Мы привыкли к апрельским тезисам от вождей, а Никита Поповский нам решил подарить стихотворный конспект наших дней, заурядных, провинциальных, обычных, только ракурс одного из людей необычный – поэтический, поэтичный.
Никита – славный уральский парень и поэт из него вырос хороший. Уж сколько я его знаю, с тех далеких дней 2018 года, когда писала поэтам-участникам нашей истоковской десятки месяца: «хотела бы получить вашу персональную подборку для публикации». Тогда Никита был челябинским студентом-историком. Подборку его в «Истоках» напечатали. Потом он издал свою первую книгу стихов, неожиданно в Уфе и мы провели обсуждение с трансляцией на УФЛИ – автор присутствовал виртуально. Тогда это была ох как круто, никто ещё не знал, что онлайн скоро вытеснит жизнь. Но жизнь еще не заперли на карантин. А вот когда заперли, и летом 2020 года всем захотелось свежего воздуха, и тогда Никита приехал на поэтический фестиваль «Уфа-Айгир». И там на природе, в чудесном горном приюте «Айгир» мы наконец познакомились с теплым, добросердечным и улыбчивым юношей лично. Произвел очень приятное впечатление, и мы стали после этого иногда участвовать в его общественно-поэтических проектах в интернете. И вот я «держу в руках» – увы. Не держу, а разглядываю на экране ПДФ новой книги Никиты Поповского «Апрельские тезисы». Читаю буковки, интересуюсь выходными данными – издательство «Стеклограф», 54 стр.
Погружаюсь в стихи, внимаю изображенному в них, понимаю, что предо мною гравюры Дюрера. Поэтическая графика, эстампы жизни – отпечатки выцарапанного на сердце – постапокалиптический пейзаж и библейское настроение, где время всегда равно вечности. Как оказалось, жизнь длиннее дня, но в дне поэта умещаются и три года закрытого морга, и пророки различных мастей, и подтаявший пломбир.
Столько отсылок. Столько метафор, что вспоминаешь – историк автор. И об истории Поповский предпочитает говорить с погодой, с пейзажем, с месяцесловом и хронопотоком. Есть Ной и Трои нет, Эльбрус/Арарат, есть пароход современности, Пушкин, Маяковский, Есенин. Летние гари, осенние хмари, черные зимы, но в сердце поэта, наверное, есть весна. Он рисует желтым по серому книгу полную панельных многоэтажек и сумрачных индустриальных пейзажей. И мягкая ирония вдруг вспыхивает, подобно ранним цветам мать-и-мачехи, на глинистом обрыве, или затаенная нежность, как белая ветреница среди прошлогодних палых листьев, проглянет сквозь понурость скудного обветшалого житья-бытья. Так и мы, читатели, бредем по книге кирпичными руинами, моховыми болотами и вдруг вдыхаем холод облаков и ловим солнечные блики, собирая букеты аллюзий своих чувств, отточено выраженных в стихах Никиты.
Так молодой преподаватель истории включает нас, со-временников, со-племенников в летопись со-бытия. Отпечатывая время на бумажных листах, электронных девайсах в стихотворные вносит скрижали, процарапывая патину обыденности граверным резцом поэзии. Придавая космичность простому, земному, обыденному бытию и пейзажу.
Как же я вот эту тонкость и прозрачность, контрастность и парадоксальность – люблю, когда автор выразил свои чувства. Только хочу заметить – за каждым чувством стоит потребность. Например, за чувством голода стоит потребность в еде, витальная потребность, ибо если человек не будет есть – он умрет…
Книга «Апрельские тезисы» Никиты Поповского, несомненно, хорошая поэзия, но, когда он сможет показать, осознать, отрефлексировать свою потребность – это будет отличная поэзия. А она обязательно будет: у Никиты прекрасный интеллект и блистательный личный тезаурус, два компонента столь редко встречающихся в одном авторе.
Галарина ЕФРЕМОВА
Апрельские тезисы
Солнце дым из трубы без тоски закатает в бетон,
И о жёлтом отрезке люди не спросят: «Где он?»,
Потому что апрель – время тезисов и перемен,
Потому что не может крыша существовать без стен,
Потому что не может дерево жить без своих корней,
Хиросимы внутри тебя оставляют театр теней,
А цементные краски возвращают обыденность дней,
Разгоняя былое, словно на площадях голубей...
Выйду и закурю.
Снова стану одним из людей...
* * *
Вот он я – весёлый книжник,
Я несу свисток для фляги.
На душе моей – булыжник...
Вот и город из бумаги –
Он огня боится, дыма,
Любит фразы полифальши.
Может спит, а может вымер –
Не понять с утра пораньше.
Вот и ты с огромным сердцем,
Строгим взглядом без причины...
Ищешь место отогреться,
Ищешь повод стать мужчиной.
Вот квартира, макароны,
Чашка чая, если надо...
Вот и век, что нас хоронит
Вне кладбищенской ограды.
* * *
Что ни местность – то Урал –
Вместо лета – осень,
Городок куёт металл
И бараки сносит.
То не горы, а отвал,
Несмотря на выси,
С корабля бегут на бал
Выжившие крысы –
Сверху трубы прорвало,
Но нигде нет Ноя...
Нет в селе коров, сельпо,
Конь – и тот из Трои,
Но зато пчелиный мёд
Отдают задаром.
Скоро к нам июль придёт
С ядерным загаром.
Бог сидит на небесах,
Чавкая попкорном,
А мы ищем чудеса
И немного тёрна...
* * *
Равнины и горы, леса и болота
И боги тверды, как дубы.
Рождаются люди и смотрят на то как
Им делают с детства гробы,
Как каждому в сердце вгоняют иголки,
Как в лоб прилетает кистень.
Рождаются люди... и курят в сторонке
Пророки различных мастей.
Малой родине с любовью
Плыл рассвет с парусами над горкой,
Разрывая собой небеса.
В этом месте сушило махорку
Лето, пряча под солнцем глаза,
Серость – в реки. И строились планы
Как прожить без касания рук.
И богам люди ставили храмы
Лишь за то, что курили бамбук,
Лёд в стакане, как в душах, не таял,
Внутрь лез, чтоб оставить свой след...
Это все, что запомнил когда я
Покупал в неизвестность билет.
Черный город
Бешеный ритм сердцебиенья
В царстве панельных мертвых коробок,
И значит – стремительна скорость старенья,
И для неё не придумано пробок.
Выйти из тени розовых куриц
Вряд ли удастся без шума и боя
Среди проспектов, проулков и улиц
Никто не окажется рядом с тобою.
Можно смириться и выдернуть крышку
Чтобы смиренно выстрелить в печень,
Можно идти, называя малышкой
Ту, что дана тебе только на вечер
Или всем врать, что «нет лучше его,
Что «согревает» в декабрьский холод»,
Но только с тобой рядом нет никого,
Только лишь черный город.
Давят маршруты толпы безумцев,
Не повидавших живого рассвета,
Ищут они жертв для новых обструкций
Наверное здесь или еще где-то.
Время спасаться от монстра сего
В тихой глуши – пока ещё молод,
Но только не видишь давно ничего,
А вокруг чёрный город.
* * *
Я брожу по ничейной земле,
Глядя в морды кирпичных останков,
Вспоминая что было во мне –
Когда соль мне мерещилась сладкой,
Когда небо сроднилось с водой,
Я ловил эти капли и думал:
«Слава Богу, что это со мной!
Слава Богу.» Но Бог уже умер...
И теперь на ничейной земле
Наблюдаю как красные волны
Растворяются солью в воде.
Плакать хочется, но мне не больно.
Памяти А. Петрушкина
На части ломается небо,
И льётся, и сыпется в руки,
Как будто от смерти плацебо…
Но сердца последние стуки
Твою завершают работу,
Толкая костлявой на «мушку»…
Представь, что ты умер в субботу,
А церковь закрыта на клюшку,
А морг – третий год на ремонте,
На кладбище – место у урны
(«Нет больше! Убейте! Увольте!»),
Ты б в морду им дал, но ты умер.
Памятник
Как оказалось, жизнь длиннее дня
И не живу я – так, танцую сальсу.
Глядит с укором классик на меня:
«Не этого я вовсе добивался.
Зачем все время речь ведешь про ад,
Рисуешь чёрным жёлтую погоду?»
И отвечает мой суровый взгляд:
«Ты позабыл что сброшен с парохода?»
* * *
В тишине умирающих рек,
В месте, что все зовут заповедным,
Продолжает идти первый век,
Тот, что будет, к несчастью, последним.
На руинах построенный храм
Не спасает ни душу, ни тело,
Все что бог попросил – я отдал,
Но взамен что-то тоже хотелось.
Водоём иорданный оброс
Этим самым пугает прохожих.
Этот век из страданий и слез
Нам уже изменить невозможно.
* * *
Этому городу тысячи лет,
Он помнит монголов и знает татар,
Славится тем, что в домах ярок свет,
А по утрам – из домов перегар,
Держит за горло синицу в руке,
Ведь все журавли его облетают,
Палец свободный всегда на курке,
(Только патроны не поставляют).
Правильно горд и навечно один,
И если ты на него очень злишься,
Знай, что когда на побег ты решишься –
Здесь в твою честь назовут магазин.
Рейс Челябинск – Москва
А жизнь от того интересна,
Что есть неизвестные тропы…
я вырвал себя из контекста
Завода и угольных копей.
И выбрал не стопы, а крылья,
Чтобы надышаться свободой,
И в сторону синего свода
Взлетаю, спасаясь от пыли.
Безножно туман белоснежный
Я режу, питаясь парами
его. Намокает одежда,
Но я наравне с облаками.
И холод не врежется в пальцы,
И голову бог не чекрыжит,
И звезды становятся ближе,
Когда от земли оторвался.
Memento mori
Не забудь, судьба у океана –
Быть бессильным против полотёра...
За углом Есенин с чемоданом
Спрашивает путь до Англетёра,
Матерясь негромко по-рязански...
Спрашивает путь до Чёрной речки
Пушкин, разминая свои пальцы,
Потому что жить он будет вечно,
Ну а там – рукой до Пятигорска,
А потом – к московской коммуналке,
Где в тоске блуждает Маяковский
Из груди выбрасывая капли,
Спрашивая громко сигарету,
Смысл многогранных многоточий.
Вот подходит Бродский к кабинету,
Пожелав жене спокойной ночи.
К небесам ядро летит из пушки,
Разрезая ночи чёрной платье...
С главврачом дымит в углу Петрушкин,
Спит Денисов,
Дремлет Саломатин.
А кругом опять бушует лето,
От воды лишь солнечные блики.
Если ты готов увидеть это,
То готов будь снова стать великим.
20.VII
Ушёл в закат, вернулся на рассвете,
И на лице застывшая печаль.
Засохли листья вишни на газете,
Чтобы затем переродиться в чай.
А за окном июль всем кажет зубы,
Устроив на Земле кромешный Ад;
Рабочие весь день меняли трубы,
Хотя, скорей всего, искали клад.
А дни идут, а с ними кривотолки,
Царапая асфальт и не звеня
О том, как бог в серебряной бейсболке
Потребовал побега от меня.
Июль меня на год приблизил к смерти,
Но ручка ощущает запах рук,
И звук идёт, и фильм пока что в цвете,
Хоть зрителей осталось десять штук.
Ч. З. Н.
Пуская в небо дым от сигарет,
Я думаю о том что будет завтра –
О том, как ты появишься на свет,
Увидишь ад, попросишься обратно,
Без права на последнее «прости»,
Без смысла поворачивать налево,
Но только в Чрево нет уже пути,
Но есть Земля, а там – рукой до Неба.
Никита ПОПОВСКИЙ