В 2022 г. в центре Уфы, на Советской площади открыт мощный мемориальный комплекс, посвященный Минигали Шаймуратову и воинам Башкирской кавалерийской дивизии. Место выбрано целенаправленно, в рамках продолжения (конструирования) традиции: по аргументации одного из основных инициаторов сооружения данного мемориала, первого вице-премьера РБ Азата Бадранова «можно считать, что в годы Великой Отечественной войны отрезок улиц Пушкина и Советской с находящимися на них зданиями, представляли административно-политический центр БАССР. Поэтому не случайно, по информации историка 112-й Башкирской кавалерийской дивизии Т. Х. Ахмадиева, именно здесь, в здании Совнаркома БАССР 25 марта 1942 г. состоялись торжественные проводы дивизии от имени Президиума Верховного Совета и СНК БАССР. На них присутствовали командир дивизии М. М. Шаймуратов, командиры полков и комиссары, а также руководители предприятий и организаций участвовавших в формировании дивизии» [1]. Однако историческая справка послужила только основой для актуализации данной традиции: после открытия мемориала именно данная площадь стала местом официальных проводов добровольцев на фронт СВО. Помимо памятника, патриотических «шаймуратовских классов» в школах республики, именем Шаймуратова был назван первый добровольческий батальон, при самой широкой информационной поддержке РБ набранный для участия в боевых действиях в СВО на Украине. По очевидной аналогии с Башкирской кавалерийской дивизией добровольческие «башкирские батальоны» по возможности обеспечиваются максимально возможной поддержкой РБ.
Интересно, что для негласного соблюдения этнического символического баланса второму добровольческому батальону было присвоено имя Героя РФ майора ВДВ Александра Доставалова. Последующие батальоны получали наименования также в рамках мемориально-символической стратегии, успешно апробированной на примере с генералом Шаймуратовым: с одной стороны, с учетом национальной традиции (башкир, русских, татар) и этнического символического баланса, с другой стороны — традиции межнациональной и гражданской солидарности. Так, четвертый добровольческий батальон получил имя Даяна Мурзина — легендарного разведчика, героя партизанского движения на Украине и Сопротивления в Чехословакии, а Башкирский штурмовой отряд — Гази Загитова, одного из героев, первыми водрузивших красное знамя над Рейхстагом. Оба героя — татары по национальности (в национальном составе РБ более 90% составляют три наиболее крупных этнических сегмента: русские (37,5%), башкиры (31,5%), татары (24,2%). Показательно, что все варианты памятников генералу Шаймуратову, при достаточно бурной полемике вокруг них, естественным образом заказываются в традиционном для башкирской культуры образе воина-всадника, подобно памятникам тому же Салавату Юлаеву.
Эта преемственность имела и буквальное подтверждение: при информационной кампании по гражданскому почитанию генерала Шаймуратова в СМИ и социальной рекламе широко использовался лозунг самого Шаймуратова: «Потомки Салавата отступать не умеют!». Именно эта преемственность традиции и является залогом несомненной успешности данной акции.
Отсюда и попытки несистемной оппозиции приписать местным властям попытку вытеснить образом генерала Шаймуратова образ Салавата Юлаева. Радикальные интерпретации подобных слухов отразил, например, в своем постинге известный неформальный лидер просалафитских джамаатов (ныне релокант, перешедший на радикально антироссийские позиции) Ишмурат Хайбуллин: «Ходит слух, что вместо памятника Салавату Юлаеву могут поставить памятник Минигали Шаймуратову. Это, конечно же, глупый слух». Властям приписывалось намерение, которое на самом деле было бы абсурдным, поскольку эти образы занимают в массовом сознании разные исторические и символические ниши и не противостоят, а укрепляют друг друга, национальную, региональную и общегражданскую идентичность. Факт, что Салават Юлаев является символом Башкирии, разумеется, постоянно подчеркивают и Глава РБ Радий Хабиров и члены его команды.
Более того, возможно, учитывая этот факт, третий и четвертый добровольческие башкирские батальоны, отправленные на СВО по линии Росгвардии, наряду с первым и вторым батальонами имени Шаймуратова и Доставалова, названы именно именем Салавата Юлаева. Очевидна демонстративная аналогия с прецедентами Великой Отечественной войны: в 1943 г. в Башкирии был сформирован 1292-й Башкирский истребительнопротивотанковый артиллерийский полк им. Салавата Юлаева, который начал свой боевой путь с боев на Правобережной Украине и закончил войну в Германии.
Окончательно все подозрения по поводу противопоставления образов Салавата Юлаева и Минигали Шаймуратова были опровергнуты с открытием мемориального комплекса на Советской площади в Уфе. Помимо типологической преемственности (военачальник в образе всадника-батыра), преемственность с образом Салавата Юлаева воплощена в монументе визуально, представляя собой как бы скульптурную летопись башкирской воинской доблести, включая в ее пантеон и фигуру главного башкирского национального героя. А именно, на левой стороне постамента для конной фигуры генерала Шаймуратова, полностью покрытого барельефными композициями, изображено лицо Салавата Юлаева (в эталонном экранизированном воплощении актера Арслана Мубарякова и скульптурном — Сосланбека Тавасиева).
Среди композиций на барельефах — фигуры башкирских воинов, как рядом с ликом Салавата, — это могут быть и повстанцы, и бойцы башкирских полков на царской службе (с момента добровольного вхождения в состав России башкирские полки воевали во всех войнах России, кроме Кавказской), чуть далее, — колонны башкирской конницы, проходящие сквозь Триумфальную арку в Париже в составе российской армии в занятии Парижа по окончании походов против Наполеона в 1812–14 гг., а также башкирские кочевья, символы башкирских кланов (священные птицы: беркут Кыпсаков, удод Гайна и т. п.), мифический герой башкирского эпоса Урал-батыр, оседлавший Толпара (крылатый конь башкирского эпоса) со своим львом и т. д.
Возвращаясь к образу командира 112-й Башкирской кавалерийской дивизии, отметим, что, в целом, акции гражданского почитания генерала Шаймуратова удачно вписались в символическую сферу народов Башкортостана, как комплементарный всем, объединяющий символ — при этом не теряющий своей башкирской специфики.
___________
[1] Бадранов А. Ш. Советская площадь и генерал Шаймуратов // Ватандаш. 8 мая 2020 г.
Продолжение следует…