Поэт Айдар Хусаинов и школьники
Все новости
НАУКА
10 Июля , 17:00

Трансформация образов национальных героев. Часть третья

Векторы мемориально-символического позиционирования на материале Башкортостана в межрегиональном контексте. Монография

У памятника Салавату Юлаеву проводили свои мероприятия башкирские национальные и националистические организации. Но, что важнее для нашей темы, у данного памятника собиралась для общения на «Ритайым» башкирская студенческая молодежь, преимущественно иногородняя, из расположенных рядом общежитий. Это популярная площадка и для досуга, и для политизированных акций.

Именно здесь, на площади Салавата Юлаева ночью 11 октября, в День Республики Башкортостан, собрались стихийные народные гуляния башкирской молодежи при известии об отставке Главы РБ Р. З. Хамитова и назначении на данный пост Р. Ф. Хабирова. На той же площади проводились массовые мероприятия как оппозиционного, так и лоялистского по отношению к администрации Р. Ф. Хабирова характера в январе 2024 г. С другой стороны, именно популярностью памятника и образа народного героя обусловлен и конфликтный потенциал их позиционирования.

Именно Салават Юлаев оказался наиболее популярной точкой приложения для скандальных демаршей: любое критическое действие в отношении данного образа служило поводом для оперативной и демонстративной ответной мобилизации башкирской общественности. И, соответственно, для политтехнологов – удобным способом такую мобилизацию будировать. Попытка комплексной, крайне агрессивной дискредитации Салавата Юлаева предпринималась на фоне кампании по смене правящего до 2010 г. режима в РБ через маргинальный сайт «Уфа губернская» («Уфагубъ»). Так, при поддержке директором ЦЭМ ИИ АН РТ им. Ш. Марджани, проф. Д. М. Исхаковым этим пулом была предпринята атака на образ Салавата Юлаева. Упомянутый сайт в период правления М. Г. Рахимова являлся одним из инструментов искусственного конструирования этнической («русской» и «татарской») оппозиции, что само по себе являлось крайне деструктивным явлением. Уже при Р. З. Хамитове этот сайт «Уфагубъ» был справедливо признан экстремистским, условно осуждены за разжигание межнациональной розни все его инициаторы.

Отметим, что сами информационные атаки на образ Салавата Юлаева и демонстративные попытки формирования символической альтернативы ему наносили и наносят совершенно целенаправленный удар именно по концепту дружбы народов, который он олицетворял в доставшейся от СССР системе гражданского почитания национальных героев.

При этом любопытны и отдельные курьезные коллизии в духе постмодерна. Так, 5 октября 2019 г. в социальных сетях РБ возник новый скандал. Поводом стала афиша Стерлитамакского государственного театрально-концертного объединения с анонсом детского спектакля «Три богатыря и Соловей-разбойник». Активисты усмотрели в афишах «попытку десакрализации башкирских ценностей». Так, в соцсети Facebook* (позже запрещена в РФ решением суда) распространялся возмущенный пост о том, что на указанных афишах «Соловей-разбойник нарисован “явным башкиром”». «Лично меня задело даже не то, что он держит в руках курай, а серьга на ухе Соловья-разбойника. Такая же, как у Салавата Юлаева». Аналогичное обращение активисты разместили и на страницах аккаунтов в соцсетях главы республики Радия Хабирова: «Радий Фаритович, ЬаумыБытыз!!! Стерлитамакский драмтеатр занимается разжиганием межнациональной розни. На 13 октября анонсировали сказку «Три богатыря», в афише к данной сказке нарисован в уничижительной форме башкир с национальным головным убором и кураем на руках. Издевательство. Башкортостан дружная республика, в ней нет места межнациональной розни. Разберитесь пожалуйста!!!» [1]. Наблюдается явная тенденция стереотипизации и ритуализации подобной реакции в рамках культурного и символического пространства Башкортостана.

В этом контексте интересен момент, что «идентифицирующим» признаком послужила серьга в ухе нарисованного на афише Соловья-разбойника. Дело в том, что серьга присутствует только и исключительно на памятнике Салавату Юлаеву в Уфе: его автор, осетин по национальности Сосланбек Тавасиев изобразил ее по ошибке – очевидно, в рамках русской советской культуры, где она служит признаком экзотической брутальности (с ней изображаются казаки, разбойники, пираты) и по аналогии с хорошо известными ему по Гражданской войне (С. Д. Тавасиев воевал в партизанском отряде «Красный шариат») терскими и кубанскими казаками, у которых серьгой отмечался единственный кормилец в семье для различения в строю (например, при вызове добровольцев на опасное задание). Башкиры же никогда подобные серьги не носили, и даже по казачьим обычаям она была бы немыслима у одного из трех сыновей старшины Шайтан-Кудейского юрта, сотника башкирской императорской иррегулярной конницы и бригадира таковой у самозваного «Петра III», Е. И. Пугачева. Более того, ни на одном другом из многочисленных изображений Салавата этот анахронизм не повторяется, и серьги, естественно, нет. Как не упоминается она и в дошедшем до нас прижизненном официальном описании внешности Салавата Юлаева.

В данной коллизии интересно, насколько признаки городского памятника отождествились в современном народном сознании с признаками самого исторического персонажа. Любопытна и степень забвения советских культурных стереотипов: Соловей-разбойник изображен на афише с серьгой в полном соответствии с ними, растиражированными в известных советских фильмах и мультфильмах, и не вызывавших никакой конфликтности в советской, нефрустрированной городской среде, – поскольку олицетворял лишь эпических противников былинной Руси (печенеги, хазары, половцы). Кстати, по тексту детского спектакля – на самом деле, совершенно безобидного и гротескного, Соловей – печенег, и персонаж скорее положительный. Играл его действительно башкир, как башкирами по национальности были и все занятые в постановке актеры, включая играющих роли русских богатырей (также весьма комичные). Заметим также, что подобный акцент на экзотической брутальности – типично урбанизационное в социопсихологическом плане явление. Конфликт носил явно случайный и курьезно постмодернистский характер, и был оперативно купирован: Стерлитамакское государственное театрально-концертное объединение изъяло из употребления злополучные афиши и принесло извинения за выпуск.

Значительно более широкий резонанс имел конфликт 15 апреля 2018 г., когда телеканал ТНТ выпустил в эфир запись «Комик в городе», где комик Руслан Белый** (ныне релокант и иноагент), будучи в Уфе, оскорбил память башкирского национального героя, назвав «бандитом» Салавата Юлаева. Реакция оказалась резонансной: внушительный народный сход в Уфе с требованиями к властям РБ и РФ и возложением цветов к памятнику Салавату, массовое возмущение множества общественных групп: национальных (например, оппонентных друг другу исполкома МСОО «Всемирный Курултай башкир» (крупнейший международный союз башкирских организаций) и БОО «Башкорт» (позже запрещена судом как экстремистская), мусульманских, спортивных («Тархан», бойцы которого нашли комика в Ульяновске, потребовав его извинений), «Воркаут Башкортостан», ХК «Салават Юлаев», чемпион России стронгмена Эльбруса Нигматуллина и др.). Чемпион США по боксу версии WBA NABA USA Хабир Сулейманов опубликовал запрос в прокуратуру РФ о проверке выпуска на факт разжигания межнациональной розни. В защиту памяти башкирского батыра, помимо множества деятелей науки и культуры из Башкортостана, выступили известные российские ученые международного уровня, в частности, проф. С. Г. Кара-Мурза, проф. Г. Г. Малинецкий и др.

Итак, приведенный материал подтверждает, что образ Салавата обладает высоким мобилизационным потенциалом как для политизированной этничности, так и шире, для формирования структур этнической и гражданской солидарности.

Однако в настоящее время данный сюжет вновь актуализирован, причем эта актуализация грозит стать беспрецедентной.

 

_____________

* – принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией, ее деятельность запрещена на территории РФ.

** признан Минюстом РФ иноагентом.

 

[1] Жители Башкирии назвали издевательством афишу Стерлитамакского театрально-концертного объединения. Sterlitamak-city. 07.10.2019. URL.: https://sterlitamakcity.ru/kultura/18175-zhiteli- bashkirii-nazvali-izdevatelstvom-afishu-sterlitamakskogo-teatralno-koncertnogo-obedineniya.html Дата обращения: 15 декабря 2024 г.

 

Продолжение следует…

Автор: Азат БЕРДИН
Читайте нас: