Артист и волшебник Айрат Ахметшин
Все новости
ХРОНОМЕТР
14 Декабря 2019, 16:46

Визит императора Николая II в Уфу: городские мифы и действительность.

Янина СВИЦЕ, фото из фондов Национального музея Республики Башкортостан. Часть вторая Власти, конечно же, опасались каких-либо акций со стороны террористических групп. 6 мая 1903 в Ушаковском парке был убит уфимский губернатор Николай Модестович Богданович, 3 мая 1905 в Уфе несколькими выстрелами будет тяжело ранен и губернатор Соколовский. В июне 1904 года при встрече императора проводились меры по обеспечению безопасности, было оцепление, но, тем не менее, и в Уфе, и на других остановках многие тысячи уфимцев и жителей губернии вполне свободно оказались в непосредственной близости от Царского поезда.

Как писал корреспондент “Губернских ведомостей”, в Уфе “уже с раннего утра, по направлению к вокзалу тянулись несметные толпы народа, занявшего горы, прилегающие к железнодорожному пути”. Описанное в репортажах желание увидеть Царя, массовая радость и ликование простых людей, не были данью официозу. В эти годы в среде крестьянства, мастеровых, мещанства, купечества были ещё очень сильны монархические настроения. Чего нельзя было сказать о многих либеральных по убеждениям государственных и общественных деятелях, часто только по долгу службы находившихся в числе депутаций, и, вероятно, не вполне искренне произносивших верноподданнические речи.
События следующего года покажут это довольно наглядно. Так, осенью 1905 года в Уфе, как и по всей стране, начались забастовки, в том числе бастовали: Уфимская губернская земская управа, Городской банк, Городская управа. Оппозиционеры стали проводить митинги с пением революционных песен и ношением красных флагов, впереди манифестаций шли городской голова А.А. Маллеев и новый губернатор Б.П. Цехановецкий. В ответ монархисты, возмущенные наглыми выходками революционных радикалов и совершенным бездействием властей, стали проводить патриотические шествия, на которые собиралось 20–30 тысяч человек (не революционных было от 2 до 10 тысяч). В декабре 1905 рабочие Уфимских железнодорожных мастерских по собственной инициативе создали одно из крупнейших в стране по количеству членов (1400 человек – 64% от общего числа работников) монархическое “Патриотическое общество мастеровых и рабочих Уфимских железнодорожных мастерских”.
Но вернемся к описанию визита в Уфимскую губернию Николая II.
29 июня 1904 года около 4 часов пополудни, как только Императорский поезд вошел на железнодорожный мост через реку Белую, на колокольне Крестовоздвиженской церкви раздался трезвон, и из храма вышла процессия с хоругвями и иконами во главе с духовенством. В эти годы склоны уфимских гор ещё были открытыми, и не заросли дремучими зарослями высаженного в 1940–50-х годах американского клена. “Процессия остановилась на холме, саженях в 15 [около 30 метров] от полотна железной дороги, по которой должен был пройти Царский поезд”. Когда поезд тихо подошел, веселый трезвон колоколов соединился с пением духовенства “Спаси, Господи, люди твоя”, криками многих тысяч людей, заполнивших площадку перед церковью и соседние холмы. “В окне Царского вагона показался Государь, снял с себя фуражку, и смотря на святые иконы, три раза осенил себя крестным знамением. Государь Наследник так же перекрестился. В других окнах вагона крестились лица государевой свиты. В этот момент бывший во главе духовной процессии местный протоиерей Котельников осенял Государя крестом”.
Часа за два до прибытия императорского поезда, все находившиеся на вокзале уже были сгруппированы управляющим губернией и расположились по порядку. В сохранившихся репортажах описана каждая из групп, а фотографии Е.О. Капиты сохранили для нас и лица, и образы собравшихся тогда людей.
С правой стороны от станционной платформы, с начальником гарнизона и командиром части на фланге, стоял почётный караул из роты в 96 рядовых и большая группа, более чем в сто человек из офицеров местного гарнизона, полков Златоустовского и Челябинского. Далее стояли: представители гражданских учреждений; игуменьи уфимского и бирского монастырей со старшими монахинями; депутация дворян; мусульманское духовенство во главе с Оренбургским муфтием Хаджи Мухамедияром Султановым; депутации от городской думы и земцев. Затем расположились: уполномоченные местного купечества со своим старостой Н.К. Блохиным; выборные мещане и мещанский староста Лопатин; сельские волостные старшины; представители еврейского общества; командиры отрядов вольной пожарной дружины; неподалеку от места, обозначенного для остановки Царского вагона – дамы городского общества в светлых праздничных нарядах.
Оба крыла платформы были заняты густою толпою, растянувшейся далеко вдоль железнодорожного пути и образовавшей на склонах окрестных гор сплошное море голов.
За полтора часа до прихода императорского поезда из Златоуста прибыл губернатор Соколовский. Так как проезд Николая II в сам город явно не планировался, сначала мимо станции Уфа, не останавливаясь, проследовал свитский поезд. Можно предположить, что в нем, кроме прочих, находились и казаки Собственного Его Императорского Величества Конвоя, которые сопровождали государя при проезде в города по пути следования, в том числе и Златоусте.
Около 4-х часов пополудни, сперва отдаленное, а затем все возраставшее и приближающееся, “ура” и звон колоколов городских церквей возвестили приближение императорского поезда, он медленно подходил к станции. Остановка последовала, когда вагон государя подошел к правому флангу почетного караула, после чего в вагон был приглашен губернатор. Выйдя на перрон, государь и великий князь Михаил Александрович в сопровождении нескольких человек свиты подошли к почетному караулу; музыка заиграла встречу. Поблагодарив почетный караул, император задал ординарцам и офицерам уфимского гарнизона несколько вопросов. Затем от игумений монастырей принял иконы, написанные монахинями обителей. Следуя вдоль перрона, государь в ответ на приветственные обращения и подавая руку главам делегаций, беседовал с каждой группой собравшихся. Дольше чем с другими депутациями император разговаривал с волостными старшинами.
На одной из фотографий Е. Капиты запечатлён момент, когда Николай II принимает хлеб-соль от одного из волостных старшин. И по ней хорошо видно, что в бесконечной веренице тысяч и тысяч подобных встреч императору удавалось не терять искреннего интереса к людям. Доброжелательно, и с явным удовольствием он принимает хлеб-соль от крестьянина. На другой фотографии Капиты, снятой за несколько часов до визита, этот же волостной старшина стоит на перроне, а хлеб, который, вероятно, этим утром испекла его жена, он ещё держит завязанным по-домашнему в платочек.
На перроне уфимского вокзала Николай II пробыл около трех часов. Когда царский поезд тронулся, император, стоя у окна своего вагона, поклонами отвечал на приветствия толпы. По свидетельству очевидца: «Долго не умолкало “ура” и долго смотрел народ вслед тихо удалявшемуся поезду».
Вечером в городском театре и в общественном саду были устроены торжества по случаю Царского визита.
И этим же вечером императорский поезд сделал короткую остановку на станции Аша. Государю представились две депутации: от рабочих и служащих Симского гороного округа, во главе с управляющим, гонным инженером Умовым, и от местного населения во главе с земским начальником.
На следующий день, 30-го июня, в среду, император записал в дневнике:
_______________________________________________________________
«Ночью стояли немного выше гор. Златоуста и утром увидели против окон известный столб с надписью: Европа – Азия. В 8¼ подъехали к станции [по Петербургскому времени]. После встречи поехали на парад, на кот. представились отлично полки: 214-й Мокшанский и 282-й Черноярский. Местоположение было очень красивое — горы кругом площадки парада. Дождь прошел и даже показалось солнце. Заехав в собор у самого завода, вернулись на станцию, где осмотрели оружие и предметы, изготовляемые на заводе. В 10½ уехали из Златоуста — остался очень доволен этим местом».
________________________________________________________________
Ночью с 29 на 30 июля царский поезд стоял на следующей за Златоустом небольшой станции Уржумка. В “Иллюстрированном путеводителе по Самаро-Златоустовской железной дороге”, изданном в 1913 году, о достопримечательностях станции сказано следующее:
_________________________________________________________________
«За стрелкой станции Уржумка к Челябинску начинается выемка, на краю которой, с правой стороны пути, поставлен обелиск, являющийся пограничным столбом между 2 частями света».
_________________________________________________________________
Вблизи находится известная Александровская сопка, которую во время своих путешествий посетили императоры: Александр I, Николай I, Александр II. Кратковременность визита не позволили государю в свой черед посетить сопку, но после 1904 года достопримечательностью станции стало и то, что “Государь Император Николай II изволил ночевать на ст. Уржумка”.
30 июня в Златоусте день выдался дождливым и холодным, но уже с рассвета потянулись из города тысячи жителей как к вокзальному шоссе, так и к плацу, где предстоял Высочайший смотр войскам, уходившим на Дальний Восток. На вокзале еще с раннего утра собралась публика и многочисленные депутации. «В 9 часов утра по местному времени, с Уральского хребта со станции “Уржумка”, в дымке леса, показался Царский поезд, подходивший к станции “Златоуст”».
По прибытии поезда, вышедшие из вагона император и наследник на перроне станции принимали приветствия и хлеб-соль собравшихся депутаций. Затем в экипажах государь со свитой, уфимский губернатор И.Н. Соколовский, члены депутаций, в сопровождении казаков Собственного Его Величества Конвоя направились на войсковой плац.
_______________________________________________________________
«Красивую и вместе с тем внушительную картину представляли густые колонны, выстроившихся побатальонно 214-го Мокшанского и 282-го Черноярского пехотных полков. В тылу их расположились полковые обозы и патронные двуколки. Войска одеты были в походную форму”. Император выйдя из экипажа, сел на коня, и начался Высочайший объезд войск. По его окончании оба полка прошли церемониальным маршем. Затем полки построились в батальоны, а офицеры были вызваны на середину фронта. Поздравив господ офицеров с походом, государь обратился к войскам со словами благодарности и напутствия, а затем благословил каждый полк образом от имени Императрицы и от Своего имени».
Продолжение следует...
Часть первая
Читайте нас: