Ценность культуры и малой родины
Все новости
ХРОНОМЕТР
5 Марта 2020, 20:31

Наш товарищ пулемёт

К 75-летию Великой Победы Одним из основных видов вооружения пехоты, существенно увеличивающих ее огневую мощь, с рубежа XIX-XX веков являются пулеметы. Можно выделить три основных типа пулеметов – ручные (под винтовочный или промежуточный патрон, переносимые одним человеком), станковые (пулеметы как винтовочного, так и крупного – от 12,7 до 15 мм – калибра) и единые (пулеметы винтовочного калибра, могут использоваться как в качестве ручных, так и в качестве станковых, но весят больше ручных). В Великую Отечественную войну Красная Армия вступила, имея на вооружении несколько систем пулеметов.

ПУЛЕМЕТЫ РУЧНЫЕ…
Первый отечественный ручной пулемет, принятый на вооружение Красной Армией, был создан конструктором В. А. Дегтяревым (кстати, совсем недавно отмечалось 125 лет со дня рождения этого выдающегося оружейника). Интересно, что работать над созданием пулемета конструктор начал по собственной инициативе.
22 июля 1924 года первый опытный образец пулемета был представлен на испытания. Комиссия осталась довольна увиденным, и среди прочих достоинств пулемета (оригинальность идеи, скорострельность, простота в обращении) особо отметила безотказность его работы. Дегтяреву рекомендовали изготовить три экземпляра пулемета и представить для испытаний на оружейном полигоне.
Все детали оружия были изготовлены Дегтяревым лично, собственными руками, и поздней осенью 1924 года конструктор представил пулемет Государственной комиссии под председательством С. М. Буденного.
Однако произошел конфуз – «безотказный» пулемет сломался во время испытания на живучесть: вышел из строя боек. Впрочем, комиссия высоко оценила пулемет, и после дополнительных испытаний (которые прошли прекрасно) было принято решение о необходимости принятия пулемета на вооружение Красной Армии, что и произошло в конце 1927 года. Пулемет Дегтярева, поступавший в стрелковые подразделения, именовался ДП (Дегтярева пехотный). ДП, неприхотливый и надежный, очень хорошо зарекомендовал себя во время войны – не зря оружейник Федоров назвал этот пулемет «произведением искусства».
Темп стрельбы и скорострельность ДП в целом соответствовали показателям, обычным для ручных пулеметов того времени – при темпе стрельбы в 500-600 выстрелов в минуту пулемет обеспечивал практическую скорострельность в 100-150 выстрелов в минуту. Преимуществом перед европейскими пулеметами была сравнительно высокая емкость магазина ДП – 47 патронов (у европейских пулеметов того времени магазин был рассчитан обычно на 20-30 патронов). Однако дисковые магазины ДП были более громоздкими и тяжелыми (снаряженный магазин весил около 3 кг), чем коробчатые магазины западных пулеметов.
В 1944 году в войска начал поступать еще один ручной пулемет конструкции Дегтярева – РПД. Он был разработан под новый промежуточный патрон образца 1943 года (этот же патрон применялся в карабине Симонова СКС-45 и автомате Калашникова АК-47). Пулемет обладал вместительной патронной коробкой на 100 патронов и был сравнительно легок.
Пулемет имел хорошие характеристики и заметно превосходил ДП, однако его использование в войсках во время Великой Отечественной носило скорее характер широких испытаний, нежели масштабного применения. РПД состоял на вооружении Советской Армии до 60-х годов, когда был заменен ручным пулеметом Калашникова.
…И СТАНКОВЫЕ
Самый известный среди «станкачей» – это, конечно же, пулемет системы американского инженера Хайрама Максима, который в нашей стране знают просто как «максим».
Его история началась еще в конце XIX века, он активно применялся в многочисленных колониальных войнах и в Первую Мировую войну, а в Гражданскую стал своеобразным символом. Несмотря на то что в годы Великой Отечественной этот пулемет можно было отнести к устаревшим, он все еще являлся широко распространенным оружием.
Кстати, незадолго до войны в СССР разрабатывался интересный проект, «главным действующим лицом» которого был именно пулемет «максим». Предполагалось создать автоматическое оборонительное сооружение – дот, не требующий непосредственного присутствия человека. Под стальным или бетонным колпаком монтировался пулемет «максим», управление которым осуществлялось посредством телемеханики из удаленного командного пункта. При наступлении пехоты врага «максим», закрепленный на подвижном станке, открывал огонь, накрывая свинцовым шквалом довольно большую площадь. Существовал и проект автоматического дота, оснащенного огнеметом. Однако ни один из этих проектов реализован не был.
Интересно, что «максим» пытались переделать и под ручной пулемет. Работы велись под руководством конструктора Токарева. Пулемет облегчили, водяное охлаждение заменили воздушным – однако к тому времени уже появился ДП, и работы по доводке ручного «максима» были свернуты. Впрочем, было ясно, что особенно удачным этот переделанный пулемет не будет.
Конечно, пулеметы «максим», стоявшие на вооружении нашей армии во время войны, несколько отличались от тех «максимов», что встали в строй почти полувеком ранее – к 40-м годам «максимы» были дважды модернизированы, получили удобный колесный станок конструкции Владимирова. Производство пулеметов было хорошо освоено на Тульском оружейном заводе. И хотя пулеметы «максим» оставались громоздкими, тяжелыми, не очень скорострельными, низкотехнологичными, они сыграли очень большую роль в войне. Пулеметы «максим» широко использовались в пехотных частях, а также применялись в качестве оружия ПВО. К сожалению, скорострельных малокалиберных автоматических зенитных пушек отечественная промышленность во время войны не производила (упор был сделан на крупнокалиберные стационарные зенитные пушки), попытка скопировать 20- и 37-мм зенитные автоматы фирмы «Рейнметал-Борзиг» успехом не увенчалась, а поставки подобного оружия от союзников (например, зенитных автоматов «эрликон») были крайне ограничены. Поэтому спаренные или счетверенные установки пулеметов «максим», смонтированные в кузовах автомашин, в начале войны нередко были единственным (и, признаем, не очень эффективным) средством защиты войск на марше от атак с воздуха.
Конечно же, в СССР были попытки заменить «максим» более совершенным станковым пулеметом. Но предлагавшийся в качестве замены станковый пулемет Дегтярева (также винтовочного калибра) ДС-39 ожиданий не оправдал. Несмотря на определенные достоинства и интересные особенности – например, пулемет мог менять темп стрельбы, увеличивая его с 600 до 1200 выстрелов в минуту, – ДС-39 имел многочисленные недостатки (в частности, патрон часто разрывался в ствольной коробке, пулемет заклинивало, оружие оказалось не слишком надежным при работе в сложных условиях). Доводка пулемета требовала времени, а как раз его-то уже и не было. Поэтому в 1941 году было принято решение выпуск ДС-39 прекратить (впрочем, эти пулеметы, пусть и в небольшом количестве, все же принимали участие в войне, «пережив» даже бои на Курской дуге, – всего их было выпущено около 10 с половиной тысяч единиц).
Впрочем, чуть позже в СССР был создан еще один станковый пулемет калибра 7,62 мм, получивший во второй половине войны широкое распространение, – это был СГ-43 (станковый пулемет системы Горюнова образца 1943 года). СГ-43 был надежнее ДС-39 и гораздо легче и удобнее в обращении (и технологичнее), чем «максим».
После войны – примерно до середины 60-х годов – пулеметами Горюнова оснащалась практически вся отечественная бронетехника. Впоследствии пулеметы Горюнова были заменены пулеметами Калашникова разных модификаций. Однако и по сей день пулеметы Горюнова остаются на вооружении армий многих стран мира.
ПУЛЕМЕТЫ-ТЯЖЕЛОВЕСЫ
Тяжелые пулеметы, которые без станка (колесного или треножного) использовать практически невозможно – это «особая статья». Они предназначены для решения сразу нескольких задач: борьба с легкобронированными целями, поражение легких укрытий, противовоздушная оборона и уничтожение живой силы противника. Это оружие предназначено для качественного усиления пехотных подразделений.
Самый, пожалуй, известный из советских тяжелых пулеметов периода Великой Отечественной – это крупнокалиберный пулемет ДШК.
Конструкция пулемета была разработана Дегтяревым, однако пулемет страдал большим количеством недостатков, которые были устранены другим конструктором, Шпагиным. Шпагин же перевел пулемет на ленточное питание (поначалу пулемет комплектовался тяжелыми и громоздкими магазинами на 30 патронов). По первым буквам фамилий конструкторов пулемет и получил свое название – ДШК, пулемет Дегтярева-Шпагина крупнокалиберный.
Пулемет был создан под советский патрон калибром 12,7 мм – при этом нужно учесть, что советский патрон по своей мощности превосходит английские и американские («Виккерс» и «Браунинг») патроны такого же калибра.
С колесным станком снаряженный пулемет ДШК весит более 140 кг. При этом вес самого пулемета лишь 38 кг (с лентой на 50 патронов – 47 кг), тогда как вес станка – около центнера.
Еще более «упитанным» оказался другой пулемет – КПВ (крупнокалиберный пулемет Владимирова), принятый на вооружение в годы войны: с колесным станком снаряженный пулемет КПВ весит 161 кг. Но этот солидный вес с лихвой компенсируется достоинствами оружия. Достаточно скорострельный (60-80 выстрелов в минуту для пулемета калибром в 14,5 мм – хороший показатель), способный поражать цели на расстоянии до двух километров, КПВ являлся серьезным «аргументом» на поле боя. Большое значение КПВ имел как пулемет ПВО и как оружие огневой поддержки пехоты (в таком варианте он именовался ПКП – пехотный крупнокалиберный пулемет). Бронебойные патроны к пулемету КПВ, пробивающие 30 мм стальной брони на расстоянии до полукилометра, использовались в качестве боеприпасов к противотанковым ружьям конструкций Дегтярева и Симонова – ПТРД и ПТРС. Использовались КПВ и для контрснайперской борьбы – после попадания из КПВ от вражеских снайперов оставались лишь пятна крови и клочья одежды. Бронещитки, которыми снаряжались снайперы, от пуль КПВ не спасали.
Пулеметы ДШК и КПВ остаются на вооружении армий многих стран мира и по сей день.
Завершая разговор об отечественных пулеметах, нельзя не вспомнить еще об одном из них. Речь идет об авиационном пулемете ШКАС (пулемет системы Шпитального-Комарицкого авиационный, скорострельный) – оружии по-своему уникальном. Этот пулемет был основным вооружением советских боевых самолетов 30-х – начала 40-х годов. Разработанный под стандартный винтовочный патрон калибром 7,62 мм, он отличался огромным темпом стрельбы – 1800 выстрелов в минуту. Позже пулемет был усовершенствован, и темп стрельбы этого пулемета, названного «ультраШКАС», возрос до 3500-4000 выстрелов в минуту (а были еще и спарки «ультраШКАСов» с темпом стрельбы до 6 тысяч выстрелов в минуту) – очередь в буквальном смысле разрубала цели пополам! Впрочем, уже в конце 30-х эффективность пулемета заметно снизилась – калибр для новых условий был все же маловат. Однако до сих пор, хотя прошло почти 70 лет, рекорд скорострельности «ультраШКАСов» остается непобитым – это, по всей видимости, технический и механический предел для одноствольных пулеметов. К слову, темп стрельбы современных многоствольных пулеметных и пушечных систем – например, отечественных комплексов «Кортик» и «Палаш» – может достигать 10-15 тысяч выстрелов в минуту, но в расчете «на ствол» (которых обычно шесть) их показатели все равно ниже, чем у пулемета «ультраШКАС». Впоследствии на основе пулемета ШКАС были созданы еще два вида авиационного оружия – крупнокалиберный пулемет (12,7 мм) и авиационная пушка ШВАК калибром 20 мм (ее темп стрельбы достигал 800 выстрелов в минуту).
Повышение огневой мощи советских стрелковых частей и специальных сил (десант, морская пехота) стало одной из важных задач, поставленных перед отечественной промышленностью в годы войны. С этой задачей промышленность СССР справилась – и немалую роль в этом сыграло увеличение количества выпускаемых пулеметов.
Д. ЛАПИЦКИЙ.
Читайте нас: