Все новости
ХРОНОМЕТР
13 Декабря 2019, 20:00

Визит императора Николая II в Уфу: городские мифы и действительность.

Янина СВИЦЕ, фото из фондов Национального музея Республики Башкортостан. Часть первая Как в иных старинных городах, и в Уфе существуют свои городские легенды, мифы и предания. И можно было бы составить немалую книгу им посвященную. Хочу рассказать об одной из таких легенд. Но заранее хочу предупредить читателя (а кого-то и разочаровать). Это не пересказ и не дальнейшее развитие уфимского мифотворчества – а попытка разобраться, где правда, где выдумки, и почему они появились.

Расположенная на границе Европы и Азии, для столичных путешественников XIX и даже начала XX века, Уфа была местом не близким, и по этой причине из российских императоров наш город посетили только Александр I в 1824 году и Николай II в 1904. И если Александр пробыл в Уфе несколько дней, осматривал город, принимал смотр гарнизона, заложил новый храм и даже танцевал на балу, устроенном дворянством, то визит Николая был очень кратким.
29 июня 1904 года в ожидании прибытия Царского поезда на железнодорожном вокзале в торжественной обстановке собрались многочисленные представители уфимской власти и общественности, все подступы к нему были запружены массами народа. Император, вышедший со свитой из вагона, принимая приветствия депутаций, только прошел вдоль ряда собравшихся на перроне людей, а затем, не проехав дальше в город, – отбыл в Златоуст. На обратном пути, в Уфе, поезд даже не сделал остановки.
Немногочисленная в те времена уфимская пресса содержала только официальную информацию, и, возможно, даже современникам было непонятно или даже обидно – почему же император не пробыл в Уфе хотя бы день? Столица богатой и немалой губернии и её жители оказались в чем-то виноваты? И начались домыслы. Что да как. А уж при советской власти, когда всё связанное с императором и царской семьей подвергалось не только критике, но и бессовестному глумлению, а часто просто фальсифицировалось, интерпретаторы могли дать волю своей фантазии. В уфимских краеведческих изданиях тех времен публиковались статьи, где приводились не только версии отмены посещения Уфы, но и воспоминания «очевидцев» с подробностями, унижающими достоинство царя. И до сих пор, теперь уже в Интернете, из публикации в публикацию кочует мифы о том, что Николай II со свитой вышел на перрон уфимского вокзала, но визит был в срочном порядке отменен. Бросили бомбу. Варианты: кто-то закричал «Бомба!»; увидели бомбу; на одном из ближайших зданий под тяжестью многих стоявших людей (и вместе с ними) рухнул козырек, послышались крики “Бомба! Бомба!”, в последний момент в полицию поступило сообщение о готовящемся взрыве и так далее. В результате, в начавшейся сумятице и панике Николай II поспешил вернуться в свой вагон. Визит не состоялся.
Попробуем разобраться, как же всё было на самом деле.
Легенды, слухи и догадки появляются там, где нет достаточного количества достоверных источников. В настоящее время подлинных документов, в которых описан визит в Уфу Николая II, сохранилось не так уж и много. Во-первых, это те материалы, которые были опубликованы на страницах уфимской периодической печати. В 1904 году в Уфе выходили только два издания, в которых публиковались новостные материалы: ежедневная газета “Уфимские губернские ведомости” и выходивший два раза в месяц журнал “Уфимские епархиальные ведомости”.
Уже 29 июня в “Губернских ведомостях” появились первые сообщения о проезде императора через Уфу, затем в каждом номере публиковались репортажи. В “Епархиальных ведомостях” во втором июльском номере (15 июля) были помещены собственные материалы, а также перепечатки из губернской газеты. В конце 1904 года в “Адрес-календаре Уфимской губернии на 1905 год” появилась небольшая (на 8 страницах) статья “Пребывание Его Императорского Величества Государя Императора Николая II в Уфимской губернии”. Вот собственно и всё.
В Уфе царский визит снимал городской фотограф Евгений Капита, и фотографы известного ателье Ольги Фёдоровны Герман (об этом сообщалось в «Ведомостях»). Австрийский подданный Евгений Оттович Капита оказался более расторопным. После визита он устроил род уличной фотовыставки, в витрине около аптеки Дворжеца [ныне здесь находится салон “Оптика” на перекрестке улиц Ленина и Октябрьской революции], и желающие могли приобрести снимки в фотоателье Капиты. Фотографии были приобретены Уфимским губернским музеем, и сейчас они хранятся в Национальном музее РБ. Фотографии царского визита, сделанные ателье О.Ф. Герман на сегодняшний день неизвестны. В Национальном музее находятся снимки царского визита, сделанные на станциях Раевка и Златоуст, и это уникальное собрание представляет большую историческую ценность.
По интересующей нас теме существует еще один источник, который как-то особо не рассматривался, – это дневник самого Николая II, ставший доступным для широко круга исследователей только в постперестроечное время. По прочтении его становится ясно, что остановка в Уфе даже и не планировалась. В июне 1904 года, во время Русско-японской войны, император совершил поездку по железной дороге до Златоуста. Его сопровождал брат – великий князь Михаил Александрович, бывший тогда наследником (цесаревич Алексей Николаевич родился 30 июля 1904 года). Главной целью этой поездки, длившейся всего неделю, были смотры войск, направлявшихся на Дальний Восток. В городах, где делались остановки, император со свитой принимал воинский парад, проезжал в собор для молебна, не делая более никаких встреч и визитов, ночевал он всегда в своем вагоне. В Уфимской губернии все воинские части были расквартированы в Златоусте, в Уфе в это время находился только 243 Златоустовский резервный батальон.
Восстановим же в хронологической последовательности все основные события тех июньских дней 1904 года.
26-го июня 1904 года в субботу Николай II записал в своем дневнике:
________________________________________________________________
«Утром покатал Аликс в кресле. Принял два доклада и посидел с нею до времени отъезда. В час дня простился с дорогою женушкою и отправился с Мишею в поездку. Спутники почти все те же – Олсуфьев вместо Гессе, и без Дмитрия Шереметева. Было прохладно.
27-го июня. Воскресенье.
В 8 час. утра прибыли в Коломну. На поле почти у самой станции был небольшой парад. Представлялись: 5-й и 6-й Вост.-Сиб. саперные батальоны и 5-й мортирный артиллерийский полк.
Толпа себя вела бурно, всюду залезала и очень мешала. В 9 час. отправились дальше. Дядя Сергей сел в поезд в Москве. Погода стояла теплая и ветреная. В 5 час. приехали в Моршанск. Отслушав молебен в соборе, поехал с Мишей за город к красивому лесу, перед которым был парад. Здесь великолепно представлялись две резервные мобилизованные бригады. Полки: 219-й пех. Юхновский, 220-й Епифанский, 287-й Тарусский и 288-й Куликовский. Выправка, равнение, тишина в строю и церем. марш были поразительны – радостно было смотреть. Расстались с д. Сергеем и поехали дальше. А.С. Долгорукий обедал с нами до след. станции.
28-го июня. Понедельник.
В 8 час. приехали в Пензу к месту парада. В нем участвовали полки: 213-й Оровайский, 216-й Инсарский, 281-й Дрисский и 284-й Чембарский. Они представились отлично, несмотря на плохое состояние почвы, размякшей от дождей. Посетив собор, вернулись на станцию и продолжали путь. С нами едет Косыч и прочее Казанское начальство. Стало очень жарко в вагонах. В Кузнецке была встреча от Саратовской губ. В 5¼ приехали в Сызрань (Симб. губ.). Пылище от толпы здоровое! Великолепно представились 26-я и 28-я арт. бригады, пришедшие из Виленского округа. Осмотрев склад вещей для войск на станции, отправились дальше. Перешли пешком через Волгу по мосту. Вечер был очень теплый.
29-го июня. Вторник.
Сегодня был отдых, т.к. ехали целый день и смотров не было. На некоторых станциях на остановках представлялись депутации. В Уфе была встреча побольше и с почет., караулом от 243-го пех. Златоустов-ского п. Тут же видел 7 солдат и матроса раненых при Ялу, кот. возвращались назад. Днем начался подъем на Урал. Проезжали замечательно красивые места, кот. смотрели, сидя в заднем вагоне поезда. Погода стояла теплая, но дождливая».
_________________________________________________________________
Первая остановка царского поезда на территории Уфимской губернии была на станции “Раевка”. Здесь находилось депо, и, возможно, стоянка являлась технической. Тем не менее, о ней было известно заранее и на станции собрались депутации представлявшие Белебеевский уезд от дворян, земства, города и сельских обществ. Против платформы вся местность была усеяна народом, стекшимся из разных мест уезда.
В 12 часов 43 минуты императорский поезд подошел к украшенной зеленью и флагами станции. Николай II вышел из вагона, подошел к группе дворян, и, выслушав приветствие предводителя – отставного гвардии полковника Кутлугмухамеда Тевкелева, поднесшего хлеб-соль. Затем в сопровождении Тевкелева император обошел остальные депутации. Когда император вернулся в свой вагон и встал у окна, огромная масса собравшегося народа устремились к вагону. Поезд медленно тронулся, на царском пути в деревне против домов стояли белые столы с хлебом-солью. Какое то время поезд сопровождал эскорт из сотен конных башкир собравшихся из окрестных селений, с приветственными возгласами скакавшими вдоль полотна железной дороги.
Уфимский губернатор, генерал-майор Иван Николаевич Соколовский ещё 18 июня выехал из Уфы в Златоуст, передав управление вице-губернатору Николаю Евгеньевичу Богдановичу. 28 июня Богданович издал распоряжение, напечатанное 29 июня в “Губернских ведомостях”. И из него опять же совершенно ясно, что готовились к встрече царя только на вокзале, в самом городе никаких приготовлений не было:
____________________________________________________________________
29 июня 1904 года Государь Император, следуя по железной дороге, изволит быть на станции Уфа.
1) К 1 часу пополудни (по местному времени) на вокзал имеют прибыть депутации и представители правительственных учреждений, коим присланы билеты и определены места на платформе вокзала, а равно и лица, получившие от губернатора билеты на право входа на особо отведенное на платформе место.
2) Все указанные лица будут допущены к вокзалу не иначе, как по предъявлении ими полученных билетов. Обязанность требовать предъявление билетов возложена на чинов: полиции, охраны железнодорожного пути и корпуса жандармов. Без билета никто, не взирая ни на общественное, ни на служебное положение, пропускаем не будет.
3) Экипажи с упомянутыми лицами должны следовать к вокзалу по Аксаковской улице и жел. дор. шоссе мимо железнодорожной церкви, а по прибытии к подъезду вокзала, экипажи выезжают, по указанию полиции, на шоссе, выходящее к Софроновской пристани и становятся на отведенное место. С других улиц въезд экипажей отнюдь допускаться не будет.
4) Вход на вокзал для лиц, входящих в состав депутаций и представителей ведомств, назначен через главный подъезд вокзала; для остальных же лиц, допущенных на особо отведенное место – через калитку, что у левого края вокзального здания, не доезжая главного подъезда.
5) Исполнение всех распоряжений по расстановке указанные в пункте 1) лиц на вокзальной платформе возложено на чиновников гг. Петропавлова, Федорова и Ареопагитского.
6) В 1 час. 30 мин. (по местному времени) всякий доступ на вокзал будет прекращен.
7) Всем означенным лицам, для права входа на вокзал, будут выданы губернатором билеты и каждому билету будет приложен билет, за подписью начальника Уфимского железнодорожного жандармского отделения.
Во избежание задержек в пропуске, у заставы при спуске с горы, рекомендуется иметь означенные билеты в руках.
_____________________________________________________________________
Продолжение следует...