Все новости
ХРОНОМЕТР
6 Июля 2019, 18:34

Как у нас прижился «ногомяч», или Истоки отечественного футбола

В стране начался новый футбольный сезон. Сегодня футбол – это и азартно, и зрелищно, и стильно, и престижно. В этом мы еще раз убедились в дни успешно проведенного в России чемпионата мира – ЧМ-2018. Для мирового и российского футбола этот чемпионат открыл новую эпоху.

Как известно, футбол изобрели англичане в далеком ХП веке. А в России всего сотню с лишним лет назад никто не знал, что такое футбол, его начали играть у нас… по приказу! Футбольный мяч первыми освоили военные – гвардейцы Семеновского и Кавалергардского полков. Именно они стали одними из первых футболистов Петербурга.
Футбол стали вводить в армии, чтобы не отставать от заграницы по части спорта. На первый матч гвардейцев прибыл блестящий кавалергард – князь Феликс Юсупов, который в детстве учился в Англии и играл там в футбол. Семеновцы, преображенцы и кавалергарды были военной элитой: служивые двух первых полков на парад ходили в красных чулках, что означало прошлые их знаковые битвы «по колено в крови». Вот начальство и рассудило, что коли в боях первые, значит, и в спорте не оплошают. Но «большой знаток футбола» Юсупов, видно, думал иначе, а потому иронично спросил гвардейцев, знаком ли им хотя бы свисток. Те бойко отвечали, что знают отлично, мол, «по свистку даже смирно становятся».Князь усмехнулся в усы и заверил, что стоять не придется, а наоборот, надо бегать по полю, да побыстрее. Кстати, в Кавалергардский полк обычно брали исключительно высоких парней из воинских династий. Семеновцы были попроще и ростом пониже, но престиж свой ценили высоко. К игре они подошли «с узко-патриотической точки зрения, «набить ряшку» долговязым… и тем поддержать честь своего полка»! Более ловкие и подвижные, они за два часа забили восемь голов «верзилам»-кавалергардам.
… Простой люд также не отставал от военной элиты. Работяги с фабрик Саввы Морозова тоже упражнялись в «ногомяче» (как они называли футбол) на задворках Орехово-Зуево, меж коровниками и свинарниками. И стоило мячу угодить в сарай, как окраина оглашалась то хрюканьем, а то и мычаньем…
А началась эта «новая мода» с поставок станков и приезда британцев-инженеров компании «Де Джерси» на морозовские фабрики. Англичан поселили за высоким забором в охраняемом коттеджном поселке с водопроводом, клумбами и фонтанами. Управляющий ткацкой фабрикой в Орехово-Зуеве британец Гарри Чарнок, в просторечии – Андрей Василич, сам большой футбольный фанат, подал идею фабриканту Морозову объявить через английские газеты, что «на российскую мануфактуру требуются инженеры, механики, служащие, умеющие хорошо играть в футбол». Но британцы то приезжали, то уезжали, и команда вечно разваливалась. Чарнок считал русских рабочих «отличными учениками» с «хорошими физическими данными», но заманить их в команду долгое время не мог. Ведь в Орехове большинство были староверами и выйти на поле в спортивных трусах, с голыми коленями не могли просто по религиозным соображениям…
И все же именно здесь, на волне борьбы с пьянством и мятежными настроениями ткачей, возник в начале ХХ века клуб спорта «Орехово». Свою роль сыграла встреча Андрея Всильевича Чарнока с местным губернатором Сазоновым в 1909 году.
Правда, услышав, что футбол – это когда 22 дюжих мужика жаждут «завладеть кожаным мячом» и загнать его меж «столбами, установленными с обоих концов поля», губернатор впал в тоску: неужто «люди в самом деле собираются смотреть на эту глупость»? Но, увидев фото с германским кронпринцем (наследником престола) в футбольных трусах на Темпельгофском поле в Берлине, смирился – ладно, играйте, только без кровопролития!
Перед первым матчем смешанных команд русских и англичан рабочим и служащим раздали отрезы ткани, чтобы сшили дома спортивные трусы и явились бы на игру как положено. Но в день состязаний игроки-старообрядцы предстали взору британцев в длинных шароварах! И тогда прямо перед матчем капитан команды пошел на крайние меры – вооружившись ножницами и меркой, запер уже одетых играков в раздевалке и обрезал штанины до нужной длины. Этот случай описал Чарнок в своей книге о России и русском футболе.
А вскоре и по всему московскому уезду началась футбольная лихорадка. «Фарфоровый король» Кузнецов взял на содержание четыре команды; фабрикант Смирнов профинансировал три любительских кружка; в футбол вложились предприниматели Зимин, Муравьев, Грызлов… Но морозовцы превзошли всех. Смешанная команда русских и англичан выходили на матчи под звуки военных оркестров в бело-голубых футболках по спецзаказу из Британии. Стадион в господском парке Орехова был лучшим в России. А раздевалка и душ в то время имелись только здесь. Но главное – морозовцы не знали поражений! Четыре года подряд (с 1910-го по 1913-й) они побеждали в первенстве Московской футбольной лиги. Правда, некоторых британцев из той команды интересовали не только спортивные успехи, но и шпионские дела…
Задачей англичан, французов и американцев было принуждение России к продолжению Первой мировой войны в 1918 году, но затея провалилась. Иностранных заговорщиков выслали после разрыва дипломатических отношений. Братья Чарнок срочно уехали на родину. Русские спортсмены ушли на фронт, многие погибли на Гражданской войне… В российском футболе возникла пауза.
Но, тем не менее, - россияне уже успели «заразиться» футболом. Азартная и зрилищная игра, хотя и с перерывами – продолжалась.
Намного успешнее сложилась карьера основателя команды морозовцев Андрея Васильевича (Гарри) Чарнока. Он до конца Великой Отечественной войны сотрудничал с СССР, как текстильный предприниматель. Видя, как в каждом московском дворе мальчишки продолжают гонять мяч, даже не подозревая, что когда-то эта игра считалась чужой и чуждой, он написал книгу о своей любви к России и о русском акценте английского футбола…
Идьяс ГАЛЕЕВ
Читайте нас: