В 1816 году в селе насчитывалось 144 семьи, 419 душ мужского и 505 душ женского пола. Вообще, в период 1785–1822 гг. население Красного Яра удвоилось – выросло с пятисот человек до тысячи.
В 1824 году после смерти Василия Васильевича Овчинникова данная фамилия в селе Красный Яр исчезла.
С 1830-х годов большинство удельных крестьян вместо подушного оброка стали уплачивать удельному ведомству поземельный сбор. По удельным селениям России прокатились крестьянские волнения, именно волнения, а не мощные вооруженные восстания. Затронули они в некоторой степени и село Красный Яр. В 1835–1836 гг. были сосланы в Сибирь пятеро «смутьянов» – братья Иван и Кондратий Ивановичи Стрельниковы, братья Иван и Кирилл Васильевичи Токаревы, а также Степан Яковлевич Полянцев.
В 1843 году Удельное ведомство официально признало за удельными крестьянами статус «свободных сельских обывателей».
В 1846 году в Красном Яре сгорела деревянная церковь, но вскоре было отстроено новое здание, тоже деревянное.
В 1850 году в селе насчитывалось 154 семьи, 636 душ мужского пола и 701 душа женского пола. Интересно отметить, что средняя численность людей в семье в течение дореформенного периода росла: в 1795 г. насчитывалось 4,9 человек в семье, в 1834 г. – 6, 42, а в 1858 г. – 8, 94 человек. В некоторой степени это обстоятельство было связано с системой налогообложения после 1830 года, а также с рекрутскими наборами.
Итак, по последней, 10-й по счету, ревизии 1858 года в Красном Яре проживало 642 души удельных крестьян мужского пола и 700 душ женского пола. В семье 59-летнего Василия Петровича Иванова числилось 32 человека. По табели поземельного сбора в пользовании крестьян состояло 3319 десятин 1800 квадратных саженей земли, но по инструментальному измерению 1862 года оказалось, что в фактическом пользовании красноярцев находилось 3451 десятина 1959 квадратных саженей. Между 1858 и 1863 гг. в Красный Яр из других селений прибыло 5 душ мужского пола, а в другие селения было перечислено 8 душ.
Приходским священником в 1851–1877 гг. был Александр Сперанский.
ОТ КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ ДО РЕВОЛЮЦИИ
На протяжении двух столетий Красный Яр находился в составе Дуванейской волости. В эту волость входили только те селения, где проживали дворцовые, а с 1797 года удельные крестьяне. В 1863 году сословие удельных крестьян было упразднено. В это время в России формировалось единое сословие сельских обывателей. Низшей социально-административной ячейкой этого сословия являлось сельское общество во главе с сельским старостой, избираемым на трехлетний срок. В Красном Яре первым таким старостой стал один из носителей фамилии Жерновков (имя и отчество неизвестны). На момент реформы 1863 г. в селе числилось 639 душ мужского пола удельных крестьян. Из них 622 души платили удельному ведомству поземельный сбор в 2774 рубля 38 копеек (со всех душ), а 17 душ – подушный оброк в 43 рубля 86 копеек. Кроме удельных крестьян в Красном Яре проживали на своих усадьбах четыре отставных солдата, уроженцы села. В те времена отставные солдаты независимо от сословного происхождения являлись отдельной юридической категорией, они не платили никаких податей и обладали полной свободой передвижения.
В июле 1865 года была оформлена уставная грамота на село Красный Яр. Наделению землей подлежали 639 душ мужского пола. Всего в крестьянский надел поступало 3337 десятин 2066 квадратных саженей земли. Остававшиеся за наделом 114 десятин 292 квадратных саженей оставлялись в пользовании крестьян до 5 марта 1866 года, после чего крестьяне могли сохранить эту «излишнюю» землю по особому договору с удельным ведомством. Отставные солдаты в расчет не входили, но впредь до выбытия сохраняли в своем пользовании отведенные им участки земли. Надельная земля находилась в двух участках. Первый участок лежал по левой стороне реки Белой и заключал в себе крестьянские усадьбы, пахотные угодья и выгон. Второй участок находился по правой стороне реки и заключал в себе сенокосные луга. Находящийся при селе водопой на Белом ключе и реке Белой оставался в общем пользовании крестьян и удела. Находящиеся внутри крестьянского надела оброчные статьи оставались в распоряжении удела, также за уделом оставалось право устройства торговых помещений и оброчных статей на площади в селе. За предоставленную в надел землю с крестьян причитался оброк 2129 рублей 94 копейки в год (со всего общества). В течение первых двух лет эту сумму крестьяне должны были вносить в доход удельного ведомства на прежних основаниях, затем в течение 49 лет вносить оную в казну в виде выкупных платежей. Выкупная сумма за весь крестьянский надел составляла 35499 рублей, а за один душевой надел – 55 рублей 55 копеек. В конечном итоге красноярские крестьяне получили от удельного ведомства 3447, 5 десятин надельной земли, в том числе 105 десятин неудобной (озера, болота, овраги, крутые ямы, дороги, улицы, кладбище).
Крестьянская реформа Александра II сопровождалась реформой волостной структуры. Теперь волости создавались по территориальному принципу. В октябре 1865 года село Красный Яр выделилось из Дуванейской волости, став административным центром вновь созданной Красноярской волости, в которую вошло также несколько селений бывших помещичьих крестьян. Впрочем, уже в сентябре 1868 года эта волость была упразднена, а село Красный Яр вошло в состав Дмитриевской волости. Надо сказать, что Красный Яр являлся самым крупным населенным пунктом Дмитриевской волости, а до 1923 года – единственным селением данной волости, в котором проживало более тысячи человек.
В 1870 году в селе насчитывалось 200 дворов и проживало 1386 человек, было отмечено училище, водяная мельница, 13 ветряных мельниц, три маслобойни и три красильных заведения.
Красноярское сельское общество во главе с сельским старостой одновременно являлось крестьянской поземельной общиной, как и большинство сельских обществ в России. Многие сельские общества (и поземельные общины) включали в себя два или даже несколько селений, но Красноярское общество состояло только из одного населенного пункта. Между отдельными семьями внутри общины надельная земля делилась по ревизским душам мужского пола. Был, правда, небольшой нюанс: некоторые члены сельского общества являлись безземельными крестьянами.
Во второй половине XIX века в селе было четыре улицы. Официальных названий они еще не имели, но в народе назывались Большой (ныне улица Чапаева), Малой, Суконной, Любиловкой (ныне улица Фрунзе). В те времена село было почти в два раза меньше современного, простираясь с запада на восток примерно на полторы версты.
В 1877 году приходским священником Троицкой церкви в селе Красный Яр стал Авксентий Дмитриевич Бельский, прослуживший 28 лет. В 1880 году было образовано церковное попечительство, его председателем стал Петр Сухарев, членами – Дмитрий Дулясов, Павел Ступин, Гаврила Бердинский, М. Сухарев и сам священник отец Авксентий.
В том же 1880 году в селе открылась земская школа. Известно, что в конце XIX века в школе учительствовали сестры Бельские, дочери местного священника – Екатерина и Раиса Авксентьевны.
В 1890 году в крестьянской поземельной общине села Красный Яр был произведен последний в XIX столетии передел земли между крестьянскими семьями (домохозяйствами).
В 1895 году в Красном Яре насчитывалось 233 двора и 1590 человек, были отмечены хлебозапасный магазин, пять бакалейных лавок, а также пивная и казенная винная лавки.
В 1884–1896 гг. в селе была построена новая каменная церковь. В приход Троицкой церкви в конце XIX – начале XX вв. входили село Красный Яр и три близлежащие деревни (Подымалово, Карюгино и Якшиваново). Притч церкви состоял из священника и двух псаломщиков, получал 97 рублей в год казенного жалования и до 500 рублей годового дохода за исполнение церковных треб. Кроме того, притч пользовался церковной землей в количестве 33 десятин. Это была типичная ситуация. В 1905 году место приходского священника перешло от 70-летнего Авксентия Бельского к его сыну Федору. Надо сказать, что подобное явление было не вполне типичным в дореволюционную эпоху.
В самом начале ХХ века новым учителем на селе стал Степан Иванович Володин. Кроме него в школе учительствовала Елизавета Фроловна Малыгина 1884 г.р., дочь священника. В январе 1906 года она вышла замуж за 22-летнего псаломщика Троицкой церкви Николая Дмитриевича Бельского. Вообще, в метрических книгах Троицкой церкви можно прочитать немало любопытных записей. Например, 6 июня 1908 года 20-летний псаломщик Троицкой церкви Гаврила Авксентьевич Бельский (родной брат священника) женился на 19-летней дочери дьякона Тамаре Львовне Ивановой. В тот же день (6 июня) проживавший в Красном Яре воспитанник уфимской духовной семинарии, 19-летний Александр Семенович Егоров женился на 30-летней мещанской девице города Тамбова Марии Михайловне Федосеевой. А 28 января 1913 года 17-летний крестьянский паренек Григорий Спиридонович Жерновков женился на 21-летней дворянке деревни Якшиваново Марии Николаевне Письменской. Иногда вступали в брак однофамильцы – жители Красного Яра. Так, в начале ХХ века зафиксировано три брака между Жерновковыми. Нередко имели место браки между вдовами и вдовцами.