Это очень необычные стихи, читатель. Но хотя в мировой поэзии к нашему веку испробовано если не всё, то очень многое, всё-таки оригинально лишь индивидуальное подлинное дарование. Первое, что мне приходит на ум в качестве простой характеристики нижеследующих строк – это их утончённость, красота и лёгкость ассоциаций. Плюс какая-то юношеская искренность взгляда и удивительное доверие к Прекрасному в давно скомпрометированном, отравленном единой выгодой, мире чистогана. Доверие, спасающее от захватанного, бывшего в неоднократном употреблении, бытия. Доверие, освобождающее от паралича безликой вульгарности. Отсюда и означенные атрибуты поэзии Сергея Чуманова. А ведь нет здесь, за редким исключением, рифм, а ритм – свободный… Текст – что-то среднее между верлибром и ритмизованной прозой. И всё-таки – стихи, поэзия, абсолютно не прозаический текст. И ещё одно важное свойство: в этих стихах есть личное напряжённое усилие, восхождение и в результате: экзальтация, очищение, или просветление. Словом, опять же, чистота – как свойство вечно юного духа. И блеск, и свет его – дорогого стоит.
Я вижу яркое небо забвения.
В нём облака – платья моего яркого заблуждения.
Что навеяло скуку, принцесса?
Ледяной обряд кометы Галлея – он тебе не даёт покоя?
За 76 лет – один оборот вокруг агатовых грёз неспешных нас,
Аридного климата пустыни "Наска",
Дремучих медуз, где опаловый панцирь краба,
Ультрамарин моих чувств – ищут что-то, а находят лишь…
Сухой дождь электричества, сонорные звуки моря.
Я снова один, словно серый кот, на ветру в млечном боа.
Я вижу огни волчьих стай – меня уже ищет судьба…
Но успел повстречать тебя при "Театре" Сомерсета Моэма,
Мы сомкнулись волнами, любовно – Помнишь?
Над холстами Франциска Хосе Де Гойи…
А Кем же я был? В масштабах цветка?
Куртуазность манер, но рваный почерк письма…
Улыбнись же, Принцесса!!!
Оставь равнодушие, память.
Спрячу в слезах – спрячь и ты, если сможешь, все звуки...
И – звук расставания, эту музу пчелиного роя.
Нет для меня багряных сладостей осени…
Нет поиска новых звёзд, в твоём смехе и звёзд в водной россыпи...
На турецких базарах заката пыль столбом – бал черепаховых, дымчатого топаза – оправ.
Нет и пряных трав, гончих псов мозаики.
Афродита выходит из пены, почему-то в купальнике...
А есть лишь три полоски камней драгоценных: Вот чуть отверну я рукав!!!
Так прощай "Рафаэлла"… Так прощай "Рафаэлло" Вместо тысячи слов.
О, величие скомканных простыней, бриз зеркал.
Ты стояла под душем, вся в слезах.
Жрица тонкого вкуса – "Прости забудь…"
Видимо поэтому солнце сегодня пустилось в пляс…
И цветут витрины уклончиво;
Все потому, что ты ищешь другого…
Вижу яркое утро знамения.
Слышу музыку – гул примирения…
Что бы ни сделал свет для влюблённого…
Я для него сделал больше!!!
Мы шли по аллее. Наверное, из-за туч
(Они – воплощение обморока) –
Потом "Я ничего не гарантирую" свежо сказала.
Затем с таким же сожалением –
В память о нашей вчерашней печали-проступке –
Ты извлекла на свет труды
я принял постриг (монашеский)
Попали в воду. Помнишь, ты заплакала
Разлился под пятой Zacapa – ром –
Но спешились… Широкие поля-глаза… Сейф взломан!
Поверхностно нежны поля такие,
В них тайна? Вера в чудо?
"Мы чужие", – сказала ты.
Сейчас в нас не было, не будет.
Тебе, конечно, мало слов!"
Она: "Меха! Не панцирную сетку!
С тобой приятно мёрзнуть?
Или вон там! Полярная звезда!"
"Я говорил так? Это неприлично…"
И всхлипы, всхлипы, солнечное "Да!".
(Вот она плакать перестала,
Увы, пришлось окликнуть и одёрнуть…
И, кажется, что снизошла,
Да, снизошла, чтобы… замёрзнуть).
Мы шли по аллее. Наверное, из-за туч сказал:
"Не говори, не старься на свету!
Могла ли ты постичь такую красоту
Какой-то скучный реверанс – "до дома".
Усильем глаз примерить жизнь в неволе.
"До дома" – тыльной стороной её ладони?
И развернуться там – в немом кино.
Уйти немыслимо: без звука и без гнева.
Бросить на ветер жизнь свою – а то.
И не сберечь – мы шли аллеей прошлого –
Упасть бы было легче, но предтечей.
Я правил, правил её плечи.
Они – вне правки – её плачь – мой космос!
"И зачем было давать такое название?"
"Странная жалость к себе – всё озвучивать!"
"О! Смотри, смотри – птица вспорхнула с ветки!"
Ей приходилось разучивать па! – доставать сигареты
Она вновь зевнула. Закурила.
Я усмехнулся, так прозвучало моё "нет" –
Все они – в нашей власти.
Но такая власть ничему не учит
"Птица! Птица!" И птица становится невидимой.
"Услышала – усомнилась" – повествует душа –
Душа смотрит на меня выжидающе.
(Больше я ничего не умею – грустит).
"Ладно" – О! Какое красивое "ладно"!
Похоже, так с моей девушкой будет всегда.
"А небо?" – как-то нескладно говорю я.
"Да"… нехотя отвечает душа.
"Трудно свыкнуться с мыслью,
Что мы будем вместе – говорит моя девушка".
"Ты грустишь" – констатирую.
"Нет, я счастлива", звёзды мерцают –
Экзальтация! – точно крылья стрекоз.
Взял её за нос – не возмущённо, но – деликатно –
И говорю: "Никто не водил меня за нос!"
Так мы переждали какое-то время,
по громкоговорителю объявили: "Рассвет!"
И торможение на шестистах страницах
Книги Джеймса Джойса "Улисс",
Супрематическая композиция Малевича –
Я презираю бегство и бег.
"Слушай, – говорю, – а сколько лет твоей дочери?
У тебя же есть дочь. Сколько ей было лет, спрашиваю
Когда она сказала… Словом, что я ей понравился?"
"А? Это был ты? ... Я предложила тебя рассмотреть,
Вопросы с почтой жалкие корреспонденции".
"Примитивная наскальная живопись".
"Ха! Я тогда никого не любила
Я поменял имидж. Снял новую леди.
"Ветер был", "Ветер не был!" –
Мы читали серые письма из нескольких строк.
Новая скучная леди. Не ты.
Так, наверное, и рождаются мавры – чтецы.
Лишь в расставании сблизились.
Когда-то мне пришло в голову
Не позволив себе даже знать или петь.
Молчание вырубило арфу в скальном уступе.
Светло-серый пепел к ночи не развею!
Барельефы вен в руках пламенеют.
А пустырь – монарший сноб,
Вечер бросился в твой дом,
Вспыхнуть и не вспомнить.
Значит, нужен сердцу друг,
Значит, нужен сердцу звук,
Статуи в саду пели в туях.
Ты можешь и дальше собирать урожай,
Я в твои руки не вкладываю ни серпа, ни молота!
Можешь и дальше теряться в догадках,
Подними же плед к созвездию Ориона
И знай, молчанье – не золото.
Взглядом твоим овеяны камнепады моих рассуждений,
За скорую встречу с Землёй –
Вот, осенних листьев сухая горсть – вместо всего,
Я понимаю твою верность и зрелость,
Обретающий жизнь в наставлениях,
Сквозь гул барабанов, сквозь сетку морщин.
Иногда касались ресницы крыльев бабочек,
Тени травы и вдали звезда – парашют-балдахин.
Ничего не менялось веками.
Мы бродили с тобой в туманах, от туманов скрывая обиды.
Если б я насмотреться бы мог при жизни,
И искал бы тебя в центре солнца!
Потому, что боль расставания трудно вынести
И сменять на посту друг друга
Это было безмерным счастьем.
В оппонентах гуашь – и гетеры.
Ты привлёк под свои знамена лучших признаков – времена года.
Мы слонялись с тобой без дела,
То ли стразы, то ли дорога…
Не смотрели ни под ноги, ни на друг друга,
И размашисто били по веткам, скажем Эдема,
Но плоды не срывались с веток,
Вера в то, что мы позабыты
В поцелуях воздушных, в мыслях безбрежных
Кто нашёл в нас нечаянный смысл
Всё сбылось: предвкушения, ложи
В нашем прошлом, облака из стали –
Знать, поднимающаяся по винтовой лестнице,
Гравий, выбеленный подношениями,
Канделябры, криптовалюта.
Отдохновение в полусферах, звёздах,
Наконец-то и они появились!
Мы силились передать улыбки этому миру –
"Возьми аккорд! Нам дарована музыка!"
Мы друг другу приснились…
В страну пылающих небес, где перистые облака, бутоны,
Я вхож, там фиолета лес, разбил шатры, запутал кроны.
Я – человек Большой страны, где часовые пояса перемежают детский смех,
И рожь, что колосится в поле.
И ветер, что внимает доле, расхожих фраз многоголосье, цена которых наш портрет,
В нём – старомодные капризы, свет Дальних звёзд... которых нет.
В трудах, воспевших дух свободы – народ России.
Оркестром Млечного Пути, забытого Вселенной Улья,
Стесненный ретушью раздумья.
Влажный росчерк колосков,
И кротость та – благословенна.
Шагами правлю я порок: вновь расставанье.
Транссиб железная дорога!
Здесь – Царское Село – Поэт! Застенчиво целует охра,
"Вас, Пушкин, в Болдинскую осень, занятно, видеть весьма рад"
Жен декабристов, их Любовь и Верность.
Воздушных замков Мирозданья,
Тщету… уже не ищет взгляд.
Всего не скажешь, это правда – одна такая на века!
Россия, ты – Духовный подвиг!
Вот крестный ход рекой, традиции, погосты,
К ним, к славным именам, сошедший
Первопроходцы, белого безмолвья пионеры,
Дороги испытаний, время всё рассудит.
Чьей жизнью обернётся его плавный ход.
Я обращаюсь к тебе смело, в шрапнельных обелисках дня,
И не ищу – здесь покаяние-любовь меня уже нашла!!!
Я обращаюсь к тебе с верой подспудно верящим в Себя,
Рябиною в туманах детства,
Где длиннокрылая звезда!!!
Или же шумное венчанье берез,
Где лето красное, жнивье, отдохновенье, светозарность.
Поля в пастушьем одеянье сейчас сменил пейзаж с дождём,
Стога, что невод трав опальных. Тучи-обозы о былом,
Расхожих фраз прощальный росчерк, террасы с видами – прошло,
Свиданья, вереницы будней,
Здесь люди выбирают счастье!
Идут наперекор стихий, и значит, они что-то значат.
А значат они – Соль земли.
Истоки государства бегло – смутного времени Заря,
Утро стрелецкой казни, Петр, и – отречение Царя.
Кто вынес со скрижали молох!!!
Страна к нашему веку – от края и до края,
Но слово не взрастит Тебя!!!
Вот – гражданин, вот – государство.
Полцарства за коня и царство, где помыкают – не живут,
Мы – выше, мы оплот той Веры, не отлучат нас от Любви,
Мой монолог – Мой путь к победе,
Давайте думать, что любовью все измеряется всегда!!!
А странникам, оставьте воду, и хлеб насущный, и слова.