Всего один день мы общались с Владимиром Парфирьевичем Тищенко. Мы хорошо провели время. Благодаря ему, я узнал много интересного и нового. Во время посещения Братской могилы на ул. Шаймуратова он меня спросил:
— А ты знаешь, землячок, что в д. Штеревка есть одно место, в народе называемое «Тропа бессмертия Шаймуратова»?
— Знаю, видел, летом! Это место уложено камнями и видно под высокой травой.
— Да, верно!
По словам Тищенко, вернувшись в 1946 году, в родные места, он впервые собирал здесь камушки и положил над высоким заросшим деревьями балкой. Это он сделал для того, чтобы было издалеко видно то место, где погиб в неравном бою гвардии генерал-майор М. М. Шаймуратов. Таким образом, Владимир Парфирьевич, по-своему старался увековечить это место, внес свою скромную символическую лепту в дело сохранения памяти генерал-майора М. М. Шаймуратова.
— Землячок, а ведь политическое положение изменилось. Это стихотворение было написано давно до 9 мая, но никак опубликовать не смог. В это время Владимир Парфирьевич ладонью зажал грудь, массируя свое сердце, которое дало о себе знать…
— Вы мне разрешите, стрихотворение записать в блокнот? В Башкортостане, мы обязательно постараемся опубликовать это стихотворение про Сталинград!
Я был рад, что в эту минуту со мной находится удивительной судьбы человек, скромно назвавший себя — местный поэт Владимир Тищенко. В знак благодарности я ему пожал руку и, взяв из сумки свой латунный курай, посвятил ему мелодию «Шаймуратов генерал».
В ответ на мое музыкальное приветствие он тоже мне прочитал наизусть свое стихотворение: «Сталинград»:
Есть металл и есть на нем окалина.
Об этом знают кузнецы.
С возгласом — За Родину! За Сталина!
Гибли наши деды и отцы.
И вставал народ живой стеною
Вновь, как столетия назад.
И стоял над Волгою водою,
Насмерть легендарный Сталинград.
Наш солдат всех почестей достоин.
И прославлен будет он в веках.
И стоит в Берлине воин,
С девочкой немецкой на руках.
Знаю я, что правды час настанет.
И сквозь сонм наветов и преград,
Над землей, как солнце
Сияет символ нашей славы — Сталинград!
(Владимир Тищенко. 2007 г.)
К вечеру мы вернулись во двор, где жил В. П. Тищенко, наслаждались с виноградом и грецкими орехами. Виноград радовал обильным урожаем.
— Эх, собрать бы этот урожай, да руки не доходят… В это время заметил, что Владимир Парфирьевич снова схватился кистью правой руки за сердце. Он живет в своем доме один. За последние два года его хулиганы обокрали пять раз. Разорили и порвали рукописный сборник стихов. Ему больно об этом вспоминать. Он с болью в сердце признавался, что вынужден собирать и сдавать всякий металлолом, чтобы купить лекарства. Недавно лежал в больнице, сердце не дает покоя.
Во время беседы Тищенко несколько раз повторял о своем желании выступить перед делегацией Башкортостана, во время митинга. У него были интересные предложения, его мечта: сделать побратимыми города Стерлитамак и Петровск.
Вечером из петровской администрации мне передали, что в гостиницу г. Краснолучевска прибыла наша большая делегация, всего 16 человек из Уфы. Делегацию возглавляет Шавкат Тутаев, главный специалист Министерства культуры и национальной политики РБ. Делегация с собой привезли с памятными надписями черную гранитную плиту для установления на памятнике.
Красный гранит — символ пролитой крови
29 сентября. В городке Петровское на участке будущего сквера проведены основные работы. Посажены деревья, проложен тротуар, сформирована цветочная клумба и основание для памятника. Теперь осталось привезти из Кировоградской области подготовленную гранитную глыбу весом в 10 тонн. Для транспортировки камня мы обратились к руководству химического комбината им. Г. И. Петровского. Первый заместитель генерального директора Владимир Петрович Третьяк без замедления выделил грузовую автомашину МАЗ с кузовом длиной в 13 м. Вместе с водителем Андреем Михайловичем Горбачом, ранним солнечным утром мы отправились в Кировоградскую область.
Наша цель — доехать до Кировоградской областии и с Капустянского гранитного месторождения привезти 10-ти тонную глыбу. Дорога занимает более суток времени в одну сторону. В Капустянском месторождении нас тепло встретил генеральный директор ЗАО «Капустянский гранит» Аглиуллин Равиль Мингаязович. Под его чутким управлением в карьере и на производственных площадках шла отлаженная работа. Равиль Мингаязович оказался щедрым руководителем. Вместе с выбранной глыбой в придачу он велел погрузить еще полированную плиту для подножия и 2 тонны гранитного гравия для благоустройства площадки перед памятником.
Как только погрузили на борт все материалы, небо обволокло черными тучами, грянул гром, начался ливневый дождь. Под дождем мы тронулись в обратный путь. С запада гонимый дождь шел за нами более суток, будто желая нас догнать, сопровождал всю дорогу до Луганской области.
1 октября. К концу дня, когда солнце уже закатилось за горизонт, излучая последние лучи, мы со своим драгоценным грузом вернулись из Кировоградской области. От Капустянского карьера, проехав 900 км пути, вернулись в г. Петровск. Всю дорогу я созванивался с администрацией г. Петровское, сообщал скорость движения, координаты нахождения для того чтобы по приезду согласованно организовать выгрузку привозимого материала. Нас ждал автокран, и не теряя ни минуты, сразу начали выгрузку привезенного груза. Все специалисты и ответственные люди работали слаженно. В момент, когда наша гранитная глыба, была установлена на свое основание, на закате сквозь черные тучи выглянуло солнце, которое золотыми лучами озарило поверхность памятника.
Это было минутное, но красивое и символичное зрелище, которое мне повезло зафиксировать на свой фотоаппарат. Как только золотые лучи погасли, небо заволокло черными дождевыми тучами, подул влажный ветер, который принес первые капли дождя. Вот и долгожданный дождь нас догнал! Этому дождю здесь все были рады. Петровчане, глядя на моросящий дождь, с большим удовольствием говорили, не скрывая своих эмоций: «Это башкиры привезли нам долгожданный дождик. Мы этот дождь ждали целое лето! Башкирские воины-конники — наши спасатели от фашистов! К нам приезжают хорошие люди, достойные потомки смелых конников!». У этих людей в это время лица радостно ликовали, на утомленных, усталых глазах засверкали искорки надежды.
Установленный памятник, привлекал людей. Под моросящим дождем люди шли к новому, рукотворному объекту. В это время я занимался благоустройством окружающей площадки памятника, раскидывал гранитный гравий к подножию, накрывал красной тканью, готовил к торжественному открытию. Ко мне подошел пожилой ветеран, поздоровался и спросил, слегка коснувшись моего плеча: «Вы, настоящий башкир? Дайте, я Вас обниму?!»… Мой незнакомый пожилой петровчанин — ветеран на миг положил свой лоб к моему предплечью, и я оказался в его крепких объятиях…
21.09-03.10.2009 г.
Продолжение следует…