Е. М. Петров одним из первых серьезно обратился к проблеме пчеловодства и бортничества в Башкортостане. Он в своей книге на основе многолетних научных исследований рассматривает уникальные свойства лесной башкирской бортевой пчелы, как опытный пчеловод дает рекомендации, вносит ряд предложений для дальнейшего развития отрасли. Уверена, что книга будет интересна не только для начинающих пчеловодов, биологов, но и для историков и всех интересующихся историей края.
Из книги Е. М. Петрова я для себя уяснила, что пчеловоды – это фанаты, глубоко привязанные к своему ремеслу, призванные быть ими не по долгу, а по зову сердца. Евгений Михайлович – настоящий фанат своего дела. Он как организатор Прибельского филиала Башкирского Госзаповедника проделал гигантскую работу по сохранению оказавшейся на грани полного исчезновения лесной (бурзянской) бортевой пчелы. За девять лет (1959-1968) усилиями филиала было заселено пчелами 500 (!) бортей. В результате численность семей в бортях возросла в четыре, а общая численность бортевых семей – в 15 раз. На территории заповедника были построены 3 стационарных пасеки с пасечными домами, зимовниками. Наряду с освоением бортей, были выявлены новые данные о башкирской пчеле, которые еще более укрепили утверждение об ее уникальности.
Е. Петров хранит в памяти интересный случай, можно сказать, судьбоносный, произошедший с ним в Бурзянском районе. Когда они вместе с Г. И. Чиглинцевым как молодые специалисты по пчеловодству, окончившие Юматовский пчеловодный техникум, прибыли в заповедник, башкиры подозрительно отнеслись к чужакам и ни под каким предлогом не шли на контакт. Необходимо было найти общий язык с населением, и прежде всего – с бортниками. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В одной глухой деревушке, затерянной в лесах, не могла разрешиться от бремени молодая женщина, жизнь которой буквально висела на волоске. Не теряя ни минуты, Петров послал за фельдшером, который провел сложную операцию и спас женщину: «Несмотря на то что мое участие было ограничено акушерством, спасение женщины – матери семерых детей – население приписало мне». Жители деревни по достоинству оценили решительность и в какой-то степени храбрость Петрова. Порою незамедлительное волевое решение спасает жизнь. После этого случая бортники стали откликаться на просьбы и во всем оказывали помощь, что повлияло на дальнейшую деятельность Петрова.
ИЗЛЮБЛЕННОЕ ЗАНЯТИЕ БАШКИР
Пчеловодство в традиционном хозяйстве башкир с их полукочевым образом жизни наряду с охотой, рыболовством занимало важное место. Башкиры приохотились к этому промыслу в раннем средневековье, но есть предположения, что и в более раннее время.
Благоприятные природно-климатические условия, богатая и своеобразная растительность способствовали развитию пчеловодства и бортничества в Башкортостане. О важности бортничества в экономике башкир свидетельствует тот факт, что мед входил в состав товаров, выплачиваемых башкирами русскому правительству в качестве ясака. В шежере минских башкир в 1567 г. написано: «Ясак, который платили милостивому великому царю, – сто семьдесят одна куница, восемнадцать батман меда». В «Книге Большому чертежу», изданной в 1627 г., говорилось: «...от устья реки Белой по обеим сторонам вверх и ее притокам – Уфе и другим – до Уральских гор все живут башкиры, а кормит их мед, зверь и рыба, а пашни не имеют».
Первое описание о пчеловодстве на Южном Урале в «Трудах Вольного экономического общества» дал русский историк, первый член-корреспондент Российской академии наук П. И. Рычков в статье «О содержании пчел». Он писал следующее: «...едва ли сыщется народ, который мог бы превзойти башкир в пчелиных промыслах».
Башкиры готовили дупла или искусственные дупла-борти, которые заселялись пчелами. Дупленицы, как и борти, являлись личной собственностью. На каждой из них ставилась тамга – знак собственности владельца. Борти испокон веков переходили по наследству: от родителей к детям, от дедов – к внукам. В документах XVII-XVIII вв. содержатся сведения о том, что некоторые башкиры имели до 600 и более бортей.
Но с освоением Русским государством башкирских земель, с истреблением лесов, строительством заводов и сокращением вотчинных угодий бортевое пчеловодство постепенно приходит к упадку. Коренное население было вынуждено приспосабливаться к новым условиям и, идя в ногу со временем, медленно переходить от бортевого пчеловодства к пасечному.
Под влиянием башкир пришлое русское и нерусское население в начале XIX в. начало приобщаться к пчеловодству. По письменным источникам известно, что на Руси пчеловодство существовало еще в X в. и уже в это время занимало в хозяйстве не последнее место. Но пчеловодство у русского населения не имело такого широкого распространения, как у башкир. «Наряду с башкирами обзаводилось пчелами и пришлое население, поселившееся на свободных землях, а также лесопромышленники, располагавшие большей возможностью иметь крупные колодные пасеки. Например, по свидетельству А. Юрьева, к 1875 г. только лесопромышленники Куликовы имели у себя на пасеках 2000 пчелиных семей» (Е. М. Петров). Так постепенно традиции аборигенов стали входить в обиход пришлого населения.
ПЧЕЛА – УНИКАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ
Это вовсе не преувеличение. Пчелы своим неутомимым трудом добывают для нас ценный пищевой и лечебный продукт – мед. Помимо этого, пчелы являются важной составной частью экосистемы и оказывают огромное влияние на развитие сельскохозяйственных культур, на повышение урожайности.
По свидетельству видных специалистов, башкирские пчелы обладают удивительными свойствами.
Г. А. Кожевников, первый исследователь башкирской пчелы, по итогам экспедиции на Южном Урале (1928) писал: «В бортях Башкирии мы имеем остаток первобытной европейской темной пчелы, которая в настоящее время представляет с точки зрения генетики величайшую драгоценность. Ее надо всемерно беречь от метизации и на ней основывать массовое разведение коренной среднеевропейской пчелы, которая тысячелетним отбором в жестокой борьбе за существование среди суровой горной природы выработала в себе выносливость и устойчивость...». Кстати, к месту будет отмечено, что именно Кожевников является инициатором создания в Бурзянском районе Башкирского государственного заповедника.
Е. М. Петров отмечал: «По результатам исследований Кожевников пришел к выводу, что бортевые пчелы (он назвал их «доисторическими») обладают рядом ценных хозяйственно полезных признаков: феноменальной зимостойкостью, приспособленностью к использованию бурного короткого взятка с липы, длиной хоботка с невосприимчивостью к заразному заболеванию, связанному с зимовкой пчел, – нозематозу».
Существование уникальной аборигенной бурзянской пчелы зависит от окружающей среды, состояния экосистемы. Несмотря на свои феноменальные способности, эта единственная в своем роде пчела вряд ли сможет выжить в современных условиях. Реальность заставляет ее приспосабливаться, выживать любыми способами, но всепоглощающую цивилизацию остановить невозможно.
Мне припомнилась беседа с экологом, писателем Б. Н. Павловым, который при нашем разговоре об экологической ситуации в Бурзянском районе – о непрекращающихся рубках леса, загрязнениях рек – не раз упоминал о бурзянской пчеле, о необходимости ее сохранения. Тогда я не вникла в суть проблемы. А про себя подумала: «Какие там пчелы, когда под угрозой загрязнения, а подчас и исчезновения, не только природа Башкортостана, но и весь мир!». Я не подумала о такой мелкой вещи, как взаимосвязь. Ведь все в мире едино, как в карточном домике – не хватит одной детали, развалится вся система. Сегодня – проблема сохранения пчелы, завтра – планеты. Длинные щупальца цивилизации достигнут любого живого уголка. Тем временем дикие животные, спасая свои жизни, устремляются в глубь леса, как можно дальше от людей. Но придет время, когда им будет некуда бежать. И что тогда?
Вдумаемся в слова Е. М. Петрова, который в своей книге пишет следующее: «Чтобы иметь возможность изучить природу, мы должны стараться сохранить ее в первобытной неприкосновенности в виде ее наиболее типичных формаций. Надо стремиться более всего сохранить целинную степь и первобытный лес таежного типа. Какая цель сохранения таких нетронутых участков? Прежде всего, чисто научная, а затем, конечно, практическая, так как только научное изучение природы дает нам прочные основы для практической деятельности».
Надо искать пути и выходы, ведь на грани существования не только человечество, но и, по сути, весь земной шар.