Цифры действительно очень занимательные. Надо сказать, что подобные заметки время от времени появлялись практически в каждой советской газете. Очень любили в советские времена гордиться разного рода достижениями. Особенно нравилось сравнивать всевозможные показатели промышленного производства, материального благосостояния и т. д., и т. п. с аналогичными показателями 1913 года. ХХ век – это век прогресса, сие утверждение почти ни у кого не вызывало сомнений, но хотелось подчеркнуть, что благодаря революции 1917 года материальный и культурный прогресс в нашей стране принял совсем головокружительные темпы. Однако проанализируем приведенные цифры по ныне забытому городу.
В 1956 году (то есть накануне окончательного присоединения к Уфе) население Черниковска составляло 215 тысяч человек. Даже если учесть, что среднестатистический состав городской семьи в то время был больше нынешнего (4,5 человек против сегодняшних трех), то все равно получается, что автомобиль был менее чем у одного процента семей. В наше время это может вызвать разве что смех, но в том далеком 1956 году даже такое ничтожное количество личных автомашин казалось великим достижением. В современной Уфе количество автомобилей измеряется сотнями тысяч, собственные «колеса» имеет каждая вторая семья. Что касается США, то там показатель «один автомобиль на две семьи» был достигнут еще в конце 1920-х, накануне «великой депрессии». Ну а что же у нас было в приснопамятном 1913 году?
Мировой автопарк насчитывал тогда более полутора миллионов машин, из которых две трети приходилось на США. Во всей огромной Российской империи, включая Царство Польское и Великое княжество Финляндское, насчитывалось около 13 тыс. автомобилей 270 иностранных фирм. Плюс – несколько сот автомашин отечественного производства, большинство из которых были сделаны полукустарными методами. В Уфе накануне первой мировой войны было 19 автомобилей, из них 15 – в личном владении. Конечно же, все они были импортными, среди них был и «Фиат», и «Опель», и знакомый нам по «Золотому теленку» «Лорен-Дитрих». Известны также фамилии уфимских автовладельцев – Б.Н. Ляуданский, М.А. Лаптев, А.И. Кузнецов, П. Кузнецов, Манаев, Стахеев, Спасский, Стуколкин, Серебреников, Вахитов, Круглов, Выховский. Практически все – богатые купцы, а знатный по местным меркам дворянин и гласный Уфимской Городской Думы Б.Н. Ляуданский был также председателем комиссии по осмотру автомобилей и испытанию шоферов. Самому Ляуданскому принадлежало два автомобиля – «Пармен» и «Жермен». История зафиксировала имя и первого уфимского таксиста – Захарий Лукич Еремин.
А теперь вернемся к черниковской статистике. Итак, в 1950 году в городе Черниковске было не больше десяти личных автомобилей. Если не все, то большинство из них точно были отечественного производства. Было бы весьма любопытно узнать, кому они принадлежали, но в газете, к сожалению, не приводится поименный список с указанием места работы или службы. Наконец, самое потрясающее – в Уфе 1914 года и Черниковске 1950 года проживало практически одинаковое количество человек, а именно 100 тысяч. Если точнее, то в Черниковске в 1950 году проживало даже немногим более ста тысяч, но это не принципиально. Выходит – в дореволюционной Уфе автомобилей, находящихся в личном владении, было в полтора раза больше, чем в Черниковске в середине ХХ века, при сопоставимой численности населения! Напомню, что к 1950 году СССР успел обзавестись собственной атомной бомбой. Вот таким парадоксальным был прогресс сталинского СССР по сравнению с царской Россией. Головокружительный прогресс!
В заключение мы можем вспомнить бессмертные слова из уже упомянутого «Золотого теленка» («Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения!»), но следует признать, что для простого человека в нашей стране автомобиль слишком долго оставался именно роскошью, непозволительной роскошью.