«Мой путь, моя судьба...» Часть четвертая
Все новости
ХРОНОМЕТР
31 Января 2020, 19:37

Какой город был основан раньше: Уфа или Бирск?

Старинный, когда-то уездный, тихий и очень красивый город Бирск расположен на месте, заселенном людьми еще в глубокой древности. Вокруг Бирска археологами обнаружены целые комплексы древних захоронений, которые датируются VI – VIII вв. н. э. Во второй половине первого тысячелетия новой эры долина нижнего течения реки Белой была зоной активного контакта различных племен: финно-угорских, сармато-аланских, тюркских. В XIII веке на эти земли пришло древнебашкирское племя дуван, в XVII в. в районе Бирска жили башкиры племен канлы и дуваней.

Бирский Михаило-Архангельский храм на Галкиной горе. Фото 2005 года.
Бирский Михаило-Архангельский храм на Галкиной горе. Фото 2005 года.
Согласно исследованиям известного историка и этнографа, академика Раиля Гумеровича Кузеева, район нижнебельской и северной Башкирии примыкал к знаменитому пути из внутренних областей России в земли пермские и закамские, проложенному еще новгородцами. Охотничьи тропы в северное Закамье, в Пермь Великую были известны и народам Среднего Поволжья. Небольшими группами русские, татары, мещеряки, мари, мордва, чуваши, вотяки, приходили сюда на промысел и нередко навсегда оставались жить в бескрайних и богатых лесах Приуралья. Особенно оживленной эта дорога в Пермские земли и Сибирь стала в XV веке. В конце XVI века, после падения Казанского ханства и присоединения Башкирии к России, процесс этнического смешения населения пошел еще интенсивней, в 1574–1586 гг. была заложена Уфимская крепость. Но была ли это первая русская крепость на реке Белой?
В 1743–1744 годах выдающийся историк, ученый и государственный деятель XVIII века – В.Н. Татищев приступил к составлению первого русского энциклопедического словаря названного «Лексикон российской исторической, географической, политической и гражданской». В нем о городе Бирске в приведены сведения, вот уже более 250 лет смущающие умы историков и краеведов Уфимского края. «Бирск, город Башкирской провинции, при реке Белой и устья реки Бири, на левом берегу, от Уфы вниз 75 верст, от Мензелинска 120 верст. Татара его и реку по нем Первой назвали, что оной в 1555 году первый русскими построен и от русских назван был Челядин от построителя. Оное имя мало, кто знает, особливо, что о том в Истории царя Иоанна Васильевича нет, затем что от 1560 года, почитай все утрачено, а остались по разным краткие записки».
Уже в XVIII веке исследователи подвергали сомнению эти сведения. Так как и тогда, и до сих пор других документальных подтверждений этому найдено не было. Впрочем, на отсутствие источников указал и сам Татищев. Петр Иванович Рычков в своей знаменитой «Топография Оренбургской», изданной в 1762 году, писал: «Покойный тайный советник Василий Никитич Татищев мнил, якобы город Бирск прежде Уфы построен, но на чем он сие свое мнение утверждал, то мне неизвестно; а жители уверяют, что он гораздо после Уфы построен». Татищев в 1737–1739 гг. возглавлял Оренбургскую экспедицию. В составе её, кроме военных, инженеров и чиновников, находились и ученые, проводившие исследования края. Можно только предположить, что в распоряжении Татищева оказались старинные уфимские документы, затем утраченные при пожаре 1759 года, когда сгорел не только Уфимский кремль, но и архив воеводской канцелярии. К большому сожалению, работа В.Н. Татищева над «Лексиконом» не была окончена. Энциклопедия была доведена только до буквы «К», и осталось неизвестным, какие бы данные приводил ученый об обстоятельствах и времени основания Уфы. Тем не менее, сведения Татищева остаются ценным источником по истории не только Бирска, но и истории всей Башкирии.
Как уже было сказано выше, русские проникали в район нижнего течения Белой уже в XIV–XV вв. После завоевания Казани, на территории Башкирии действовали московские воинские отряды. Видный уфимский историк, краевед этнограф и археолог XIX века – Руф Гаврилович Игнатьев в одной из своих работ, посвященных Бирску, и опубликованной в 1868 году писал «…тысячи слуг прежних царей Казанских в 1553 г. с семействами ушли в степи Башкирии, думая, может быть, воскресить времена Казани; но были преследованы и, наконец, совсем уничтожены царским войском, которое, несмотря на жестокую зиму, сражаясь в степях и лесах Башкирии, доходило и до пределов Вятских». Н.М. Карамзин в «Истории Государства Российского» писал о том, что в 1554 году Иван Грозный «…с прежнею ревностию занялся делами государственными, из коих главным было тогда усмирение завоеванного им царства. Он послал Данила Адашева, с детьми боярскими с вятчанами на Каму; а знаменитых доблестию воевод, князя Симеона Микулинского, Ивана Шереметева и князя Андрея Михайловича Курбского в Казань со многими полками. Они выступили зимою, в самые жестокие морозы; воевали целый месяц в окрестностях Камы и Меши; разорили там новую крепость, сделанную мятежниками; ходили за Ашит, Уржум, до самых вятских и башкирских пределов; сражались ежедневно в диких лесах, в снежных пустынях; убили 10000 неприятелей и двух злейших врагов России, князя Янчуру Измаильтянина и богатыря черемисского Алеку; взяли в плен 6000 татар, а жен и детей 15 000… Россияне пять лет не опускали меча: жгли и резали. Наконец усилия бунтовщиков ослабели; вожди их погибли все без исключения… Весною в 1557 году Иоанн в сию несчастную землю, наполненную пеплом и могилами послал стряпчего, Семена Ярцова, с объявлением, что ужасы ратные миновались, и что народы ее могут благоденствовать в тишине как верные подданные белого царя. Он милостиво принял в Москве их старейшин и дал им жалованные грамоты».
В приводимых источниках говорится о том, что московские дружины воевали на территории Башкирии и доходили до вятских приделов. Так как в районе современного Бирска лежала древняя дорога на Вятку, здесь в 1554–1557 гг. могло проходить и сражаться русское войско. Какая-то дружина, возможно, осталась зимовать, соорудив небольшой острожек, или это было сделано намеренно – едва ли такая серьезная военно-инженерная экспедиция как закладка Уфимской крепости проводилась без предварительной разведки, и первоначальная военная база была необходима. Челядин так же мог быть временной резиденцией русских послов. После падения Казани они были направлены в Башкирию с грамотами от царя Ивана Грозного, с предложением войти в состав России. Сведения об этом сохранились в башкирских шежере и русских летописях.
К концу XVI века Челядин, вероятно, уже был разрушен, или, утратив свое значение после строительства Уфимской крепости, покинут. Если он и существовал, скорее всего, не был городом или крепостью по современным понятиям. В средневековой Руси «городом» называлось любое людское поселение окруженное оградой. Это могли быть, например, несколько изб огороженных тыном. Основатель предполагаемого укрепления мог происходить из известного московского дворянского и боярского рода Челядиных.
Если время основания Бирска-Челядина в середине XVI века можно ставить под сомнение, то через 100 лет здесь была основана русская дворцовая деревня Бирь, вскоре ставшая селом Архангельским. После строительства Уфимской крепости усилился процесс правительственного и стихийного крестьянского заселения Башкирии. В конце XVI – первой половине XVII вв. вдоль рек Камы, Белой и Уфы возникает несколько дворцовых сел и деревень. Предположительно в 1640-х годах дворцовые крестьяне Осинского уезда на землях башкир Шамшадинской и Калнинской волостей основали деревню Бирь.
В Архиве Уфимского научного центра РАН хранится уникальный 10-ти томный сборник документов «Материалы по истории города Уфы Д.С. Волкова», подготовленный к 300-летию Уфы, которое в XIX веке отмечалось в 1886 году. В них находится копия из Переписной книги по Уфе и Уфимскому уезду от 1647 года. Среди вновь образованных селений в это время уже существовала «…деревня Бирь вниз по реке Белой на Шамшадинском озере государева дворцовая». В деревне в 28 крестьянских и бобыльских дворах проживало 62 человека мужского пола старше 15 лет и 57 детей мужского пола. Многие первые биряне носили фамилии Костарев, Кондаков, Белобородов, Галанов – до сих пор широко распространенные среди жителей Бирска и его окрестностей. Вскоре в деревне была построена церковь, и она стала именоваться селом Архангельским. В «Материалах по истории города Уфы» находятся копии челобитных первых бирян. Так в 1651 г. крестьяне «села Архангельского, что на Берю» подавали челобитную о спорной их земле, в том же году производилось дело о размежевании бирских крестьян с мещеряками и прочими.
Недостаток источников не позволяет определить точные места, где были расположены предполагаемый Челядин, деревня Бирь и село Архангельское. Некоторые исследователи считают, что до 1663 года деревня, а затем село Архангельское меняли местоположение. В 1647 г. деревня Бирь находилась возле озера Шамшадин (сейчас Шамсутдин). В 1651 г. село Архангельское в документах называлось «Архангельское что на Берю» – значит находилось на небольшой реке Бирь, впадающей в реку Белую? Р.Г. Игнатьев в своей работе, посвященной истории города Бирска, приводит следующие интересные сведения: «В 3-х верстах от г. Бирска на восток, на берегу р. Белой, где тянется цепь гор, едва ли не отрогов Уральского хребта, одна из самых больших гор, выдающаяся мысом к реке, называется Чертовым городищем; здесь, по преданию, жили ногайские ханы… Бирское городище расположено так. От г. Бирска, по направлению на СВ проходит дорога в дер. Костарево [видимо опечатка, или ошибка автора, т.к. Чёртово городище и дер. Костарёво (современное название) расположены на ЮЗ от Бирска, авт.], в 10 верстах от города эту дорогу пересекают речка Оторная и «Святой ключ», названный так, говорят, по преданию, что при этом ключе когда-то стояла церковь во имя св. Архистратига Михаила и что в этот ключ был у жителей обычай бросать старые иконы, с которых изображение стерлось. – Теперь на святой ключ ходят летом в праздничные дни бирские жители для гулянья, здесь водят хороводы, особенно же в Троицын день, а 9 числа мая, в праздник св. Николая Чудотворца, собираются на Святом ключе ученики со всех училищ и все дети учащиеся грамоте. Этот детский праздник ведется издревле, но почему именно он установлен и взошел в обычай – никто мне по крайней мере, не мог объяснить. Святой ключ в виду Чертова городища и лога называемого «Макарихой», на СВ. – от него, впадает в речку Оторную, а Оторная, в р. Белую». Если на Святом ключе, по преданию, стояла Михаило-Архангельская церковь, то, возможно, здесь находилось село Архангельское, а может быть и Челядин?
В 1663 году, во время башкирского восстания 1662–1664 годов, село Архангельское стало объектом нападения повстанцев, и было сожжено. В книге В.А. Новикова «Сборник материалов по истории уфимского дворянства», изданной в 1879 г., приведен текст наказа царя Алексея Михайловича посланного в 1664 году уфимскому воеводе Ф.И. Сомову, в котором говорилось, что в 1663 году «… уфимские башкирцы государево дворцовое село Архангельское, Бирь тож, разорили и церковь Божию и дворы крестьянские пожгли и многих крестьян побили и в полон поймали и разорили без остатку, и били-де челом Великому Государю те крестьяне, чтобы Великий Государь пожаловал их, велел им в том селе и на прежних местах построится и около того села поставить острог и дать им для обороны от изменников от уфинских башкирцев ружья и зелья, и свинцу». На расспросы воеводы крестьяне заявили, что с ними вместе хотят строить город на Бирю ближайшие черемисы и мещеряки, и что удобнее быть городу над самою рекою Белою к берегу выше устья Биря реки.
Строительство острога началось через четыре года. В мае 1667 г. издается указ о сооружении Бирской крепости и присылается в Уфу. «7175 года мая в 29 день по указу Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича… велели ехать в Уфинский уезд в Государево Дворцовое село Архангельское Абирь тож уфинцу Ивану Ивановичу Черникову Анучину. Указал Великий Государь в том селе Архангельском Абирь тож город построить. Потому что в прошлом во 170 году изменили Великому Государю уфинские башкирцы, и то село Архангельское разорили и церковь Божию и дворы пожгли и много их крестьян побили и в полон поймали. А которые крестьяне остались, и те достальные крестьяне, скитаютца по деревням меж двор, а до разорения те крестьяне жили в том селе, и пашню пахали и изделья делали всякие подати давали. А то место самое угожье, где быть городу – над самою Белою рекою, по берегу выше устья Бирь реки. От Белые реки высокая гора от той же горы, сь другую сторону, великий боярак, только проход с одну с полевую строну ево. Да в городе добыть мочно копать колодеци, только сажени две. И от Казани до Уфы стругами в том месте пристанищу быть пристойно. Обойтить стругами кроме того места никуды нельзя. А от Камы реки, то место до Уфы водяным ходом на половине дороги, и стало промеж Уфинского уезду, и зимняя и летния дорога на тожь место чистены». В этом документе, так же даются указания по конструктивному устройству крепости. Она должна была быть построена из дубовых или сосновых бревен «длиною трех сажень печатных, в брусе четырех вершков и больше». С четырьмя наугольными башнями с обламами – нависающими выступами сруба в верхней части для удобства ведения стрельбы. «...А сверх обламов шатры с крышки а сверх шатров на тех проезжих башнях вышки караульные». На строительство крепости были посланы уфимские служилые люди, иноземцы, новокрещены, конные казаки, конные и пешие стрельцы. Кроме того острог строили крестьяне, «которые около того места живут» – русские, казанские ясашные татары, чуваши и черемисы. О ни должны были быть «с телеги, с лошадьми, и с колесы, и с топоры, и с заступы, и с просеки».
Для завершения строительства острога, 12 июня 1667 года на смену первой партии, из Уфы посылается другая во главе с Федором Ивановичем Головкиным. Для раздачи бирским крестьянам посылается 30 мушкетов, пуд пороха и пуд свинца. В 1671 г. в крепости появляется постоянный гарнизон. Он был укомплектован из 118 солдат Усольского полка и 82 вновь прибранных служилых людей, все они были записаны в стрельцы и поселены на «вечное житье».
Янина СВИЦЕ
Читайте нас: