Все новости
ХРОНОМЕТР
9 Марта 2020, 20:00

Самоходки Великой Отечественной

К началу Великой Отечественной войны Красная Армия, имея большое количество танков – как легких и средних, так и тяжелых – и являясь, по сути, самой насыщенной танками армией Европы (а значит, и мира), практически не имела такого вида оружия, как самоходные артиллерийские установки (САУ).

При этом определенный опыт в разработке САУ в СССР уже был накоплен – в начале 30-х разрабатывалась целая серия самоходок. Некоторые проекты были как минимум авантюрными – так, под давлением Тухачевского разрабатывалась самоходка СУ-7 массой в 106 тонн. Ее веса не выдерживал ни один мост, САУ не могла действовать в населенных пунктах (габариты машины попросту не давали ей развернуться на улицах). Как бы то ни было, ни одна из самоходок в серию не пошла – на этих машинах, главным образом, отрабатывались новые технические решения.
Главные отличия САУ от танка заключаются в том, что у самоходки отсутствует вращающаяся башня (вместо нее у САУ неподвижная боевая рубка), а пушка или гаубица, которой вооружена установка, имеет ограниченные углы горизонтальной наводки (притом, что по вертикали ствол иногда может подниматься). Поэтому для того, чтобы произвести выстрел, САУ должна повернуться в сторону цели всем корпусом. Однако в силу своих конструктивных особенностей САУ допускает установку на одинаковой с танком базе более мощного орудия и нередко обладает более толстой броней. Предназначены самоходные артиллерийские установки в основном для решения двух главных задач – борьбы с вражескими танками (тогда они именуются истребителями танков) и прорыва обороны противника, уничтожения его долговременных оборонительных сооружений.
СОВЕТСКИЕ «СЮРПРИЗЫ»
Уже первые столкновения с немцами показали необходимость самоходных артиллерийских установок – в первую очередь самоходки требовались для борьбы с танками противника.
Однако Советский Союз в 1941 году оказался в слишком тяжелом положении, чтобы позволить себе распылять силы. Отвлекать технические кадры и ресурсы от производства танков для развертывания нового производства самоходок было опасно – вместо этого максимум усилий был приложен для того, чтобы снабдить войска танками.
Прошло больше года с начала войны, прежде чем в Красную Армию начали поступать первые самоходки. «Первой ласточкой» стала легкая самоходка СУ-76, вооруженная 76-мм орудием. Ее производство началось в конце 1942 года.
СУ-76 была предназначена для непосредственной поддержки действий пехоты и кавалерии. Чтобы не снижать объемы выпуска тяжелых и средних танков, для СУ-76 была выбрана база снимаемого с производства легкого танка Т-70.
Первый блин не вышел комом – СУ-76 хорошо проявила себя на поле боя. Самоходчики пожаловались лишь на то, что крыша у машины «неправильная» – стальной лист толщиной всего в 6-7 мм мог защитить далеко не от всякой пули, а проблем создавал много (росла загазованность боевого отделения и так далее). Поэтому в дальнейшем от крыши в СУ-76… отказались. Впрочем, броня вообще не была «сильной стороной» СУ-76 – даже в самой толстой детали, в лобовой части корпуса, ее толщина не превышала 35 мм. Зато небольшая и сравнительно легкая (всего 10,5 тонн) самоходка получилась маневренной и довольно быстрой – ее скорость при весьма слабом двигателе (2 «газовских» мотора по 70 л. с.) достигала 41 км/ч, чего было достаточно для выполнения боевой задачи. Совокупность всех этих достоинств обусловливала достаточно высокие боевые качества СУ-76, благодаря чему эта самоходка не только выпускалась до самого конца войны, но и стала второй по массовости боевой машиной Красной Армии, уступив только Т-34 (было выпущено более 14 тысяч СУ-76).
Положение должна была исправить новая СУ-85, которая уже осенью 1943 года начала поступать в войска. Разработанная в короткие сроки группой конструктора Л. И. Горлицкого самоходка, построенная на шасси Т-34 и вооруженная 85-мм орудием, прекрасно проявила себя в боях на территории Украины осенью 1943 года. Впоследствии – к лету 1944 года – СУ-85 была заменена новой машиной (кстати, одной из лучших самоходок Второй Мировой) – СУ-100, имеющей более мощное бронирование и вооруженной 100-мм орудием, переделанным из морской зенитки и обеспечивавшим снаряду огромную начальную скорость. В СССР СУ-100 выпускалась до 1948 года, после чего ее производство было перенесено в Чехословакию.
Вообще 1943 год был годом «больших премьер» для советских самоходных артустановок – и годом больших сюрпризов для немцев… Одним из таких больших – причем больших во всех смыслах – сюрпризов стало появление на фронте весной 1943 года тяжелых самоходных установок СУ-152, серийное производство которых началось в феврале. Эти САУ, построенные на базе танка КВ-1С и оснащенные 152-мм гаубицей, выпускались сравнительно небольшой серией – в 1943 и начале 1944 гг. было изготовлено 620 машин – но прекрасно зарекомендовали себя на поле боя.
«Звездным часом» СУ-152 стала грандиозная битва на Курской дуге. Бойцы присвоили этим САУ примечательное имя «зверобой» – за то, что мало кому из немецких «Тигров» и «Пантер» удавалось выйти из поединка с СУ-152 «живыми». Но останавливаться на достигнутом конструкторы советских самоходок не собирались. Сразу же после появления нового тяжелого танка ИС-1 возникла идея создания на его базе самоходной артиллерийской установки. Разработана самоходка была очень быстро – если сам танк ИС-1 был принят на вооружение поздней осенью 1943 года, то к концу этого же года армия получила 35 новых самоходок ИСУ-152 на его базе. Вооруженная 152-мм гаубицей-пушкой, эта самоходка была неплохо бронирована и достаточна подвижна.
В самом начале 1944 года на той же базе танка ИС-1 была создана еще одна самоходка – ИСУ-122, которая соответствовала ИСУ-152 практически по всем характеристикам и отличалась только иной артсистемой: в рубке ИСУ-122 была установлена мощная пушка калибром 122 мм. Производство этих тяжелых машин было прекращено к концу войны – всего было выпущено более 2800 ИСУ-152 и более 2400 ИСУ-122. Особенно хорошо себя эти машины проявили в последней грандиозной битве Великой Отечественной – взятии Берлина.
ЧЕМ ВОЕВАЛИ СОЮЗНИКИ
Британия произвела очень небольшое количество САУ – в общей сложности менее 800 машин «Бишоп» и «Арчер» на базе своего самого массового танка «Валентайн» (довольно удачного, но слабо вооруженного). Вместо собственных САУ англичане предпочитали использовать американские и канадские самоходки. Правда, в 1943 году британские конструкторы представили на суд военных штурмовую самоходку «Черепаха». Толщина брони САУ достигала 229 мм, но вооружение не соответствовало остальным показателям машины – она была оснащена пушкой калибром 94 мм. Самоходка большого впечатления на военных не произвела, и строилась «Черепаха» поистине черепашьими темпами – за пять лет (до 1947 года) было произведено лишь 6 машин.
Американцы в производстве самоходок добились больших успехов, чем англичане. Промышленность США выпускала множество различных САУ – истребители танков М10 и М36, самоходки артиллерийской поддержки М7, М40 и М43, зенитные САУ М15 и М16. Поставлялись американские самоходки и в СССР.
Приведем цитату из книги М. Хастингса «Операция «Оверлорд»:
«…Английский офицер-танкист в июне 1944 года во Франции записал разговор со своим полковым адъютантом.
– Что у немцев самое важное?
– «Пантеры». «Пантера» может проткнуть «Черчилля» (один из наиболее массовых британских танков, поступал и в Красную Армию, но нашим танкистам не нравился, да и англичане нередко именовали его «проклятым ящиком» – Д. Л.), как масло, за целую милю.
– А как «Черчилль» может поразить «Пантеру»?
– Когда произойдет непосредственное соприкосновение, наводчик попытается произвести выстрел в ставень амбразуры вражеского танка ниже орудия.
– Кому-нибудь это удалось?
– Да. Дэвису из эскадрона С. Он теперь в тылу в штабе, пытается восстановить нервы.
– А как «Черчилль» может поразить «Тигр»?
– Как считают, нужно подойти на расстояние двухсот ярдов и выстрелить через перископ.
– Кому-нибудь это удалось?
– Нет».
И английские, и американские танки имели сравнительно слабое вооружение, и на равных бороться с немецкими танками не могли. Не удивительно поэтому, что основную роль в борьбе с немецкими танками союзники отводили авиации и самоходкам – истребителям танков.
Американцы же построили и самую большую самоходку в истории Второй Мировой – Т28 боевой массой 88 тонн. Самоходка была оснащена 105-мм пушкой и имела броню небывалой толщины – в лобовой детали она достигала 305 мм. Впрочем, в серию самоходка не пошла.
ВРАГ АТАКУЕТ
Немцы по количеству типов принятых на вооружение САУ оставили позади все страны-участницы Второй Мировой – число видов самоходок, созданных немцами и их союзниками, перевалило за двадцать. Рассказать обо всех (и даже просто упомянуть) нет никакой возможности, поэтому остановимся только на самых примечательных образцах.
Другая массовая германская САУ – StuGIII (Sturmgeschutz III). Они создавались как штурмовые орудия, но уже в 1942 году, ввиду недостатка средств противотанковой обороны, «штурмгешюцы» вынуждены были взять на себя и функции борьбы с советскими танками – для этого машины оснастили длинноствольными 75-мм пушками и навесными экранами для защиты от кумулятивных снарядов. Тогда же, в 1942 году, были разработаны еще две модификации StuGIII – со 105-мм гаубицей и 150-мм орудием. Выпускались StuGIII до конца войны.
Интересным образчиком является штурмовая САУ «Штурмтигер» на базе танка «Тигр». Созданные для уничтожения укреплений и боя в условиях города, тяжело бронированные «Штурмтигеры» были вооружены пусковыми установками ракет калибром 380 мм, несущих 125 кг взрывчатки. Впрочем, «Штурмтигер» был «редким зверем» – всего было изготовлено 18 САУ.
Но наиболее широко известным среди немецких САУ, наверное, является истребитель танков «Фердинанд» (который иногда, кстати, ошибочно называют танком). Без упоминания об этих машинах не обходятся многие художественные произведения, посвященные Великой Отечественной. Это само по себе интересно – ведь выпущено «Фердинандов» было очень немного, всего… 88 штук, причем почти половина из них, 39 машин, были «выбиты» в июле 1943 года в боях на Курской дуге. Имя «Фердинанд» машины получили в честь конструктора, Фердинанда Порше, хотя официально САУ назывались «Элефант». То, что нашим солдатам и танкистам из всех немецких САУ запомнился именно «Фердинанд»-«Элефант», объясняется просто – тяжелое бронирование (до 200 мм в лобовых деталях) обеспечивало ему достаточную защиту, а мощная 88-мм пушка, к сожалению, позволяла поражать практически все советские танки на значительном расстоянии. Зафиксированы случаи поражения танков даже на дистанциях в 4-5 км, что и сейчас является хорошим показателем.
И, наконец, несколько слов о самой тяжелой серийной боевой машине Второй Мировой – немецком истребителе танков «Ягдтигер». Эта машина боевой массой в 70 тонн была создана на базе «Королевского тигра», но превосходила его как по защищенности (лоб боевой рубки – 250 мм), так и по вооруженности – «Ягдтигер» получил 128-мм зенитку. Производство самоходки было начато в июле 1944 года, и до конца войны построили 77 машин. И хотя «Ягдтигер» имел свои недостатки, он был грозным соперником.
К концу войны немцы сильно сократили производство танков – производственные мощности были переориентированы на выпуск истребителей танков и штурмовых орудий. Однако даже такой шаг не помог немцам остановить победный натиск советских танковых армий.
Д. ЛАПИЦКИЙ
Читайте нас: