По ком звучит набат
Все новости
ХРОНОМЕТР
26 Февраля 2020, 12:19

Доброе утро, Белокатайский район

Заветные тайны... Святые места...Случайна ли, тайна ли, та красота,Когда родники на рассвете,Поют и смеются… как дети?Если говорить о чудесах Белокатайского района, нельзя не упомянуть о святом источнике «Девятая Пятница».Этот источник назван в честь иконы святой Девы Марии, найденной у родника. Родник находится в 4 км от Новобелокатая, на восточном склоне горы Соколиная, между населенными пунктами Новый Белокатай и Соколки в девятую пятницу, считая от Святой Пасхи. С тех пор этот день в районе называют праздником Девятая Пятница.

Существует несколько легенд о чудотворном источнике. Одна из них гласит, что у родника ночью стало наблюдаться свечение. И лишь при обследовании родника была найдена икона Богоматери.
Другая легенда гласит, что много веков назад, на девятой неделе после Пасхи, крестьянин поранил ногу и подошел к роднику смыть грязь и кровь. Не успел он дотронуться до воды, как увидел в зеркале воды отражение Табынской Божьей Матери. А рана его тут же затянулась и зарубцевалась.
На территории «Девятая Пятница» находится 4 родника. Самый большой родник, в тихую безветренную погоду, слышно, как звонко журчит, и он называется «живым», люди пьют из него воду, и он дает силы. Три остальных родника – они «мертвые», тихие, беззвучные, если умыться их водой – заживают все ранки. Говорят: «Если умыться сначала «мертвой» водой, а затем «живой» можно излечить угревую сыпь, а если попить в такой же последовательности, то можно вылечить болезни желудка.
Православная Церковь считает это место тоже святым, Церковь совершает два раза в год Крестный ход на родник «Девятая Пятница», проводит молебен: в Крещение Господня и после Пасхи на девятую неделю.
В последние годы жительница села, глубоко верующий человек Будакова Галина Петровна занимается обустройством территории «Девятая Пятница»: построена купальня, выложены подходы к воде плиткой, отремонтирована лестница, установлена мраморная плита с образом Богородицы.
Состав воды в «Девятой Пятнице» имеет небольшое количество серебра, поэтому она может храниться долго, не прокисать.
Об этом роднике односельчане слагали стихи и песни.
Ну, а если запечалиться,
Нам кручина не страшна.
Тот родник с Девятой Пятницы
Душу исцелит сполна.
В. Декало
Уже почти четыре века,
К Девятой Пятнице народ
За исцелением Господним,
К святому роднику идет.
Е. Миндиярова
Поют ручьи Девятой Пятницы,
Как будто молятся за нас
А мы к воде святой склоняемся,
И просим, чтоб Господь нас спас!
В. Миндияров
Не раз писали о святом источнике на страницах районной газеты «Новый Белокатай», в том числе краевед Медведев Василий Федорович.
Это место по праву можно назвать «Жемчужиной Белокатайского района», там постоянно многолюдно, люди привыкли пить воду из чистейшего родника. Ведь чудесная водица дает людям исцеляющие и бодрящие силы.
Визитная карточка района
Муниципальное образование Белокатайский район Республики Башкортостан – с большим и богатым прошлым, с красивейшей природой, прекрасным воздухом, хорошей экологией.
Район расположен на северо-востоке Республики Башкортостан и граничит с Кигинским и Мечетлинским районами республики, Артинским районом Свердловской области, Нязепетровским и Кусинским районами Челябинской области.
Расстояние до столицы республики – около трехсот км, примерно такое же расстояние до городов Екатеринбург и Челябинск. Автодороги Новобелокатай-Верхние Киги и Новобелокатай-Карлыханово-Большеустьикинское связывают район с автомобильными магистралями республиканского значения. В селе Ургала проходит железная дорога, магистральный газопровод Челябинск – Петровск.
Общая площадь района составляет 3037 кв.м., протяженность с севера на юг и с запада на восток более 100 км. В состав района входят 46 населенных пунктов 13 сельских поселений.
Территория района расположена в междуречье Уфы и нижнего течения Ая, на высоте 300–400 м над уровнем моря и сильно расчленена речными долинами и логами. Восточная часть занята системой передовых хребтов западного склона Урала. Преобладают серые и темно-серые лесные почвы, а в юго-восточной части – серые и темно-серые горно-лесные почвы. Распространены смешанные леса, занимающие 46,8 % территории района. Организованы Карлыхановский и Белокатайский заказники по охране бобра, норки, выдры и других охотничье-промысловых видов животных и птиц.
На территории района выявлены залежи песчаников (Новобелокатайское), кирпичной глины (Атаршинское), песка, песчано-гравийных материалов (Карлыхановское), агрономических руд: известняка, гажи известковой, торфотуфов (Аксаганское), часть которых используется для местных нужд.
Район сильно расчленен речными долинами и логами. Протекают крупные реки Ай, Большой и Малый Ик, Вас-Елга. Немало мелких рек.
Район обладает значительными земельными ресурсами, запасами леса и другими природными богатствами, но главное богатство – это люди, полные идей и стремления сделать район еще краше, привлекательнее. Издревле в мире и согласии здесь живут башкиры, русские, татары, представители других национальностей. Сегодня численность населения района составляет около 20 тыс. человек.
Символика
На флаге в зеленом поле тамга башкирского рода Катай (тамга в виде опрокинутой золотой дуги просеченной зеленью), из которой возникает серебряная с золотыми рогами лосиная голова, символизирующая животное рода бала-катай – лось («мышы»).
История района
Район образован 20 августа 1930 года, когда, согласно постановлению президиума ВЦИК, было ликвидировано разделение Башкирской Автономной Республики на кантоны и образовано 48 районов.
На территории района расселены потомки древнейших башкирских родоплеменных объединений: балакатайцев, олокатайцев, айлинцев, дуванцев, кошсинцев.
В кантонную эпоху (1798–1865 гг.) башкиры являлись военно-служилым сословием, и их главной обязанностью было несение пограничной службы, а также участие в войнах. Каждый год по очереди отправлялись конные башкиры на Оренбургскую пограничную линию, где охраняли государственную границу от набегов степных кочевников, сопровождали почту и грузы, строили укрепления и т. д.
В 80-е годы XVIII века с севера, из Пермской губернии, в Белокатайский край хлынул поток русских крестьян-переселенцев. Они основали села и деревни, первыми из которых были Емаши, Ногуши, Старый и Новый Белокатай. Жителям Белокатайского края довелось пережить немало крупных, поворотных событий, в которых они принимали непосредственное участие.
На территории современного района в начале XX века существовало около 150 населенных пунктов с населением более 40 тысяч человек. По уровню развития сельского хозяйства, традиционными отраслями которого были полеводство и скотоводство, Белокатайский край в начале XX века представлял собой преуспевающий аграрный регион с обилием земель.
Уникальный архитектурный памятник находится в селе Карлыханово по улице Советская, 81 – это старое здание школы. Это было одно из первых зданий народных училищ на северо-востоке Башкирии. На возвышенности, в центре села и напротив церкви, на средства земств и уездной Земской Управы Златоустовского уезда началось строительство здания под школу. Здание построено в 1902 году из красного кирпича в стиле неоклассицизма строгой прямоугольной формы, толщина стен 85 сантиметров, окна выполнены в традиции русского зодчества и с двойными арками.
Здание было одноэтажное и называлось двуклассное училище. Строительство было начато в 1896 году и было вторым по северо-востоку Башкирии после Тастубинского в Дуванском районе. При постройке здания и открытии училища большое участие принимал Федор Львович Брагин – староста села Карлыханово, который до самой революции был его попечителем. Подрядчиком был Комин Роман Дмитриевич. В классных комнатах разместились ученики Карлыхановского двухклассного училища. А в 1904 году училище сделало первый выпуск, который окончило 12 человек.
Перед зданием – большая площадь, есть место для игр ученикам школы. Первым учителем был Смирнов Михаил Андреевич. Он со своими учениками в первый же год засадил деревьями площадь вокруг школы. В саду были посажены пихты и сосны, липы и березы, по краям сад обрамляли сирени и акации. Сад был посажен по специальному плану и представлял собой маленький учебный ботанический сад. Это была не просто школа, а культурный образовательный центр. Учителя и ученики проводили большую просветительскую деятельность среди безграмотного населения жителей села Карлыханово и ближайших сел.
В 1917 году школа переименована в школу второй ступени. Здание уникально и действительно его можно отнести к архитектурным памятникам и назвать его одним из чудес Белокатайского района, так как в 1918 году в здании школы размещался штаб Ногушинского партизанского отряда. На здании школы прикреплена мемориальная доска.
В 1940 году Карлыхановская неполная средняя школа была реорганизована в среднюю школу. В 1943 году состоялся первый выпуск Карлыхановской средней школы, которую окончили одиннадцать человек.
С 1945 года по 1954 год в здании школы размещался детский дом. В 1958 году к зданию сделали пристрой из дерева. С 1960 года здание двухэтажное и по форме напоминает букву Г.
С 1967 года в школе начинает работать Музей Боевой и Трудовой славы.
А в 1976 году при школе был создан филиал СПТУ с хорошей материальной базой. Общая площадь здания составляет 502 кв. метра.
Сейчас в старом здании школы размещается исторический музей. Площадь музея 120 квадратных метров, в музее более 3 тысяч экспонатов. Экспонаты размещены в 6 залах, которые посещают учащиеся школы, жители села и гости из разных уголков нашей страны.
Эх, гуляй, Белокатай!
И еще Белокатай, можно сказать, является родиной русской песни в Башкирии. Здесь ежегодно проводится Межрегиональный праздник русской песни и частушки.
В прошедшее лето в пятнадцатый раз собрал Белокатай самодеятельных и профессиональных исполнителей, любителей русской песни. На праздник съехалось более 400 участников из самых разных городов и районов Башкирии, а также из Свердловской, Челябинской, Волгоградской областей – всего 17 солистов и 37 коллективов.
Яркий, красочный, многожанровый праздник русской песни и частушки длился целых три дня. Сколько было задора, улыбок, сколько ярких выступлений увидели зрители, многие из которых не могли усидеть на месте и пускались в пляс.
Березовая роща на горе у села Новобелокатай напоминала в эти дни веселую ярмарку, каких немало устраивали в старину. К назначенному часу сюда шел и ехал народ, чтобы повеселиться, отдохнуть, прикупить гостинцев, повидать земляков, приветить гостей. Раскинулись на приволье торговые ряды во всю ширь. Столы ломились от пирогов и пампушек, вкусно дымились мангалы, в котлах булькала наваристая лапша. Вся округа наполнена музыкой, кажется, что поет сама природа.
Рядом разбита старинная деревня. Стилизованные избы с резными фронтонами и наличниками убраны внутри домоткаными коврами, украшены вышивкой, деревянной посудой, цветами... Во двориках, русских и башкирских, расположилась выставка народных промыслов. Сегодня белокатайские мастера-прикладники с большим вниманием вглядываются в искусство своих предков, мудрое и прекрасное, возрождают старинные ремесла – например, ткачество. В экспозиции были представлены тканные на старинных станках рушники, полотенца и половики карлыхановских мастериц. Их изделия отличаются легкостью, благородством фактуры, теплотой, изящной вышивкой. В национальных подворьях гости праздника смогли познакомиться с историческими и культурными традициями русских и башкир, их жизненным укладом, принять участие в мастер-классах по декоративно-прикладному искусству, поучаствовать в народных играх.
Здесь же, на горе, прошел заключительный этап праздника, ему предшествовал конкурс самодеятельных коллективов и солистов в районном Дворце культуры. Популярность этого конкурса раз от раза растет, желающих участвовать в нем становится все больше.
Прямая речь
Масхут МИНИГАЛИН, глава администрации Белокатайского района:
– Народная культура всегда была одной из основных составляющих нравственного облика жителей района, его исторической памятью, наполняла глубоким содержанием всю его жизнь. Считаю, что этот замечательный праздник важен во всех смыслах. Не только потому, что он укрепляет межнациональное сотрудничество, но и потому, что вселяет в людей радость – радость красоты, радость мира, в котором мы живем, радость общения.
Раиль АСАДУЛЛИН, председатель Комитета Государственного Собрания – Курултая РБ по образованию, культуре, молодежной политике и спорту:
– Я бывал на многих подобных мероприятиях, но то, что происходит в Белокатае, заставляет гордиться нашей русской культурой. Здесь поет не только республика, но и страна. В песнях, исполняемых здесь, столько озорства, задора, юмора! Не зря говорят, что русская песня заставляет жить и творить. Этот уголок республики собрал лучших исполнителей, а русская песня объединяет людей разных национальностей. Сегодня Россия, как никогда, нуждается в таких праздниках, ибо через песню выражаются и сила духа, и любовь к Отечеству.
Подготовил Виктор КАРЕЛИН
Читайте нас: