Все новости
ХРОНОМЕТР
28 Августа 2019, 17:34

Петр Храмов – художник, писатель… Вспомним…

16 августа 2019 г. исполнилось бы 80 лет Петру Храмову – уфимскому художнику-монументалисту, писателю. Его не стало в 1995 г., а память о нем только крепнет. Храмов ушел из жизни полным творческих сил. Его мозаичные полотна давно украшают уфимские улицы. Как привыкли горожане к панно на здании Дома культуры по Проспекту Октября, 33, выполненному к 1972 году (к 50-летию образования СССР).

Величественная женская фигура с гербом в руках как бы устремлена ввысь. Голубизна ее длинного одеяния сродни чистому, безоблачному небу. Символически изображенная женщина-Родина словно защищает будущее страны: и детство, и юного солдата, чьи фигуры просматриваются на втором плане.
Возможно, не все знают автора мозаики, но всех она радует красотой, вызывает патриотические чувства, и за долгие годы не примелькалась. Все-таки теперь широко известно имя автора монументального полотна: Петр Алексеевич Храмов. Им же в здании железнодорожного вокзала Уфы выполнены обширные мозаичные полотна, в которых размещены символы нашего города и башкирского края. Часть мозаики, к сожалению, утрачена. Повезло детскому саду уфимского витаминного завода по Кирова, 37, стены которого украшены тематической мозаикой Храмова. Перечисленные работы – единоличное творение рук Петра Алексеевича, но он участник и других многочисленных коллективных мозаичных изображений в Уфе и Башкирии.
Храмов одарил город своим монументальными творениями, но еще он создал литературный шедевр – роман «Инок». Создал, но не опубликовал при жизни. Это очень личное повествование, обращенное к людям. Произведение оказалось настолько впечатляющим, исповедальным и пронзительным, что после ухода из жизни автора истинные ценители высокой литературы (родственники, друзья) взялись за продвижение чудесного текста к читательской аудитории.
В начале двухтысячных годов Олеся Георгиевна Храмова (из числа родственников) передала диск с первой частью романа художнику и другу Петра – Николаю Пахомову. Пахомов вручил диск писателю Айдару Гайдаровичу Хусаинову (спустя несколько лет, в 2012 г. на презентации книги Хусаинов скажет: «Я понял, что роман можно поставить в ряд с известными художественными произведениями, где события воспринимаются глазами ребенка, такой книги об Уфе еще не было»). В те годы Хусаинов способствовал передаче рукописи в мюнхенский международный литературный журнал «Крещатик» и в нем впервые был опубликован роман «Инок» (2003 г., № 22, изд. «Алтейя»). В 2004 г. здесь же были помещены фрагменты романа. Литературный стиль произведения, необычайная искренность преподнесения, отражение жизни военного и послевоенного времени, описание узнаваемых уфимских уголков завоевали души читателей.
В 2012 г. произведение вышло в издательстве «Китап», состоялась презентация книги, тираж в 1500 экземпляров разошелся мгновенно.
Произведение оказалось из числа той литературы, которую хочется читать и перечитывать.
После появления романа возникло новое, особое прочтение мозаичных полотен Храмова теми, кто знаком с книгой. В заказанных властями города работах Храмов сумел воплотить ожидаемую от него гражданскую позицию и вместить, зашифровать свои жизненные впечатления. Женщина-Родина несомненно приняла черты героини «Инока» Маши, ее твердость, надежность, доброту. А облик юного солдата – это, по мнению семьи автора, фактически автопортрет.
Панно на стенах детского сада – это гимн материнству, заботе, ласке, в которых так нуждаются дети. И здесь автора вдохновлял образ Маши.
Мозаике, вобравшей образы героев книги, анализу романа посвящено немало серьезных публикаций литературоведов, журналистов, писателей и просто вдумчивых читателей. По материалам романа Петра Храмова «Инок» создана научная монография коллективного авторства, проведены читательские и научные конференции.
Книга Храмова – литературное достояние нашей республики и всей российской словесности; книга, каждой строкой которой он коснулся наших душ.
В юбилейные дни уместно было посетить могилу художника и писателя Петра Храмова. Погода выдалась настоящая летняя, и небольшая группа ценителей творчества Петра Алексеевича, из тех, кто оказался в этот отпускной период в Уфе, пришли поклониться его праху. На памятнике выбит знакомый портрет и даты, вместившие недолгую жизнь. Это скорбное место ухожено, уставлено цветочным композициям, называемыми «полянами». Олеся добавила высокую корзину с умело изготовленными цветами, а остальные – живые цветы. У подножия памятной стелы в прозрачном футляре видна корочка романа «Инок». Автор и его творение неразлучны.
В этом скорбном, ухоженном месте торжественные и пафосные речи были не нужны. Неспешный разговор касался привязанности Петра к четвероногим питомцам, вспоминали их имена. Конечно, говорили о необходимости переиздания «Инока», расспрашивали Олесю и Андрея о хлопотах по прошлым выпускам, а забот было немало, ведь кроме организационных вопросов, они взяли на себя корректуру и редактирование текста.
Из присутствующих только я, автор этих строк, была от читателей, остальные так или иначе серьезно связаны с именем Петра Храмова: Олеся Храмова и Андрей Борецкий родственными узами, единомыслием и не только: они известные в городе знатоки уфимской живописи, организаторы художественных выставок в музеях и библиотеках города, пропагандисты литературного творчества Петра Храмова и творчества его отца – живописца Алексея Васильевича Храмова, ими подготовлены не одна выставка его пейзажных и портретных работ. А вклад Олеси и Андрея в осуществление публикации романа «Инок» в разных изданиях, в проведение презентации книги в 2012 г. неоспорим.
Поэт и писатель Айдар Хусаинов первым из литераторов прочел «Инока» и способствовал первой зарубежной публикации.
Краевед, журналист и публицист Янина Свице ревностно и успешно боролась за спасение мозаичных полотен Петра Храмова в здании железнодорожного вокзала в период его реконструкции. Поскольку проект реконструкции разрабатывался задолго до его практического осуществления и не в Уфе, ценность мозаичных полотен для города, для будущих поколений не была учтена. Надо было донести до современного руководства РЖД необходимость сохранения мозаики, собрать подписи, и Свице это удалось.
При новой отделке на фоне бежевого мрамора, при ярком освещении живут мозаики Петра Храмова: бегущие кони, лента реки Белой, холмы, нефтяные вышки – все давно полюбившееся, родное осталось с уфимцами благодаря усилиям краеведа Свице.
На обратном пути мы не обошли мемориал памяти детям, погибшим в авиакатастрофе. На одном из памятников встретили выгравированное четверостишие, посвященное школьнице Лейсан. Авторство принадлежит Айдару Хусаинову, он и прочел его нам на двух языках. Строка о том, что природа летним дождем напоминает о Лейсан, тронула нас, ведь имя Лейсан в переводе значит «летний дождь».
И верилось, что те, кого уже нет на этой земле, знают, что их помнят и будут помнить.
Лариса МИХАЙЛОВА
Читайте нас: