Все новости
ПОЭЗИЯ
20 Сентября 2018, 12:53

Краской из стакана

Игорь ГУБЕЕВ Казалось бы, в наш оцифрованный век высоких технологий, изобилующий информационными раздражителями, поэзия безнадежно устарела и не способна заинтересовать современного человека. Но иногда происходят события, нарушающие ожидаемый алгоритм устоявшейся повседневности и закостеневшие стереотипы мышления.

В ясный августовский день в зале исторического музея, наполненного солнечным светом, проходящим сквозь матовый тюль, колыхающийся под легкими порывами теплого ветерка, проникающего через приоткрытые окна, состоялось одно из таких событий – поэтические чтения, организованные участниками бирского творческого объединения «7-й маршрут».
Выступления открыл организатор мероприятия Александр Хватков – молодой и успешный поэт, всегда подтянутый и бодрый, несмотря на плотный график, вечный цейтнот и недосыпания. Как и он сам, его стихи стремительные и порывистые полностью поглощают внимание зрителей. Помимо привычных стихов о Родине и о роли поэта в современной жизни, прозвучало необычное для Александра стихотворение «Пунта-Кана» о желании уехать в жаркие южные страны, но даже они, какими бы прекрасными ни были, не заменят Родины. Стихотворение, обладающее необыкновенной атмосферностью, наполнило музейный зал эйфорией пляжных вечеринок, освежающим бризом, экзотическими запахами и звуками тропического леса. Но в то же время в нем присутствовала, проходящая красной нитью через все творчество поэта, боль за родную страну, переживающую не самые светлые времена:
Понимаю, к сердцу принимая
Все ошибки и любой изъян,
Ведь страну мою, что так ругают,
Не заменят сотни Пунта-Кан.
У Александра, помимо патриотических стихов, сильна и лирическая линия. В этом уверенном в себе, энергичном молодом человеке с трудом угадывается ранимый и чуткий лирик с нежной душой внутри. Об этом свидетельствуют следующие строки его стихов:
Два поцелуя, один – на удачу.
Я еще тот собиратель удач!
– Это снежинки... не думай, не плачу...
– Все хорошо, дорогая, не плачь...
Поэт в лирике Хваткова – хранитель традиций, воспевающий жизнь; его призвание – дарить людям свет и надежду. Он помогает увидеть прекрасное в обыденных явлениях – в запахе летних дождей, в выцветших ставнях родного дома, в цветении яблочных садов. Сам Александр так говорит о своем творчестве: «Я стремлюсь писать о позитивном, негатива в нашей жизни и так хватает с излишком».
Вслед за Александром на сцену вышла Дарья Шишко – с бирюзовым милированием прядей и в зеленом платье, подчеркивающем утонченную фигуру балерины, она напоминала фею из сказки про Питера Пэна и русалку Андерсона одновременно. В ее стихах также неизменно присутствует элементы сказки и красочной фантазии, дающие ощущение ослепительного карнавала, яркого маскарада, порождающие желание, предощущение нового лучшего мира.
Вот двери распахнулись!
Величественный зал
Передо мною воссиял!
Сегодня я попал на бал!
Казалось, будто я
Ворвался в сказку дня.
Сиянье, отблески огня!
О! Где же моя маска?!
В стихах Дарьи Шишко отображаются поиски себя, своего призвания в мире, так часто напоминающему хаос, порождающий беспорядок мыслей, бурю противоречивых чувств. Но в конечном итоге Дарья находит гармонию и тот стержень – целительную силу творческого воображения, который не дает сломаться под тяжестью невзгод, помогает не сдаться и продолжать двигаться к намеченным целям, познавая и принимая мир таким, какой он есть, и неизменно находя поводы для радости, приобретая умение быть счастливым.
И вновь улыбка невзначай.
Я заварю зеленый чай.
Глотну из чашки, успокоюсь,
Вздохну поглубже и настроюсь
На солнца свет в восходе ясном,
На радость дня в миру прекрасном.
Стихи Дарьи привлекают внимание своеобразной лексикой, нестандартным построением внешней формы, в которой угадываются чувства, знакомые каждому, – ожидание чуда, разочарование от завышенных ожиданий, любопытство, удивление, способность очаровываться, влюбляться, радоваться жизни, сохраняя пламенную любовь к ней и всепобеждающий оптимизм.
Яна Савицкая прочла свои новые стихи. Всегда элегантно выглядящая, серьезная, в очках в классической черной оправе, она напоминает молодую учительницу начальных классов; глядя на нее, невольно хочется сесть прямо, положив руки перед собой в ожидании услышать что-то новое, увлекательное. И это ожидание всегда оправдывается. Яна обладает завидным умением выстраивать ритмомелодический строй речи: мелодику, тембр, громкость голоса, паузы, логические ударения в соответствии со смыслом и настроением текста, что привлекает неотступное внимание к словам, произносимым автором.
В одном из своих стихотворений Яна раскрывает секреты своего творческого процесса:
…Как на тюбик от мятной пасты
Надавили, и вот, вместо
дел, делишек, делов
даст мне
кто-то по лбу и скажет: «Делай!»
И полилась, как дождь из стоков,
из всего, странных смыслов гадость,
слов потуга и мерзость букв.
Но какая-то все же радость.
Ненормальная, злая, гордая,
будто зубы в улыбке сжала,
и уже не разжать,
мордой
повернулась, а там жало.
Сжала ноги, педали вжать,
жен, мужей и старух мимо,
мимо всех остановок гнать,
лишь бы вдруг не сойти с ритма,
лишь бы мера не стала между
мной и всем отстраненным…
Этим летом Яна окончила первый курс Московского политехнического университета, и, видимо, в связи с этим у Яны появились такие трогательные строки:
Апрель в Москве возник как чьи-то руки,
которые с усмешкою сказали:
«ты не любил весну из-за разлуки
с московскими апрельскими слезами
и с чьим-то смехом от тепла. Послушай,
а то не твой ли смех? Не ты ли, громкий,
шальной, как в детстве, брезгающий сушей,
ступаешь в лужи и не терпишь пробки?»
По словам Яны, в последнее время стихов сочиняется не так много, но зато в новых текстах виден значительный рывок вперед – расширился диапазон интересов и тем, фактура текста стала сложнее, изобретательнее. В ее стихах отражены самые неуловимые и тонкие нюансы восприятия многообразных жизненных явлений. Творчество Яны можно было бы определить как радугу эмоций, сверкающую разноцветными красками переживаний, переливающуюся различными оттенками, разбивающими привычную цветовую гамму на множество неожиданных и удивительных градаций.
Следующим выступления продолжил Александр Михайлов. Его стихи напоминают музыкальную шкатулку – они обладают особой напевностью и мелодической гармонией. Александр читает стихи, по-солдатски выпрямившись, по-наполеоновски держа руки за спиной. Сначала слова произносятся медленно, как будто бы раскачиваясь, сбиваясь с ритма, а потом сама музыкальность текстов выводит его на правильный темп и ритм, и вот речь уже более напевна, голос раскован, и стихи льются, словно река, высвободившаяся из плена плотины, мощным неудержимым потоком.
Из уст Александра Михайлова в тот день прозвучала преимущественно любовная лирика с ювелирными вкраплениями тонко завуалированного эротизма, преподнесенного в настолько изящной форме, что напомнила возвышенностью чувств Песнь Песней Соломона.
Губами припадал я и целовал ей плечи,
Не находя причины к следствиям иным
В мгновения, когда лишь пламенные речи
Предсказывались, будто движением простым.
А звездные системы в ладонях у Созданий,
Которым без усилий все это побороть
В мгновение, когда мы с нею из желаний
Творили внеземное, что возымеет плоть.
В стихах Александра Михайлова рассказывается, как происходит рождение любви из самых повседневных событий, из случайных встреч, в ходе которых невидимой рукой судьбы соединяются любящие сердца. Просветленной силой религиозного озарения отличается стихотворение «Благодарю», в котором автор выражает чувство благодарности Богу за все то, что он ему даровал, – за счастье, за испытания, за тот прекрасный и в то же время суровый мир, в котором мы живем.
…За то благодарю, что впереди
случится, и за то, что движется к исходу,
за крест, висящий на груди,
и за Дитя, крещенное в субботу.
Благодарю за плюсы, знаменатели,
когда о чем-то говорю,
и за биенье сердца Матери
Благодарю!
Тексты Александра отличаются доходчивым содержанием, четкой детализацией, позволяющей вуализировать обстановку, фоновый ряд, в котором происходят действия.
Из старшего поколения бирских стихотворцев в чтениях приняли участие Владимир Геннадьевич Барановский, прочитавший свои юмористические стихи, сопроводив их остроумными комментариями, развеселившими зрителей, и Галина Павлова. Как она с иронией отметила про себя: «Самая юная из собравшихся, ведь кто сочиняет стихи, тот в душе всегда остается молодым, задорным и полным душевных сил». Прочитанные ею стихи о любви, о родном крае при внешней простоте вызывают симпатию особой искренностью и нежностью.
Старый, старый двор и старый дом,
Сколько было пережито в нем…
Юности мечты, словно первый вальс,
Закружат мне голову сейчас.
Юности мечты, пусть не все сбылись,
Главное, что мы вместе собрались!
Трогательны стихи о малой Родине, о городе Бирске – вечно юном, бережно хранящем в себе – в своих улицах, домах, деревьях – воспоминания о нашем солнечном, как и этот нежаркий день яблочного месяца, детстве.
Детство мое пахнет Яблочным Спасом.
Яблок осенних густой аромат…
В городе Бирске август прекрасен,
В дворике нашем – яблоней сад…
Подобные поэтические мероприятия помогают, замедлив бег и остановив суету будней, задуматься о чем-то менее приземленном, чем наши обычные заботы о хлебе насущном. И тогда, привычный, окружающий нас мир вдруг открывает нам свои новые, доселе нами не замечаемые грани. Поглощенные заботами будних дней наш кругозор становится уже, мы зациклены, как правило, на своей профессиональной узкоспециализированной деятельности, обделяя себя теми чудесами, которыми полна жизнь и на которые у нас не хватает времени обратить внимание. И только поэзия, плеснувшая краской из стакана, помогает нам увидеть красоту окружающего мира и услышать голос нашего сердца, что очень важно, потому как «только сердце зорко, самого главного глазами не увидишь».
Читайте нас: