В 2009 году исполнялось 110 лет легендарному военачальнику, командиру 112-й Башкирской, (16-й гвардейской) квалерийской дивизии гвардии генерал-майору М. М. Шаймуратову. В честь этого памятного события в Республиканском музее Боевой Славы по инициативе научного сотрудника, журналиста Фарита Назаровича Вахитова, возникла идея организации международной памятной акции, целью которой является увековечение подвига воинов и командира 112-й Башкирской (16-й гв.) кавалерийской дивизии гвардии генерал-майора М. М. Шаймуратова; создание памятного монументального знака, сквера в честь бойцов башкирской кавалерийской дивизии, которые героически погибли в боях в феврале 1943 года. Проект получил звонкое название «Дорогами славных конников». Результаты наших стараний не пропали даром, Республиканский музей Боевой Славы получил Грант Президента РБ.
В качестве научного сотрудника мне посчастливилось принять активное участие в разработке программы, и как художник-дизайнер приложил творческие усилия в разработку эмлемы, наглядных материалов акции. Моя инициатива по проектированию и созданию памятного монументального знака из украинского гранита, организации сквера с четкой планировкой нашла полную поддержку со стороны Министерства культуры и национальной политики РБ. В рамках акции, как одному из участников, передо мной были поставлены и доверены для исполнения конкретные задачи: на общественных началах подготовить проектирование, организовать монтажные работы на месте проведения акции, в г. Петровске Луганской области, где наши конники прошли героический боевой путь, находясь в рейде по вражеским тылам в феврале 1943 г.
Согласно посталенной цели, в июле и в сентябре мне были предоставлены специальные командировки. Эти путевые заметки рассказывают о выполненных делах.
Акция «Дорогами славных конников» возникла не случайно и не на голом месте. В 2007–2008 годах научным сотрудником, журналистом Вахитовым Фарит Назаровичем были осуществлены несколько научно-творческих командировок в Луганскую область. В результате этих поездок формировалась идея по организации данной памятной акции.
В установленные сроки, удалось исполнить все необходимые творческие проекты будущего памятника, сквера «Памяти башкирских конников» и наглядных афиш и официальной эмблемы акции. В середине лета настало время начинать организационные работы. Теперь предстоят передо мной не менее интересные практические задачи: прибыть в Кировоградскую область, встретиться с руководством Капустянского гранитного месторождения и на безвозмездной основе добиться получения гранитной глыбы для сооружения памятника.
Здесь у читателя может возникнуть резонный вопрос: а почему для памятника используется не уральский гранит? Дело в том, что средства, выделенные на Грант, направлены на организационные и дорожные расходы для участников, а транспортировка и оформление таможенных документов, перевозка крупногабаритных материалов требуют больших неоправданных расходов.
Важным моментом по нашему замыслу является цвет капустянского гранита: кроваво-красный, багряный оттенок. На этой 10-тонной красной глыбе будет установлена черная полированная плита из габбро-норита, которую мы заранее подготовили в Уфе. Наша делегация на автобусе привезет ее с собой. Использование красного гранита в сочетании с черной плитой из уральской породы олицетворяют и застывшую кровь башкирских конников и вечную память о защитниках Отечества.
Меня уже ждал генеральный директор ЗАО «Капустянский гранит» Аглиуллин Равиль Мингаязович. С первого взгляда он, своим внушительным телосложением, уверенными движениями вызвал у меня доверие, внутреннее спокойствие. А ведь было мне за что волноваться. Нужно убедить хозяина большого карьера, чтобы он в буквальном смысле подарил нам 3-х кубометровую, весом не менее 10 т., гранитную глыбу. Такими вопросами мне раньше не приходилось сталкиваться, но в душе был уверен и спокоен.
В поезде я был занят дорогой, как и все большинство пассажиров, больше смотрел в окно, наблюдал за меняющимся пейзажем и никак не думал о том, как просить желаемую гранитную глыбу.
Раннее утро. Я в приемной у генерального директора ЗАО «Капустянский гранит» Р. М. Аглиуллина. После короткой оперативки со своим коллективом, оставшись с двумя ближайшими сотрудниками, он пригласил меня войти. Мы поздоровались рукопожатиями. Долго не задерживаясь, глядя на незнакомого россиянина из далекого Башкортостана, он спросил: «Мы предварительно знаем о вашем визите к нам. Изложите, пожалуйста, суть вопроса?»
— До приезда к вам мы хорошо изучили свойства и качество местных гранитов. О вашем предприятии очень хорошо знают в Уфе и ваши башкирские партнеры без всяких сомнений рекомендовали непосредственно прибыть к вам. Особо при этом подчеркивали, что в вашем лице они имеют надежного поставщика качественного гранитного материала. Они вам и всему коллективу передали огромный привет!
Нам для создания памятника в г. Петровское Луганской области нужен кроваво-красного оттенка гранит. Как раз ваш гранит подходит для нашего проекта. К тому же вашим красным гранитом в Уфе облицованы многие общественно-значимые архитектурные объекты, в частности, Республииканский музей Боевой Славы. Руководство Республики, Министерство культуры и национальной политики РБ направили меня к вам с официальным визитом, чтобы я нашел соответствующей моему проекту гранит. От имени руководства республики, от имени башкирского народа и от себя лично, прошу вас предоставить на безвозмездной основе гранитную глыбу весом не менее 10 тонн.
Памятник наш создается на общественных началах, в рамках международной акции в честь 110-летия со дня рождения легендарного командира 112-й башкирской (16-й гвардейской) кавалерийской дивизии гвардии генерал-майора М. М. Шаймуратова. Шаймуратов и многие бойцы погибли на этой земле. Их тела покоятся на Донбассе, в братских могилах с. Штеровка, ст. Дебальцево, г. Петровское и др.
На основании данного изложения прошу вас содействовать и выделить нам гранитную глыбу для достойного осуществления своего творческого проекта, который осенью, в конце сентября, мы намерены установить в г. Петровске Краснолучевского района Луганской области.
Выслушав мою речь, Равиль Аглиуллин с легкой улыбкой на лице посмотрел то на своих двух заместителей, то на меня и снова спросил:
— А вы знаете, сколько стоит по цене гранитная глыба в 3 кубометра? Это соответствует 10 тоннам по весу. И какие платежные счета вы с собой привезли?
Я встал с места и продолжил:
— Да, я не привез с собой никаких платежных документов. Данный вопрос для нас является очень важным. Направляя меня к вам наше руководство и я лично тоже, хорошо представляем стоимость данного материала. Об этом в Уфе мы подробно обсуждали разные варианты. Привезти свою уральскую глыбу тоже не можем, таможенные волокиты займут много времени и ресурсы. Но, зато мы в Уфе приготовили плиту из черного цвета (габбро-норит) для установки на гранитную глыбу. Эту плиту (размером 170×85 см) мы осенью привезем с делегацией на место установки. Остается нам найти гранитную глыбу красного цвета. Очень надеемся в этом на ваше понимание.
Немного сохранив паузу, спросил разрешения завершить свои мысли:
— Кроме денежных вопросов, важным фактором в данном вопросе является то, что при освобождении Украины башкирский народ отдал на алтарь победы огромные жертвы, погибли самые лучщие сыновья народа. С боями пройдя славный путь, наша кавалерийская дивизия дошла до Берлина, стала гвардейской. Сам командир дивизии М.Шаймуратов героически погиб при выходе из рейда в районе Дебальцево-Чернухино-Штеровка. За героизм и отвагу 78 воинов дивизии удостоились высокого звания Героя Советского Союза, 5 воинов стали полными кавалерами ордена Славы. Это рекордное по количеству ГСС в сухопутных войсках РККА за годы войны! Башкирская кавалерийская дивизия в составе 8-го (7-го гвардейского) кавкорпуса внесла неоценимый вклад для освобождения этой земли от немецко-фашистских захватчиков. Например, находясь в авангарде корпуса, 58-й кавалерийский полк дивизии, под командованием Т. Т. Кусимова и еще 60-й, 62-й кавполки сходу форсировали Днепр в конце сентября 1943 года, за что 54 воина дивизии удостоились высокого звания ГСС. Это небывалый массовый героизм и пример мужества.
— К тому же, башкирские воины в истории не раз принимали участие в освобождении этих земель от внешних врагов Отечества. Это было и в 1812 году, где 15 конных башкирских полков совместно с поволжским ополчением по всему фронту стояли на страже и не допускали прорыва французских войск на территорию.
В мае 1919 года башкирская кавалерийская бригада под командованием Мусы Муртазина трижды переправлялись через р. Днепр, чтобы изгнать врагов советской власти и белых польских частей.
Одним словом, завершая свой ответ, хочу сказать, что за всю историю вся эта земля достаточно обильно пропитана башкирской кровью. Это помнят в Башкортостане. Образно говоря, а может поэтому тот гранит, который Вы добываете, стал кроваво-красным, как застывший сгусток крови башкирских воинов?
Завершив свой ответ в спокойном тоне, я достал книгу «Воинская слава башкирского народа» (авт. составитель А.Ш. Ярмуллин) и вручил Аглиуллину. Тут же Равиль Мингаязович начал листать книгу, увидел фотографии воинов 112-й Башкавдивизии, М. М. Шаймуратова. Пока все с большим интересом листали книгу, каждому из них подарил маленькие сувенирные баночки с башкирским медом: «Отведайте, пожалуйста, нашего башкирского меда!»
С собой у меня был подарочный курай. Спросил разрешения, чтобы позволили мне исполнить мелодии на курае в честь щедрых и внимательных хозяев. Встал с места и исполнил народную мелодию «Урал». Как только начал играть, хозяева друг за другом встали с места и до конца мелодии слушали стоя. Закончив играть, я спросил хозяев, удобно ли им слушать мелодии в данный момент. Все дружно попросили еще повторить игру на курае, спросили, как называется. Исполнил мелодию «Кахым-туря». Еще попросили продолжить. В честь самого хозяина Аглиуллина исполнил «Форт-Перовский». Перед тем, как играть, коротко изложил содержание и легенду мелодии. Во время игры все мои тревоги и внутренние волнения исчезли. Слушали внимательно. Закончив игру на курае, я поблагодарил за уделенное мне внимание и, обращаясь к Равилю Мингаязовичу, сказал:
— «Первая часть моей миссии на этом завершилась! Разрешите в знак уважения, на память подарить вам этот курай с выгравированной надписью: «Батыры прославляют Башкортостан».
Аглиуллин встал с места, подошел ко мне и крепко по-братски обнял меня:
— Спасибо! Убедил! Мы с вами по Родине земляки — соседи. После ваших убедительных аргументов, ради героического башкирского народа, мы готовы любую гранитную глыбу предоставить бесплатно, по вашему выбору!
21.09-03.10.2009 г.
Продолжение следует …