ценен по содержанию микроэлементов. Впрочем, вероятно, на крайнем юге гречиха тогда еще не росла.
Молоко и молочные продукты восхваляются на уровне священного писания. Рекомендуется пить молоко с имбирем и другими специями, которым на востоке уделяют большое значение.
О мясе: «И по нашей воле поднесут им плоды и блюда мясные – какие они только пожелают». Барашек должен быть не старше года. Пророк предпочитал переднюю часть, ближайшую к голове. Козлятина хороша только молодая, и она лучше, чем мясо верблюда. Говядину и конину нужно готовить со специями и непременно с овощами. Не рекомендуется употреблять конину. Очень полезно мясо диких оленей. Нельзя есть птицу с когтями. Гусей, уток – очень умеренно. Рыбу – всякую без ограничений.
В исламской пищевой традиции отсутстствуют грибы. Между тем, Пророк говорит: «Трюфели – это манна, которую Аллах ниспослал сыновьям израилевым». Весьма полезны тыква и все виды фиников.
Черный тмин – средство против любой болезни. Сегодня масло черного тмина производится в больших количествах.
Очень почитаются исламской медициной яйца. Одно время диетологи стращали: «Яйца – это сплошной холестерин». А потоим обнаружили, что в яйцах (даже в желтке) никакого вредного холестерина нет, – холестерин содержится в жире, на котором готовится яичница. Аль-Джазузи пишет: «Желток хорошо укрепляет сердце. У него есть три благотворных действия: он быстро рассасывается в крови, не дает отходов и хорошо очищает кровь. Желток – самое подходящее средство от душевных заболеваний».
Думается, что к рекомендациям, выработанным столетиями, стоит прислушаться современному человеку. Вреда от них уж точно не будет.
С. МАТЮШИН
РЕЛИГИЯ И МЕДИЦИНА
Когда мы принимаем специальное научно обоснованное лечение – лекарственное, хирургическое, то все иные, ненаучные лечебные методы могут при этом быть использованы как вспомогательные или фоновые. Сюда относятся всевозможные очищения, целебные травы, массажи, лечебные экзерциции (упражнения), внушения и самовнушения. Как фоновая народная медицина особенно действенна в профилактике всех наших заболеваний. Особенно популярна у нас восточная медицина – тибетские травы, тайские массажи, китайские иголки, индийская йога, финская сауна, русская баня с веником.
В различных религиях имеются и свои собственные стародавние медицинские традиции. Наиболее сильны они в так называемой шаманской медицине. Многие связанные с религией лечебные или оздоровительные рекомендации носят форму запретов, религиозных табу: не есть свинины, не потреблять мясо с кровью, с молоком (по этическим соображениям), в период строгого поста не есть вообще и даже не пить воды, не говоря уже об алкоголе и прочих наркотических напитках.
Особое значение для укрепления психосоматического здоровья имеют и так называемые инициации. Тем более – в кризисные, переходные периоды жизни человека, когда его организм крайне ослаблен. Когда человек, как говорят, «меняет кожу». К примеру, иорданская купель – ритуальное купание в проруби. Или ритуальные кровопускания, какие иной раз в порыве фанатизма принимают изуверский характер. Обрезание – разумеется, при соблюдении полной асептики и антисептики. Онкологи считают, что если бы обрезание было принято повсеместно, то мир избавился бы от рака как мужской, так и женской половой сферы.
Что же касается «изгнания злых духов болезней» или «бесов» из одержимых, то подобные процедуры в шаманской, христианской или мусульманской традиции могут быть отнесены к лечебным или очищающим процедурам. По типу катарсиса – очищения души. Но тот же экзорцизм нередко превращается в демонстративную экзекуцию. Особенно это касается массовых религиозных бдений с предварительными истощающими постами и молениями.
Мы уже писали о благотворном, в основном седативном – успокаивающем – действии молитвы на верующих как о косвенной или опосредованной психической саморегуляции. Молитвы, наговоры, причитания, заклинания искони сопровождали всякие лечебные действа. Античные египтяне говорили, что лекарства благотворны только в сопровождении заклинаний. Благотворными при этом могут быть и религиозные ритуалы или обряды с молитвами. Опять же, исключительно для верующих или верящих в их действенность людей, в том числе и лечащихся.
Недавно мне попалась в руки брошюра «Психическая саморегуляция», в которой приводится, по сути, околонаучный анализ крестного знамения с позиции рефлексотерапии. Например, утверждается, что тактильные сигналы крестного жеста возбуждают или тормозят наши нервные структуры: лоб – лимбика, плечи – правое или левое полушарие мозга, живот – солнечное сплетение. При этом делается вывод, что прикосновение ко лбу тормозит нашу критику и способствует развитию транса. Прикосновение к левому плечу возбуждает правое, конкретно-образное полушарие мозга, а к правому – левое, абстрактно-двигательное. Сегодня одни приверженцы разных течений христианства крестятся справа налево, другие слева направо. Потому-де православные верят сердцем, а католики – умом. Одни живут прошлым, а другие стремятся к будущему. Одни – пассивные, другие – активные, деловые.
Между тем, даже простому человеку известно, что прикосновение ко любу (зачастую машинальное) возбуждает мышление, память, критику, готовность соображать, действовать. А легкая стимуляция затылочно-теменной области – поглаживание по голове – и впрямь успокаивает. Особенно детей.
Древний имитирующий умывание молитвенный жест подсознательно воспринимается нами как очищающий, смывающий с лица греховную ауру. А жест, когда ладони и стопы повернуты к небу, – демонстрация открытости, задумчивости, сосредоточенности. Ладони, сложенные вместе – палец к пальцу или замком, – синтез, балансировка, сосредоточение внутренней энергии. Успокоение, умиротворение, отдохновение. Вдохновение! Поклоны, коленопреклонения, распластывание звездой или крестом означают покорность, смирение, раболепие. Канализацию половой, деловой, агрессивной энергий. Делегирование личной свободы высшим, преобладающим, довлеющим силам.
Что же касается лечебных свойств молитв и жестов, в том числе и магических, то они оберегают от тревог и сомнений и даже лечат исключительно верующих или верящих в их лечебную силу. Прежде всего, через внушение или самовнушение, что и называется психической саморегуляцией. Впрочем, психической саморегуляцией нынче можно заниматься, используя научно обоснованные и опробированные формулы лечебного или оздоровительного самовнушения со всевозможными жестами, позами, телоположениями и психотехниками.
«АЮРВЕДА»
Вспомогательное, фоновое лечение наиболее явно просматривается в близкой нам по нашему арийскому менталитету аюрведической медицине. Само слово «аюрведа» можно перевести как «жизневедение». Арии основные причины своих заболеваний и бед, вплоть до бессчастия, видели прежде всего в невежестве, в незнании законов природы, жизни, бытия. Тем более – в неведении причинно-следственных связей возникновения болезней, в отсутствии медицинских, санитарных и гигиенических знаний. Вот арии и составили сначала общие «Веды», а потом и прикладную лечебную «Аюрведу».
Отсюда пошли и наши отечественные ведуны, ведьмы, знахари, какие начинают любое лечение с разъяснения больному причин его болезни (предполагаемых или даже вымышленных), нагоняя порой страха, но и заверяя в непременном излечении. Так что ученый врач нацеливает больного на лечение, а народный – непременно на излечение.
Г. КАЦЕРИК